ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.08.2021

Просмотров: 500

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14. Биография Ахмета Байтурсынова.

Место рождения урочище Сартыбек ,Тургайский уезд. Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу. Преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов. Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. В конце 1917 был выбран в Учредительное собрание от Тургайского избирательного округа.

15. Прочитайте наизусть одно из слов-назиданий Абая.

Казах не беспокоится о том, угодны ли Богу его моления. Он делает только то, что делают другие — встает и падает, молясь. С Богом обходится примерно как с купцом, явившимся за долгом: «Это все, что имею, хочешь — бери, не хочешь — не из-под земли же я достану тебе скот». Не будет утруждать себя, думая, ломая язык, обучаясь, заботясь об очищении веры. «Это все, что знаю, не браться же за учебу на старости лет. Главное — не попрекнули бы, что не молюсь, а что язык коряв- не беда.»

Разве у него язык устроен не так, как у других?

16. Многообразие крестьянских образов в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить

Отправляя в путь крестьян-правдоискателей, Н. А. Некрасов не просто показывает нам людей разных сословий, составляя портрет России второй половины XIX столетияПеред нами — целая галерея образов, самых разных характеров, самых разных взглядов на жизнь. Проходят перед глазами читателя, как живые, праведники и прохвосты, труженики и лентяи, непокорные и блюдолизы, бунтари и холопы. О ком-то поэт рассказывает подробно и ярко, кто-то изображен одним выразительным штрихом. Даже наши крестьяне-правдоискатели из мест с такими

говорящими названиями —
Подтянутой губернии,
Пустопорожней волости,
Из разных деревень —
Несытова, Неелова,


не однородная безликая масса, а люди со своим прошлым, своими пристрастиями. Бросив дом и свои дела ради великой цели — найти смысл крестьянской жизни, узнать, кому живется весело, вольготно на Руси — они не представляют себе жизнь в безделии. Не только за исповедь Матрены Тимофеевны платят они работой — труд становится потребностью. Мужики отходят от поиска счастливых, среди попов, помещиков и прочих представителей иерархической верхушки, может, потому, что не уважают бездельников, не отличающих «ржаного колоса от ячменного».

Отрывок:


Мужик что бык: втемяшится

В башку какая блажь -

Колом ее оттудова

Не выбьешь: упираются,

Всяк на своем стоит!

Такой ли спор затеяли,

Что думают прохожие -

Знать, клад нашли ребятушки

И делят меж собой...

17. Творчество М.Шаханова.

В период независимости произведения известного казахского поэта Мухтара Шаханова активно переводятся на иностранные языки и получают широкое распространение в мировом сообществе. Во многих городах мира проходили презентации книг Мухтара Шаханова. В 1999 году  книга «Заблуждение цивилизации» была переведена на турецкий язык и язык урду. Выход в свет этой книги в Турции и Пакистане сопровождался проведением поэтических вечеров казахского поэта. В этом же году в Германии и Швейцарии прошла презентация книги «Заблуждение цивилизации» на немецком языке. 1966 — сборник стихов «Счастье»;

1968 — «Баллады»;

1970 — «Новолуние»;

1974 — «Орлы не садятся на сопки»;

1977 — «Царство доверия»;

1975 — повесть «Сейхундария» (древняя легенда о Сырдарье);

1977 — «Царство доверия»;

1979 — «Не любимых не ждут»;

Писатель, член правления Финского ПЕН-клуба Юкка Маллинен сравнивает Мухтара Шаханова с великими мыслителями и поэтами Центральной Азии: «Подобно своему великому предку, философу из Отрара Абу Насру аль-Фараби, названному вторым Аристотелем мира, он смело и масштабно размышляет о состоянии нынешней цивилизации. 

18. Прочитать наизусть стихотворение Б. Пастернака.

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельем

У выписавшегося из больницы.


Где вечер пуст, как прерванный рассказ,

Оставленный звездой без продолженья

К недоуменью тысяч шумных глаз,

Бездонных и лишенных выраженья.

19.«Деревенская проза»:истоки,проблемы,герои.Герои Шукшина.

