Файл: Коррекция нарушений звукопроизношения детей 7го года жизни с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особенности ЗПР состоят в том, что выявить данное нарушение нельзя в раннем возрасте, поскольку в физическом плане такие дети развиваются как обычно, отклонений не наблюдается. При этом некоторые несоответствия возрасту в психическом развитии ребенка до 4 лет списывают на особенности темпов развития.

Классификация МКБ-10 создает группу «Дети с общими расстройствами психологического развития» (F84). В содержании упомянутой группы представлено два вида патогенетического формирования расстройств психологического развития[26]:

1) инфантилизм, который характеризуется искажением деятельности познания и выражением собственной эмоционально-волевой сферы;

2) ненормативная познавательная деятельность, связанная с тяжелыми астеническими и целеброастеническими состояниями.

Исходя из проведенных исследований К.С. Лебединской было создано психолого-педагогическое описание детей дошкольного возраста, основанная на клинической характеристике [18]:

• Дошкольники, которы переняли конституциональное происхождение по наследству, такое расстройствонащывается гармонический инфантилизм: дети не умеют контролировать в нужной степени свои эмоции, поэтому зачастую кажутся окружающим достаточно младше своего возраста. Им присущи легкая внушаемость, переменчивое настроение, яркость выражаемых эмоций, непредсказуемость поведения.

• Дети, имеющие повреждения в виде травм микромозга, а также мягкую неполноценность ЦНС, носят характер церебрально- органического происхождения. Такое нарушение несет последствия в виде ограничений в познавательной деятельности, задержки в развитии, ограниченный инфантилизм. Эмоциональная сфера также травмирована, ее описание зависит от степени развитости ЗПР у ребенка.

• Дети, у которых присутствуют сильная аллергия, хронические инфекции, врожденные пороки развития, в общем, слабое здоровье, считаются соматогенного происхождения. Так как на этом этапе активно развивается социализация индивида, то болезни могут спровоцировать ее задержку. Именно это происходит из-за того, что ребенок начинает осознавать свои особенности в физическом развитии, следовательно, становится очень не уверенным в себе и собственных силах.

• Дети, у которых присутствует ярко выраженная эмоциональная импульсивность, либо же нерешительность, то есть, незрелость, имеют происхождение психогенного характера ЗПР. У данной подгруппы детей отмечается также неполнота понимания картины окружающего мира и суженный кругозор.


Задержанное развитие психики характеризуется разноплановым формированием некоторых функций психики, либо же ее повреждениями. Данное искажение обуславливается «пограничной» формой дизонтогенеза и откликается в незрелости различных психических функций. Торможение психологического развития отличает детей с ЗПР от нормально развивающихся детей и отражается в поведении, процессе воспитания. У детей с ЗПР отмечается гетерохронность (разновременность) нарушений и существенные отличия как на уровне их выраженности, так и в сценарии последствий.

Как правило, у детей с ЗПР, встречаются серьезные отклонения в здоровье.К таким отклонениям специалисты обычно относят несоответствие показателей роста и веса, слабость в мышцах кистей рук, малый объем легких. Координация заметно страдает на фоне показателей сверстников, дети с ЗПР не отличаются ловкостью или какими-либо скоростными достижениями. У данной группы детей часто встречаются нарушения координации движений, проявляющиеся в неловкости, неуклюжести движений, и симптомы недоразвития моторики (общей и мелкой) [28].

Важнейшей особенностью психического развития детей с задержанным психическим развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти, мышления.

Что касается усваивания информации, то тут тоже заметны особые проблемы. Дети с синдромом ЗПР не могут сосредоточиться, поставить цель, организовать свое пространство, их восприятие информации проходит очень медленно и трудно, активность в обучении практически не отслеживается. Тяжесть вопсриятия информации происходит из-за задержки формирования интегративной мозговой деятельности и, считаю важным отметить, нескольких сенсорных систем, к которым относятся зрительная, слуховая и осязательная. В связи с этим дошкольники с ЗПР часто не могут определить непривычно представленные предметы, допустим, недорисованные картинки или контурные рисунки; им трудно обобщать, соединять рисунок воедино. Дошкольники затрудняются в оценке идентичности форм предметов, воспринимаемых им с помощью осязания и зрения. При рисовании геометрических фигур по образцу дошкольники не могут передать форму и пропорции, неправильно изображают углы, линии и их соединения [28].

У дошкольников с ЗПР скорость зрительного восприятия намного ниже

, чем у их сверстников с нормальным развитием. Нарушение зрительного восприятия ограничивает возможности развития наглядно-образного мышления. Больше всего у детей с ЗПР страдает абстрактное мышление. Обобщение, решение задач по примеру формируется с трудом. Также наблюдается отсталость в словесно-логическом развитии мышления по сравнению с тем, что считается нормой у сверстников. Для детей с задержкой психического развития вполне присущи отклонения в развитии мышления, а именно синтеза, обобщения, абстрагирования, анализа и сравнения [33].

