Файл: Дать определение конфликтологии, как научной и практической дисциплины.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 972
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
-
Дать определение конфликтологии, как научной и практической дисциплины.
Конфликтология – область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.
До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии, и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.
Конфликтология как научная дисциплины сложилась в 50-60-х гг. XX в. в недрах западной политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.
Конфликтология – теоретико-прикладная дисциплина. Ее содержание слагается из следующих уровней знания:
1) теоретического объяснения конфликта как социального явления, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий;
2) изучение конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни, технологии их регулирования и разрешения. Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин.
2. Проанализировать ситуацию и определить, есть ли перспектива решения проблемы путем переговоров, или в данной ситуации предпочтительнее односторонние действия участников алмазного рынка? Аргументировать свой ответ.
На алмазном рынке ведущее положение принадлежит южноафриканской компании «Де Бирс». Однако в 90-е годы ряд стран, ведущих добычу камней, в частности Австралия. Ангола, Конго, отказались продавать свои сырые алмазы по каналам «Де Бирс». Кроме того, ситуацию обострила кампания общественности против торговли контрабандным сырьем из зон военных конфликтов и призыв к бойкоту «кровавых камней». «Де Бирс» же обвиняют в скупке таких алмазов.
Проблему можно решить с помощью переговоров, представители компании должны убедить компании к сотрудничества, с помощью компромисса, и выстроить свою работу что бы компания оставалась на ведущем месте на алмазном рынке.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2
-
Раскрыть этапы становления конфликтологии как науки, охарактеризовать ее основные понятия и категории.
В развитии конфликтологии выделяют три основных этапа: донаучный, или философский; монодисциплинированный, т.е. когда каждая наука самостоятельно исследовала конфликт, и междисциплинарный, когда предпринимаются попытки создания дисциплины, комплексно исследующий конфликт.
Донаучный этап. Наиболее длительный этап, охватывающий период от эпохи Античности и почти до конца XIX в., когда философы стремились понять, в чем сущность войн и какова их роль в жизни человека и общества. Основной конфликт данного периода – конфликт человека и природы.
Монодисциплинарный этап. Уже в XIX в. начинаются исследования конфликтов в рамках двух основных дисциплин – психологии и социологии. Этот этап характеризуется тем, что все исследования ориентированы на решение задач в рамках одной конкретной науки.
В 1820-1830-е гг. конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению У. Макдугалла, конфликты в обществе неизбежны, т.к людям присущи врожденные инстинкты. Репертуар этих инстинктов определяется психофизической предрасположенностью.
В 30-е гг. ХХ в. было положено начало этологическому подходу к конфликту работами австрийского естествоиспытателя К. Лоренца. Его гипотеза состояла в том, что главной причиной конфликтов он считал агрессивность индивида и толпы.
Источником конфликта К. Левин считал стиль взаимодействия лидера и группы. Он разработал концепцию динамической системы, в которой, когда нарушается равновесие между индивидом и средой, появляются конфликты.
В 1950-1960-е гг. ХХ в. на Западе появляются исследования
, где научный интерес психологов обращен непосредственно к конфликту. Выделяются основные подходы, разрабатываются понятийный аппарат психологической теории конфликта.
В 1960-1970-е гг. начинает формироваться самостоятельное направление – по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия.
Междисциплинарный этап.Конфликтология как самостоятельная дисциплина начинает оформляться на Западе с конца 50-х гг. ХХ в. Особое влияние на ее развитие оказал опыт Второй мировой войны. Развитие конфликтологии характеризуется постепенным соединением теории и практики.
В нашей стране переход к междисциплинарным исследованиям начинается с 1990 г., когда впервые появляются исследования такого типа и проходит конференция по конфликтологии в Красноярске. С этого момента резко повышается интерес к этой сфере.
В 1999 г. вышел первый учебник по конфликтологии, где предпринята попытка систематизации и интеграции научных знаний о конфликтах. Авторы стремились о конфликтах объединить практически все о конфликтах на основе общей методологии.