Деревенская проза занимает одно из ведущих мест в русской литературе. Основные темы, которые затрагиваются в романах такого жанра, можно назвать вечными. Это вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям и другие проблемы, актуальные в любое время.
Особое место в этом ряду занимает творчество мастера народного слова, искреннего певца родной земли Василия Шукшина. Писатель родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. Благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю, труд человека на ней, научился понимать и чувствовать сельскую жизнь. С самого начала творческого пути Василий Шукшин находит новые пути в изображении человека. Его герои непривычны и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. И как говорил сам Шукшин, его интересовала одна тема: судьба русского крестьянства. Память, размышления о жизни всегда приводили писателя в село, где он видел “острейшие схлесты и конфликты”. “Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми”, — писал Шукшин. Самобытность этого писателя объясняется не только его талантом, но и тем, что он с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую правду. Наверное, поэтому герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти и непонятным. Шукшин не выдумывал своего героя, он брал его из жизни. 


20. Спандияр Кубеев -продолжатель педагогических идей Л.Толстого, Ы.Алтынсарина Спандияр Кубеев родился 1 октября 1878 г. в ауле Алакуль (ныне с.Аксуат) Мендыкаринской волости Кустанайского уезда. В 1887 г. поступает в двухклассную русско-казахскую школу. По окончании педагогического класса, в 1901 году начинает работать учителем в ауле Кишикум Тологайской волости Иргизского уезда. С тех пор вся жизнь С.Кубеева была связана с обучением и воспитанием казахских детей.

С.Кубеев принимал активное участие в создании системы народного образования, написал много статей методического характера, по его инициативе были открыты Тубекская, Каркинская, Шолаксайская, Боровская, Уалисайская школы. В 1931 году им была организована Аксуатская семилетняя школа, по ходатайству ее бессменного директора С.Кубеева в 1944 году преобразованная в среднюю школу. Опыт работы в этой школе был описан им в книге “Сбывшаяся мечта”, изданной в 1951 году. В 1944 году ему присвоено звание “Заслуженный учитель Каз.ССР”.Преподавал русский язык и литературу казахским детям. В педагогической деятельности следовал методам преподавания И. Алтынсарина.

Первая книга вышла в 1910 году в Казани и называлась «Үлгілі тәржіме» («Образцовый перевод») с переводами басен Ивана Андреевича Крылова и собственные басни.

Он также составил учебник для чтения казахских школ «Примерное дитя» по принципу хрестоматии К. Ушинского«Родное слово». В книгу вошли переведенные им басни И. Крылова, легенды, стихи русских писателей-педагогов, образцы казахского фольклора, короткие рассказы о природных явлениях и животном мире.

В 1913 году был издан первый казахский роман — «Калым». Автор первого казахского романа «Выкуп» (1913), в котором он подверг критике патриархальный быт, угнетение аульной бедноты, бесправное положение женщины.

21. Прочитайте наизусть стихотворение периода Великой Отечественной войны.

Разулся, ноги просушил,

Согрелся на ночлеге,

И человеку дом тот мил,

Неведомый вовеки.

Дом у Днепра иль за Днепром,

Своим натопленный двором,—

Ни мой, ни твой, ничейный,

Пропахший обувью сырой,

Солдатским потом, да махрой,

Да смазкою ружейной.

И, покидая угол тот,

Солдат, жилец бездомный,

О нем, бывает, и вздохнет,

И жизнь пройдет, а вспомнит!

22. Драматургия А.Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын».

Имя А.Вампилова широко известно не только у нас в стране, но далеко за её пределами.

Его пьесы "Утиная охота", "Старший сын", "Прощание в июне", "Прошлым летом в Чулимске" и "Провинциальные анекдоты" по праву вошли в золотой фонд отечественной драматургии.

А.Вампилов работал корреспондентом газеты "Советская молодёжь", писал рассказы, очерки, фельетоны.

Он был молод, но хорошо знал людей и жизнь, которую наблюдал непрестанно и серьёзно. Он писал только правду, настоящую правду жизни и человеческих характеров.


Кажется, что главный вопрос, который задаёт Вампилов:

"Останешься ли ты, человек, человеком?