Ещё одна характерная черта развития дошкольников с ЗПР – нарушения памяти. Так, при сравнительно нормальной смысловой и логической памяти у детей проблемная вербальность, также падает продуктивность запечатления, ребята не способны запомнить сложные инструкции, их составляющие и последовательность заданий, что существенно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение детей данной категории. Наглядный материал запоминается лучше вербального: дети прибегают к внешним действиям, к манипулированию объектами, когда решение задач связано с оперированием образами, представлениями. Дети данных групп не умеет ставить перед собой цель запомнить и не принимают мнемическую задачу, данную взрослым. У дошкольников с ЗПР в ходе многочисленных клинических и психолого-педагогических исследований выявлен более низкий объем памяти и скорости запоминания, чем в норме; механизм памяти имеет значительные потери в продуктивности при попытке первого фиксирования информации, но стоит отметить, что дедлайн для полной фиксации был предельно близок к норме. Исходя из вышеизложенного, следует, что для дошкольников с ЗПР характерно отставание становления всех видов памяти [28].

Нарушения внимания также является характерным для детей с ЗПР. Они с трудом продуктивничают в какой-либо деятельности, не отличаются устойчивостью в своих понятиях, не могут распределять информацию, на какое-то время не способны сосредоточиться на каком-либо задании. У детей наблюдается заниженный уровень произвольного внимания. Они не умеют переключаться с одной темы на другую, соблюдать данные правила, контролируя собственное поведение, не способны выполнить нужные требования. Все это говорит о незрелости, неосознанности детей с ЗПР. Техника удержания внимания на определенном количестве объектов в краткосрочный период у большинства детей с ЗПР сильно запущена. У некоторых из таких детей существенно атрофирована способность переключения внимания между видами деятельности, а у других, наоборот, встречается неспособность усиживать за одной работой. Дефект в развитии внимания естественным образом негативно сказывается на развитии процессов познания и учения, а также навыками: дошкольники усваивают малое количество потребляемой информации, что дает последствия в искажении результатов их же действий [28].


При задержке психического развития также затруднено познавательное личностное становление ребёнка – формирование самосознания, самооценки, системы «Я». Дошкольник с ЗПР не способен идентифицировать свои эмоции, имеет затруднения с эмпатией, не контролирует собственное поведение на фоне установленных обществом правил, не готов самостоятельно регулировать свои эмоциональные порывы. Характерный признак таких детей - это ярко выраженный изменчивый эмоциональный фон. У них возникают трудности в плане социализации, так как колебания настроения не понятны сверстникам, а пониженная продуктивность не дает долгосрочно находится в коммуникации.

Отличительные черты у детей с синдромом ЗПР - это явные нарушения в речевой картине, сочетания различных дефектов в произношении. Речевая динамика у ребят значительно медленнее нормы, зато дефекты встречаются очень часто, нарушения ярко выражены, а понятность высказываний под вопросом. Спецификой симптоматики речевой искренности у многих дошкольников с ЗПР есть ни что иное, как систематизация отсталости, доминирование семантического дефекта, сложность патологии, включение разнообразных дефектов [33].

Если рассматривать речевую выраженность мыслей у детей с ЗПР, то она является относительно возраста правильной в плане грамматики и лексики. Но именно хаотичность высказываний, нелогичность в выражении эмоций и отсутствие ясности не дают ребенку спокойно взаимодействовать с ребятами своего возраста. Детям данной группы иногда очень сложно двигать языком, удерживать его в одном положении или же сменять позы с одной на другую, это говорит о явных признаках недостаточной развитости механизма моторики языка. Большинство детей с ЗПР имеют явные нарушения при освоении письменной и устной речи (экспрессивной и импрессивной, отражённой и спонтанной). Обычно психико-патологические особенности детей с синдромом ЗПР говорят лишь о неполноценном развитии речевых факторов в совокупности.

Кроме нарушений гностических, праксических и мнестических функций трудности обучения у старших дошкольников с ЗПР обусловлены расстройствами общей нейродинамики, проявляющимися в повышенной истощаемости психических процессов. Учёные выделяют нарушения регуляции познавательной деятельности: трудности планирования заданной психической операции, нестойкость произвольного внимания и контроля. Старшие дошкольники с ЗПР с трудом взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в рамках игровой ситуации, демонстрируют низкий уровень развития игровой деятельности [33].


Исходя из вышесказанного, задержка психического развития – это достаточно распространённая форма нарушения развития индивида дошкольного возраста, выраженная в отставании созревания психической системы от возрастной нормы. Психолого-педагогической особенностью детей старшего дошкольного возраста с ЗПР обуславливается искажением координации, произвольности во внимания и памяти, динамики формирования межанализаторных связей, что существенно сказывается на неполноценной гибкости мышления, стереотипности выводов, трудностях аналитико-синтетической деятельности. ЗПР охватывает всю психическую сферу ребенка и отмечается системным дефектом, именно поэтому все обучение и воспитание должны выстраиваться с позиций определенного подхода. Есть явная необходимость формирования полноценной базы для становления высших психических функций и обеспечение специальными психолого-педагогическими условиями, которые нужны для их формирования.