ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.08.2021

Просмотров: 487

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1905—1910 гг. — учёба в медресе Петропавловска[2], где преподавали арабский, фарси, турецкий языки.

1910—1911 гг. — учёба в медресе «Галия» в Уфе, среди наставников — классик татарской литературы

в Казани выходит его первый поэтический сборник «Шолпан» арабским шрифтом на казахском языке. Он получает известность среди казахской интеллигенции. открывает в Омске и Петропавловске курсы казахских учителей и становится их директором.

В 1922 году приглашен председателем Совнаркома Туркестанского края Тураром Рыскуловым преподавать в Казахско-кыргызском институте просвещения в Ташкенте. Активно сотрудничает в газетах и журналах («Акжол», «Сана», «Шолпан» и др.), публикует множество стихов и поэм, а также ряд исследовательских литературных работ. Выпускает второй сборник стихов и поэм в Ташкенте и издаёт в Оренбурге фундаментальный научный труд «Педагогика».

завершив учёбу, возвращается в Казахстан, работает учителем

«Свеча в ураганной ночи» (жизнь и творчество М.Жумабаева). Редактор-составитель, автор вступительного слова и предисловий к разделам — член Союза писателей Казахстана Владимир Шестериков. Петропавловск: Областной комитет по культуре,1993.

«Поэзия и судьба» (О творчестве Магжана Жумабаева): Библиографический указатель/ОУНБ им. С.Муканова; Сост. Ашимова, Петрова, Пискунова. Петропавловск, 1993.

Кошенова Р. Н. «Педагогические взгляды М. Жумабаева», Алматы, 1995 г.

Елеукенов Ш. Магжан. Творческая биография", Алматы, «Санат», 1995.

«Пророк и падишах национальной поэзии» (библиографический указатель), Алматы, Центр. научная библиотека АН Казахстана, 2001.

27. Рассказать наизусть стихотворение С. Есенина.

До свиданья, друг мой, до свиданья. 
Милый мой, ты у меня в груди. 
Предназначенное расставанье 
Обещает встречу впереди. 
До свиданья, друг мой, без руки, без слова, 
Не грусти и не печаль бровей, — 
В этой жизни умирать не ново, 
Но и жить, конечно, не новей.

28. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Центральный образ романа — Родион Раскольников. Его преступление — индивидуалистический бунт против порядков окружающей его жизни. Его теория основывается на том, что общество и человек по сути своей преступны, потому такого понятия, как «преступление», не существует. Раскольников хочет помочь людям, но понимает, что, совершая что-либо в этом мире, надо "играть по правилам" этого мира, т. е. действовать, не выбирая средств. Раскольников решается на преступление не сразу, его подталкивают к нему страдания человеческие, которые он видит вокруг (встреча с Мармеладовым, письмо из дома, пьяная девочка на бульваре, подслушанный разговор в бильярдной, сон о лошади).

Суть и основное идейное содержание романа — развенчание теории Раскольникова. Несостоятельность теории Раскольникова начинает обнаруживаться уже во время совершения преступления. Жизнь не может уместиться в логическую схему, и хорошо рассчитанный «сценарий» 


Казалось бы, Сонечка – проститутка, порочная девушка без надежды на исправление, бедная и опустившаяся. С первого взгляда ее тоже можно принять за преступницу, как и Раскольникова. С той лишь разницей, что Родион убивает других, а она постепенно губит себя, продавая свое тело за деньги. Раскольников переступил через других ради себя, а Сонечка – через себя ради других. Но, как оказалось позже, Соня обладает душой, она изо всех сил старалась помочь семье, хотя та была ей не родной, и даже отправилась в Сибирь на каторгу вслед за Родионом. Она оказалась способной любить и ради любви делать все, что было в ее силах. 
    У Сони Раскольников находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу, включая даже каторгу. Она по просьбе Раскольникова читает ему Евангелие

29. Творческая биография М.Макатаева. Анализ стихотворения поэта (по выбору).30.

Первые стихи М.Макатаева вышли в Нарынкольской районной газете в 1948 году, в 1954 году несколько произведений в журнале «Әдебиет және искусство» (сейчас «Жұлдыз»), затем много печатался в журнале «Қазақ әдебиеті» .

За свою короткую жизнь М.Макатаев выпустил несколько сборников стихотворений и поэм, переводы Шекспира и Данте. В его творчество также вошла проза, драма. На многие его стихи были написаны музыкальные произведения. Произведения М.Макатаева объемны и широки они  охватили многие темы родная земля и природа, судьбы людей, жизнь и смерть, матери и дети, любовь и дружба, послания, поэт и поэзия, трудности войны и другие темы. 
Присутствие покоя на земле
Подобно сну младенца в тишине.
Ты, пробудившись, сына не тревожь,
Пусть он ещё понежится во сне.

Рифма: ааба

Размер анапест

В стихотворении пресутствуют сравнения, олицетворения и эпитеты

30.Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и

наказание» (наизусть)

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека.

31. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Краткий пересказ понравившегося произведения.

Лев Николаевич Толстой – выдающийся русский прозаик, драматург и общественный деятель. Родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. По материнской линии писатель принадлежал к именитому роду князей Волконских, а по отцовской – к старинному роду графов Толстых. Прапрадед, прадед, дед и отец Льва Толстого были военными. Представители древнего рода Толстых еще при Иване Грозном служили воеводами во многих городах Руси.


Дед писателя с стороны матери, «потомок Рюрика», князь Николай Сергеевич Волконский, с семи лет был зачислен на военную службу. Он был участником русско-турецкой войны и вышел в отставку в чине генерал-аншефа. Дед писателя с отцовской стороны – граф Николай Ильич Толстой – служил во флоте, а затем в лейб-гвардии Преображенском полку. Отец писателя – граф Николай Ильич Толстой – в семнадцатилетнем возрасте добровольно поступил на военную службу. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, попал в плен к французам и был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж после разгрома армии Наполеона. По материнской линии Толстой находился в родстве с Пушкиными. Их общим предком был боярин И.М. Головин, сподвижник Петра I, вместе с ним обучавшийся корабельному делу. Одна из его дочерей – прабабка поэта, другая – прабабка матери Толстого. Таким образом, Пушкин приходился Толстому четвероюродным дядей.

Лев и собачка

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

32. Казахская литература послевоенного периода.


В послевоенные годы были созданы крупные реалистические полотна. Подъему большой прозы способствовал целый ряд объективных факторов. Возрос общий профессиональный уровень литераторов; определилось гармоническое отношение к традиции, классическому наследию, к достижением мировой литературы.
Наряду с признанными мастерами Мухтаром Ауэзовым, Сабитом Мукановым, Габитом Мусреповым, Габиденом Мустафиным, достигшими в эту пору творческой зрелости, трудились талантливые писатели среднего и младшего поколения: Г. Сланов, Т. Ахтанов, М. Иманжанов, А. Нурпеисов и другие, а также русские литераторы, живущие в Казахстане, — И. Шухов, Н. Анов, Д. Снегин, И. Щеголихин и др. Лучшие произведения стали известны не только всесоюзному читателю, но и получили признание за рубежом («Путь Абая» Мухтара Ауэзова, «Ботагоз» Сабита Муканова, «Солдат из Казахстана» Габита Мусрепова, «Караганда» и «Миллионер» Габидена Мустафина и др.).
Подъем литературы отечественной и зарубежной критикой связывается с общим национальным возрождением народа. Благодаря переводам на русский язык казахские романы стали известны многонациональному читателю нашей страны и за границей. Возросло количество переводов произведений русской литературы на казахский язык. Были выпущены многотомные издания произведений Толстого, Гоголя, Горького и др.

