Файл: Дать определение конфликтологии, как научной и практической дисциплины.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 978
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изменение системы распределения труда. Как показывает практика, практически во всем полиэтничных государствах складывается негласное разделение труда между группами этносов. А так как каждый труд дает разный доход, то из-за этого начинается скрытая конкуренция между этносами. Когда же существует определенная зависимость между сферами труда и этническими общностями, эта конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает напряжение в межэтнических отношениях – первый признак назревающего конфликта.
Историческая память. Немаловажным детерминирующим фактором этнических конфликтов может выступать историческая память народов, сохраняющая следы насильственных действий в области национальной политики, таких, как произвольное изменение национальных границ, искусственное расчленение этнических общностей, несправедливое национальное устройство, вынужденное переселение «рабочей силы», депортации народов и т.д.
Существует пять способов разрешения способы разрешения межэтнических конфликтов.
Первый способ можно условно назвать гетгоизацией (от слова "гетто"). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероисповедания или по каким-либо другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду – окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды.
Второй способ разрешения конфликтов – ассимиляция, противоположная по сути геттоизации. В случае ассимиляции индивид полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, частью которой он намерен стать.
Третий способ разрешения конфликтов – промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для того чтобы обмен осуществлялся адекватно, то есть приносил пользу и обогащал обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко Четвертый способ решения конфликтов – частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в какой-либо одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере – нормами своей традиционной культуры.
И, наконец, пятый способ разрешения конфликтов – культурная колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести речь тогда, когда представители чужого этноса, прибыв в страну, активно навязывают титульному этносу собственные ценности, нормы и модели поведения.
2. В предложенной ситуации выдайте и проанализируйте следующие элементы и факторы конфликта:
-
конфликтную ситуацию -
объект конфликта -
предмет конфликта -
участников конфликта -
ранг оппонентов -
среду конфликта -
переход конфликта из сферы деловых отношений в личностную сферу -
личностные элементы конфликта.
Ситуация. Шло совещание у начальника ОРСа. Пол полились итоги трудового соревнования за год среди предприятий общественного питания. По всем показателям на первое место претендовала столовая №3. Возражения были только у главного инженера-кулинара ОРСа Евдокимова, сообщившего, что проведенные им на днях анализы в столовой №3 выявили занижение калорийности пиши против нормы, причиной которою может быть либо недовложение продуктов, либо нарушение технологии. В связи с этим он считает, что присваивать столовой классное место пока рано.
Выступление Евдокимова вызвало негодование директора столовой Ширковой. уже немолодой, но энергичной женщины, с большим опытом работы в общественном питании. «Как вам не стыдно, - обрушилась она на Евдокимова, - использовать служебное положение для сведения личных счетов». А комиссии пояснила: «Моя столовая - ближайшая к управлению и Евдокимов часто заходил к нам обедать. Но в перерыв очереди всегда большие, поэтому он обычно обедал у меня в кабинете, я сама его обслуживала, чтобы никого не отрывать от работы. Но вот однажды, месяца два назад, я не смогла его обслужить – была занята – и попросила Евдокимова пообедать в общем зале. Он, как видите, запомнил этот случай. Его анализам я не верю. У нас всегда аккуратно готовят, я сама бываю на закладке продуктов».
Ответ. Конфликтная ситуация – столкновение интересов: директор желает победить в соревновании, Евдокимов утверждает, что столовая не заслуживает первого места. Объект конфликта – столовая №3. Предмет конфликта: Евдокимов - нарушение стандартов столовой №3; директор – желание получить первое место. Участники конфликта: главный инженер-кулинар ОРСа Евдокимов, директор столовой №3(или чего он там директор?). Ранг оппонентов (классификация рангов введена по силовым характеристикам субъекта. Самым слабым считается первый ранг, а самым сильным - третий). Второй ранг. В этом случае участниками конфликта выступают социальные группы или объединения. Интересы группы представляет частное лицо, но мотивировано оно интересами целого сообщества. В подобных ситуациях противостояние может длиться долгое время, а аргументами в спорах выступают силовые ресурсы большой группы людей, поддерживающих одну идею или преследующих единую цель. Среда конфликта – совещание ОРСа. Помещение, кабинет (?) Переход конфликта из сферы деловых отношений в личностную сферу. Влияние конфликта в деловой сфере на личные отношения между инженером-кулинаром и директором, появление неприязни. Личностные элементы конфликта. Жизненные принципы, ценностные ориентации Евдокимова не позволяют ему отдать победу в руки не совсем добросовестного участника, тем самым задевая интересы директора столовой победить в этом соревновании.