Пьеса "Старший сын" написана в 1965 году. Первоначальное название "Женихи", затем "Предместье" Впервые поставлена в Иркутском драматическом театре имени Охлопкова в 1969 году. Фабула пьесы «Старший сын» несложна. Двух юношей — студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севастьянова) — свел случай на танцах. Проводив домой двух девушек, живущих в предместье города, они опаздывают на последнюю электричку и им приходится искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Находчивому Сильве приходит в голову мысль придумать историю о том, что Бусыгин — старший сын Андрея Григорьевича Сарафанова, что он якобы родился у женщины, с которой судьба случайно свела Сарафанова в конце войны. Чтобы как-то скоротать ночь, Бусыгин не опровергает этот вымысел.

Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось — пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова — десятиклассник Васенька — влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок, и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший без отца, в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему понравилась Нина. Конец у пьесы благополучный. Володя честно признается, что он не сын Сарафанова. Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частым гостем этой семьи.

Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как ее главный герой — Володя Бусыгин — вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всем проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину.

23. Творческий путь С.Торайгырова.

Следуя примеру наставника, Султанмахмут сам начал сочинять стихи и рассказы. Мечтая продолжить ученье, С. Торайгыров в 1912 году поступает в медресе в городе Троицке, но, не проучившись и года, оставляет учебу из-за болезни. В 1913 году он учительствует в казахском ауле близ Троицка, а осенью возвращается в город и становится секретарем редакции журнала «Айкап», на страницах которого впервые выступает как поэт и публицист. Благодаря журналу С. Торайгыров смог познакомить со своим творчеством широкий круг читателей, поверил в свое призвание и твердо решил связать свое будущее с поэзией. Юношескую лирику С. Торайгырова отмечает тяготение к гражданской общественной тематике, пафос обновления жизни на основе знаний, выработанных человечеством. 


Социальное положение и судьба казахской женщины занимает особое место в творчестве С. Торайгырова (стихотворения «Во сне я видел жалостное положение», «Стройной красотке», «Любовь к девушке», «Гуляим», «Милая душа моя», поэма «Камар Сулу»). Одна из признанных вершин творчества С. Торайгырова – философская поэма «Жизнь в заблуждениях», рассказывающая о цели и смысле человеческого существования, о возвышенных идеалах и суровой реальности.

Вклад Султанмахмута Торайгырова в казахскую поэзию очень значителен, его стихи по праву вошли в сокровищницу казахской литературы. Войдя в школьную программу, они, несомненно, стали достоянием нескольких поколений.

Творчеству поэта посвятил свой роман-трилогию «Мечта поэта», «Путь мечты», «У подножия Баян-аула» известный казахский поэт Дихан Абилев. Трилогия вышла на казахском и русском языках.

Произведения С. Торайгырова издавались отдельными сборниками. Лучшие из них вошли в хрестоматии и антологии казахской поэзии.

24. Рассказать наизусть стихотворение В. Маяковского.

Не смоют любовь

ни ссоры,

ни вёрсты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих строкопёрстый,

клянусь —

люблю

неизменно и верно!

25. Смысл теории Родиона Раскольникова и причины её крушения.

Молодой человек, исключенный из студентов университета иживущий в крайней бедности, поддавшись некоторым странным неоконченнымидеям решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбиводну старуху При этом деньги, полученные таким путем, студент хочетупотребить на благие цели закончить курс в университете, помочь матери исестре, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклоннымв исполнении гуманного долга к человечеству .В этомвысказывании

Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы студент,живущий в крайней бедности и поддавшись некоторым страннымнеоконченным идеям . Именно эти две фразы являются ключевыми для пониманияпричинно-следственной связи романа. Что было раньше бедственное положениегероя, приведшее к болезни и к болезненной теории, или теория, явившаясяпричиной ужасного положения Раскольникова.Достоевский всвоем романе изображает столкновение теории с логикой жизни.

По мнениюписателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает,делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самуюпреступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философскаямысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений,а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненнымипроцессами, опровергающими эту теорию.

26. Магжан Жумабаев. Жизнь и творчество.

Магжан Жумабаев родился и вырос в зажиточной многодетной казахской семье. Его родители — известные, знатные люди из рода Атыгай. Благодаря заботе отца все дети получили необходимое начальное образование, тогда как не каждый родитель мог позволить такую роскошь[1].