Файл: Дать определение конфликтологии, как научной и практической дисциплины.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 975
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 1996 г. экстремисты движения «Тупик Амару» захватили заложников и резиденции японского посла в Перу. В обмен на их освобождение они потребовали освободить из тюрем своих сторонников. Власти около пяти месяцев веди с террористами переговоры, что дало возможность подготовиться к штурму здания и освободить заложников.
Переговоры могут выполнять и «маскировочную» функцию. Эта роль отводится, прежде всего, переговорам с целью достижения побочных эффектов. В этом случае конфликтующие стороны мало заинтересованы в совместном решении проблемы, поскольку решают совсем иные задачи. Особенно явно «маскировочная» функция реализуется в том случае, если одна из конфликтующих сторон стремится успокоить оппонента, выиграть время, создать видимость стремления к сотрудничеству.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4
-
Проанализировать и дать сравнительную характеристику общесоциалогическим направлениям изучения социальных конфликтов.
Конфликт с точки зрения социологии - это, прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий.
Социология является одной из первых наук, выделивших конфликт как самостоятельное явление. На современном этапе в социологии выделяют следующие направления в изучении конфликтов:
1) конфликты в организациях и на производстве – это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в междуорганизационном пространстве.
2) этнические конфликты– конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве.
3) социологические аспекты международных конфликтов. Международные конфликты – несовпадение интересов и целей между двумя или более суверенными государствами, выражающееся в агрессивных выпадах, заявлениях и даже военных действиях.
4) роль конфликта в семейно-брачных отношениях. Семейные конфликты – это противоборство между членами семей на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов.
5) конфликты и преступность в обществе. Преступность объясняется наличием в обществе обособленных групп со сталкивающимися интересами и ценностями. Конфликт является универсальной формой взаимодействия групп в обществе. Когда сталкиваются интересы и цели различных групп, возникает конфликт.
2. Проанализировать притчу и определить, какая модель посредничества имеет место в этой притче? Выявить тип решения?
Жил-был пастух, и было у него три сына. Не желая, чтобы сыновья спорили из-за наследства, он составил завещание, по которому старший сын должен получить половину всех овей, средний -одну треть, а младший - одну шестую масть. Беда в том, что когда пастух умер, в его стаде было 19 овец. Пытаясь поделить наследство, сыновья перессорились, так как девятнадцать не делится поровну ни на два, ни на три, ни на шесть. Тогда они решили обратиться за помощью к одной мудрой старухе. Послушала она, как спорят между собой братья, а выход найти так и не могут, и скачала: «Я знаю, как решить вашу проблему, но за совет вы должны отдать мне одну овцу». Братья подумали и согласились. В результате у них осталось 18 овец, которых можно было замечательно поделить.
При разрешении спора имело место модель медиации. Медиации это технология решения конфликта с участием нейтральной третьей стороны. Задачи медиатора помочь конфликтующим сторонам самим найти решения спорного вопроса. Использован Примиренческий типа решение конфликта посредник поддерживается позиция что всегда можно договориться. Во время спора была предложена альтернатива которая позволила всем сторонам достичь устраивающего их решения.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5
1 Охарактеризовать конфликт, как явление социальной жизни.
Согласно определению конфликт – это столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.
С самого начала возникновения конфликта как научного понятия его теоретики разделились на два основных направления:
· одни рассматривают конфликт в качестве деструктивного элемента, «социального зла», разрушающего общественную систему;
· другие, начиная с Георга Зиммеля, считают конфликт конструктивным явлением, формой проявления развития.
В контексте второго подхода наибольшую известность приобрели теории американских конфликтологов. Л. Козера и К. Боулдинга, а также немецкого политолога Ральфа Дарендорфа.
Концепция «позитивно-фукционального» конфликта развивается Л. Козером в таких работах, как «Функции социального конфликта» (1957г.), «Завершение конфликта» (1970г.) и др. Л. Козер утверждает, что конфликт - это «Борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение друг друга». Ученый выделяет две основные разновидности конфликтов:
1. антагонистические
2. неантагонистические.