Видные литераторы того времени подчеркивали «невиданный взлет литературы Казахстана», «ставшей большой, профессиональной, всесоюзной и, благодаря этому,— мирового значения литературой». Но этот путь был нелегким.

33. Рассказать наизусть стихотворение М. Цветаевой.

Крестили нас - в одном чану,
Венчали нас - одним венцом,
Томили нас - в одном плену,
Клеймили нас - одним клеймом.

Поставят нам - единый дом.
Прикроют нас - одним холмом.

34. Смысл противопоставления Наполеона и Кутузова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Oбразы Кутузова и Наполеона в «Войне и мире» — это воплощение взглядов Тол­стого на роль выдающейся личности в истории. Два полководца — два полюса рома­на. Писатель не просто противопоставляет две исторические личности — он гениаль­но раскрывает кутузовское и наполеоновское начала в людях, убеждая, что те нормы жизни, которые воплощены в этих великих исторических деятелях, находятся в по­стоянном противоборстве.

Высокий нравственный облик Кутузова как народного героя противопоставлен индивидуализму и жестокости Наполеона, возомнившего себя вершителем судеб мира.

Писатель возмущался историками, которые не увидели в Кутузове великого человека и восторгались Наполеоном.

По мнению Толстого, Кутузова возвышает то народное чувство, которым он все­гда руководствовался в жизни

35. Б. Майлин. Жизнь и творчество.

Беимбет Майлин родился в 1894 году в кочевье Актобе Дамбарской волости Кустанайского уезда. Рано лишился родителей и воспитывался у бабушки Байдас. Научился у муллы понимать казахское письмо в арабском графическом изображении.


С юных лет у Беимбета было особое стремление к учебе. Повзрослев, он поступает в медресе в г. Уфе, где учились многие его сверстники-казахи. В медресе учащиеся изучали религиозные предметы, зубрили назидания, хадисы Корана, а Беимбет нашел еще время для изучения русского языка. При медресе существовала четырехклассная русская школа. Беимбет охотно посещал ее.

Реализм и профессионализм в нашей прозе в подлинном смысле этих слов более чем кем-либо с другим связаны с именем Майлина. Это он был нашим первым прозаиком-художником — и как непревзойденный рассказчик, и как мастер крупной формы в прозе», — так отозвался Габит Мусрепов о большом мастере художественного слова.

Можно только поражаться творческой работоспособности Беимбета Майлина, в период 1923–1937 гг. выпустившего 55 книг. 

Активная творческая деятельность Беимбета Майлина принесла ему заслуженную славу. В 1932 году общественность Казахстана торжественно отпраздновала двадцатилетие писательской деятельности Б. Майлина. Это был один из первых литературных юбилеев в республике.

Почти весь творческий потенциал писатель отдал служению новым идеалам, искренне веря, что наступит светлое будущее. Но, как и многие люди своего поколения, попал под молох сталинских репрессий, став жертвой беззакония.

36. Прочитайте наизусть монолог А.Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (по выбору)

"Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются", - подумал он и упал на спину. 
Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба -- высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками.

37. Богатство внутреннего мира героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их внутренний мир, душевное богатство. Примером могут служить любимые герои Толстого, такие, как князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Писатель показывает нам духовные искания Андрея и Пьера, их отношение к жизни, их любовь, подвиги на войне. 
    Князь - добрый, честный, благородный человек, который прекрасно относится к женщинам, особенно к своей любимой девушке Наташе. Но в то же время, несмотря на все его великолепные, благородные качества, он бывает грубым, резким и слишком гордым, что сильно мешает ему в его и так нелегкой жизни.

Его друг Пьер - полная противоположность ему. Он тоже добрый, благородный, но этот человек сумел найти и призвание в жизни, и женщину, которая полностью понимала и любила его, Наташу Ростову. Пьер также отличался особым качеством, он мог вслушиваться в проблемы чужих людей, мог понять и дать хороший совет, именно эти черты характера не наделила Болконского природа.