Конфликтология – наука о конфликтах. Выделяют следующие направления конфликтологии: юридическое, педагогическое, политическое, экологическая конфликтология, социология и психология конфликта. Основы в фундаментальной конфликтологии – это прояснение конфликта, его механизмов, закономерностей развития, а не активное участие в нем.
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.
Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:
- значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;
- наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное препятствие, а не реальность);
- превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной стороны.
В конфликтной ситуации появляются возможные участники конфликта - субъекты или оппоненты, а также предмет спора или объект конфликта. Оппоненты должны выступать от своего лица, а не от третьего лица, не быть средством в реализации чьих-то интересов.
Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая сторона, что вызывает их противодействие.
Предмет спора – получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей.
Конфликтная ситуация – состояние достаточно подвижное, неустойчивое, легко может трансформироваться при изменении любого из составляющих элементов.
Признаки конфликта:
- наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
- неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть справедливо поделен между участниками;
- желание участников продолжать конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.
С. Хэнди установил три уровня конфликтов:
- спор, в процессе которого идет обсуждение, сознание потенциально подготавливается к открытию новых возможностей в ситуации;
- конкуренция, в процессе которой две стороны соперничают, чтобы достичь цели первыми или с лучшими результатами, что стимулирует развитие творчества и мастерства;
- конфликт, который потенциально вреден, потому что одна сторона пытается помешать другой в достижении цели.
2. Участники супружеского конфликта в итоге обсуждения выработали два варианта решения вопроса о том, с кем после развода будет проживать их несовершеннолетний ребенок: или с матерью, или с отцом.
Проанализировать ситуацию и выявить объективные критерии для оценки и выбора окончательного решения проблемы.
Для того, чтобы принять верное решение, суд самостоятельно должен получить ответы на некоторые вопросы. Среди них имеются следующие:
1.К кому из родителей ребёнок испытывает большую привязанность.
2.Рассматривается нравственный портрет каждого из родителей.
3.Рассматриваются возможные условия, которые может создать каждый из родителей для соответствующего воспитания и развития своего ребёнка.
4.Учитывается режим работы родителей.
5. Немаловажным вопросом является материальное обеспечение отца или матери.
6.Учитывается семейное положение, ведь если речь идет о вступлении второго родителя в повторный брак, вероятность получить ребёнка становится меньше.
Критерии для выбора и окончательной оценки решения проблемы: Если на момент развода родителей ребенку уже исполнилось 14 лет, то он (ребенок) самостоятельно определяет с кем из родителей ему жить. Так же учитываются условия проживания, суд рассматривает условия обеих сторон (матери и отца) и определяет у кого ребенку будет комфортнее в жилищном плане. Еще один из родителей может забирать ребенка на выходные к себе, но это решение должно быть обоюдным с обеих сторон, а так же с учетом пожелания ребенка.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3
-
Выявить и описать периоды становления конфликтологии в России.
По мнению А.Анцупова и А.Шипилова, в истории отечественной конфликтологии можно выделить несколько периодов.
1 период – до 1924 года. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах, запечатленное в философии, религии, литературе, народном творчестве. Конфликт изучается в рамках философии, права, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.
2 период – 1924-1990 годы. Период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук - отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук, а к концу периода - 11.
Второй период включает 4 этапа:
Первый этап – 1924-1934 гг. Охватывает первую «волну» публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, математике, социобиологии.
Второй этап – 1935-1948 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой отечественной войной и обстановкой в стране в целом.
Третий этап – 1949-1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.
Четвертый этап – 1973-1989 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации.
3 период – 1990 год - настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций, создаются центры, группы по исследованию и урегулированию конфликтов.
В нашей стране теории конфликтов были мало известны, т. к. зарубежные ученые считали теорию классовой борьбы одной из составляющих конфликтной модели общества, частью социальных конфликтов, а некоторые отрицали научно-материалистическое содержание марксизма. В большинстве теорий противоречия и конфликты считались следствием борьбы за существование.
2. Проанализировать историческое событие и определить, какую функцию выполняли эти переговоры?