Антагонистические конфликты возникают тогда, когда противники не осведомлены о реальных силовых ресурсах друг друга. Если информация о силе врага поступила до начала конфликта, антагонистические интересы могут быть урегулированы ненасильственным путем.
Концепция «статистической и динамической модели» конфликта была сформулирована К. Боулдингом в работе «Конфликт и защита. Общая теория» (1963г.). Автор рассматривает две модели социального конфликта, анализ которых позволяет разработать подходы к регулированию возникающих конфликтов. «Статическая» модель определяет конфликт как систему элементов, представляющих собой стороны конфликта. Особый акцент делается на множество элементов, которыми могут быть:
индивиды и группы, теории, различные объекты.
В динамической модели побудительными мотивами конкурентного поведения являются интересы. Динамику конфликта Боулдинг рассматривает как сумму реакций противоборствующих сторон на внешние раздражители.
В 1960-е гг. выходит программное произведение Р. Дарендорфа, в котором ученый развил свою концепцию «конфликтной модернизации». Конфликт между классами растворяется в других групповых интересах, поэтому в марксистском понимании классовый конфликт исчез.
При выявлении причин того или иного социального конфликта следует учитывать целый комплекс обстоятельств: · экономический интересы
· политический интересы
· социальный престиж
· идеологический, национальные, религиозные, возрастные факторы и т.д.
Основные источники конфликта в обществе являются расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы.
2. Итогом так называемой «странной войны» между Москвой и Литвой (1487 - 1494) стал переход к мирному урегулированию конфликта. Весь 1493 г. прошел в переговорах между великим князем московским Иваном III и великим князем литовским Александром Каземировичем, которые обменивались посланиями через доверенных лиц. В качестве одною из важнейших условий заключения мирного договора Иван Великий выдвинул пункт о признании своего нового титула - знаменитой краткой формулы «государь всея Руси». По отношению к великому князю литовскому это требование звучало почти как оскорбление: ведь именно он и был владетелем большей части этой самой Руси.
Определить, какой тактический прием был использован Иваном III? Объяснить, можно ли его считать манипулятивным и почему?
Ответ: Ход является манипулятивным, так как, если литовский князь владеет большинством русских земель, значит, эти владения переходят под контроль Ивана 3, делая его оппонента вассалом. В качестве тактического приёма используется Вызов, когда один из оппонентов преднамеренно акцентирует внимание на некоторых слабо доказанных местах (в данном случае это незакреплённые за конкретным государством земли).
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6
6. Охарактеризовать методы диагностики конфликтов в организации
Диагностика конфликта — знание основных параметров конфликтного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.
Конечная цель диагностики конфликтов — получение новых и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций, которые реально улучшили бы конструктивное регулирование конфликтов.
Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний.
Наблюдение — прямая и непосредственная регистрация конфликтологом событий и условий, в которых они имеют место. Применяется для изучения конфликтов различного уровня — от внут-риличностного до межгосударственного. Как метод сбор первичной информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий наблюдение обладает рядом достоинств. В ходе наблюдения конфликт воспринимается непосредственно. Наблюдение позволяет оценить действие многих факторов в конфликте, их «весомость» и эффективность воздействия. При наблюдении сохраняется естественность условий, в которых протекает конфликт. Есть возможность изучения конфликта в динамике. Недостатки: частный характер наблюдаемой ситуации; взаимное влияние наблюдателя и конфликта. Полученные таким образом факты несут отпечаток личностной, субъективной оценки. Необходимо учитывать также влияние на результаты изучения конфликта личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя. К недостаткам можно также отнести трудоемкость оформления итогов наблюдения.
Социометрия — социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, разработанный американским социальным психологом и психиатором Я. Морено, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям.