Файл: Коррекция нарушений звукопроизношения детей 7го года жизни с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Классификация нарушений звукопроизношений у дошкольников
Воспроизведение звуков обозначает достаточно трудный этап формирования образовательных функций в речевых звуках, оно становится возможным при таких манипуляциях речевого аппарата, как энергетическая (дыхательная), генераторная (голосообразовательная) и резонаторная (звукообразовательная), также приносит свою лепту и нормализация со стороны ЦНС[23].
Воспроизведение речевых звуков способно только благодаря следующему обряду: воздушная струя сначала проходит между голосовыми складками, затем идет к языку, а следом задействует зубы и губы. Каждому звуку соответствует определенная артикулятивная комбинаторика органов дыхания.
Звуки в настоящее время подразделяют на две основные группы: гласные и согласные. Когда мы произносим согласные звуки, наши мышечные стенки резонаторных полостей находятся почти в расслабленном состоянии, а в полости рта доминирует уже напряжение соответствующих мышц, они образуют препятствия на выходе воздуха. Когда мы произносим гласные звуки, то наш язык движется либо вверх, либо вниз[40].
Как же возникают согласные звуки? Они образовываются исходя из места преграды по ходу воздуха. Принято разделять согласные звуки на группы: группу шумных звуков и сонантов. Сонаты отличаются от шумных тем, что имеют особенные тональные характеристики.Сонаты тоже делятся на виды. Виды возникают исходя из места прохождения воздушной струи, выделим следующие виды: смычно-проходные звуки – м, н, м’, н’ (когда воздух движется через нос); л, л’ (между боковой поверхностью языка и твердым нёбом); дрожащие сонанты – р, р’ (когда происходят кратковременные приближения кончика языка к твердому нёбу). Шумные согласные в свою очередь подразделяются на звонкие и глухие. Глухие согласные могут произносится и без голоса, а вот звонким голос необходим для звучания. По признаку «место образования» все согласные подразделяются на губные и язычные, которые, в свою очередь, подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. По «способу образования» отличают смычные (взрывные и смычно-проходные), щелевые и смычно-щелевые. Также звуки в русском языке делятся на твердые или мягкие. Рассматривая определенные слова, один и тот же звук будет разным, так как для определения характеристики звука, нужно учитывать предыдущий и последующий звук[40].
Обучение звукопроизношению индивидуально характеризуется рядом анатомо-физиологических факторов: определенная стадия развития коры головного мозга, речедвигательного аппарата и высокая гибкость нервной системы. К психологическим предпосылкам Е.Ф. Архипова относит следующие особенности: необходимый уровень развитости фонематического речевого восприятия, высокая имитация и особое принятие детей звуковой стороны речи [2].
Неправильное произношения есть одно из самых частых выражений дефектов речи.
Если происходит искажение произношения звуков, то это принято считать подменой развития в освоении родного языка у дошкольников с разнообразными дефектами речи из-за неправильного произношения фонем[14]. Для того, чтобы ребенок умел правильно произносить задуманную речь, ему необходимо знать определенные правила фонетики, а также иметь достаточно развитую артикуляцию органов произношения. Ребенок может делать ошибки на начальном этапе усвоения информации. Но если искажение фонем происходит регулярно или ярко выражено, то это совсем не значит, что он производит артикуляцию полностью неправильно. Он делает те же движения, что и сверстники, просто на каком-то этапе происходит заминка, из-за чего рушится вся система произношения.
Судя по работам О.В. Правдина, неправильное произношение может встретиться абсолютно в каждом звуке, нет какого-либо правила для искажения. Но можно выделить те звуки, нарушение произношения которых встречается чаще всего: свистящих - 22 %, шипящих - 24%, р - 26 %, л - 10%, звонких - 4,5%, задненёбных - 1%, мягких - 1,5% [27]. Откуда возникла такая статистика? Все зависит от того, насколько сложным считается произношение того или иного звука. Если звук считается сложным в произношении, то его искажение будет встречаться более часто. Таким образом, искажения озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков отмечаются достаточно реже, просто потому что они считаются более легкими. Дефекты нарушения согласных [м], [н], [п], [т] и гласных встречаются еще реже, так как они тоже воспроизводятся достаточно легко.
На данный момент в отечественной логопедии для работы находятся две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого- педагогическая (по Р.Е. Левиной).
В клинико-педагогической классификации обособляются две существенные группы: нарушения устной и письменной речи. Искажения фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритми- ческой организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Такие расстройства встречаются как отдельные, так и в совокупности, исходя из этого в логопедии организованы следующие виды нарушений, их обозначение закреплено за традиционными терминами[40]:
1. Дисфония (афония) – вызванные патологиями голосового аппарата неналичие или дисфункция фонетических способностей ребенка.
2. Брадилалия – нарушение, при котором скорость воспроизведения речи является очень низкой.
3. Тахилалия – нарушение, при котором скорость воспроизведения речи является чересчур высокой.
4. Заикание – дизорганизованность речевого построения из-за судорог в структуре мышц речевого механизма.
5. Дислалия – нарушение, сопровождающееся достаточно хорошим слухом и почти полностью сохранной иннерцвации механизма речи.
6. Ринолалия – нарушение, при котором изменяется тембр голоса, искажаются звуки в произношении, возникает из-за анатомически и физиологических нарушений речевого механизма. Когда струя воздуха выходит при произношении звуков в носовую полость, возникает некоторое нарушение, резонанс своего рода. Отсюда появляются патологии тембра голоса. Следует отметить, что нарушение воспроизведения звуков тоже здесь присутствует.
7. Дизартрия – дефект произношения, при котором присутствует недостаточность иннервации речевой моторики. Совокупность всех этапов фонатического оформления высказывания значительно нурушена, последствиями являются голосовые, просодические и артикуляционно- фонетические нарушения.
Психология и педагогика предлагает нам с вами классификацию от индивидуального к общему. Все же здесь мы можем увидеть обобщенные термины и признаки к ним патологий развития произношения. Дефектное обозначение речевой выраженности классифицирует на две группы, где в одной присутствует искажение коммуникативных форм:
1) ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – неспособность детей дошкольного возраста с ЗПР грамотно воспроизводить родной язык с учетом всех фонетических норм.
2) ОНР (общее недоразвитие речи) у детей без нарушения слуховых анализаторов и достаточной развитостью интеллекта – нарушения сложного характера в речевой развитости, при которых страдают звуковая воспроизводимость и смысловая составляющая.
Когда мы говорим о терминах международного уровня, то мы принимаем в чтение исключительно общепринятые понятие. Отмечают следующие термины: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм. Если имеется в виду замена звука, то используются термины парасигматизм, параротацизм и т.д.
Сигматизм - это нарушение произношения свистящих и шипящих щвуков[23]. У детей, страдающих сигматизмом, отмечают искаженное произношение звуков [с], [з], [ц] и [ш], [ж], [ч], [щ]. Выделяется огромно множество вариантов как чисто фонетического сигматизма (межзубный, боковой, носовой, губно-зубной), так и парасигматизма (призубный, свистящий, шипящий). Так как
данное искажение встречается нередко, то можно сделать вывод, что произношение этих звуков является достаточно сложным.
Ротацизм, или как говорят в России, картавость, характеризуется искаженным озвучиванием [р]. Чтобы произнести данный звук, нужно задействовать большую часть мышц ротовой полости, это достаточно сложная работа. Именно поэтому искажения встречаются часто, а специалисты выделяют несколько видов ротацизма. Наиболее распространенными являются следующие виды: отсутствие [р] (полное отсутствие звука или призвук гласного вместо него), носовое произношение, горловое произношение (велярное или увулярное), одноударное, глухое, двугубное [р]. Много вариантов и параротацизма: замены - р-д, р-й, р-л, р-ль, р-н, р-г, р-ы [23].
Термин с интересным названием ламбдацизм подразумевает дефект произношения звука [л]. Данное искажение тоже встречается довольно часто. Поэтому существуют три вида ламбдацизма: отсутствие звука [л] или призвук гласной, двугубное или губно-зубное произношение звука [л], носовое произношение - л-нг; параламбдацизмы: л-д, л-л' (с различной степенью смягчения), л-р, л-в, л-н, л-ы или у [23].
Звук [й] также нередко встречается в дефектах произношения, когда ребенок не может произнести данный звук, ему присваивают особенность, называемую йотацизмом. Звук [й] употребляется в русском языке в двух значениях: как неслоговой звук (край, чай, война) и как слоговой звук, входящий в произношение йотированных гласных я, е, ю, ё в начале слога. Исходя из нахождения звука в том или ином слове, распределяет два вида дефекта произношения, они называются следующим образом: 1) звук [й] не произносится совсем (мой-мо; яма-ама); 2) [й] заменяется [и] (мой - мои; яма - иама); 3) [й] заменяется [ль] (чай - чаль; яма - лямо) [23].
Дефекты произношения нёбных звуков носят названия каппацизм - звуков [к] и [к'], гаммацизм - звуков [г] и [г'], хитизм - звуков [х] и [х'] [23].
Кроме перечисленных искажений, в логопедических источниках отмечают нарушения смягчения и озвончения звуков в воспроизведении согласных, у которых есть звонкая и глухая пара. Выделяют следующие виды нарушения озвончения [40]:
а) исключение из произношения звонких согласных звуком, бессознательная подмена их глухими парными согласными;
б) озвончение происходит в недостаточном объеме;
в) оглушение не доводится до конца.
Специалисты делают акцент на том, что оглушение звонких согласных встречается чаще, чем озвончение глухих.
Если рассматривать дефекты смягчения при произношении, то можно выделить три варианта[40]:
а) исключение мягких согласных звуков из произношения,бессознательная автоматическая подмена их парными твердыми звуками;
б) смягчение в сильной форме
в) искажение в различии между мягкими и твердыми звуками, отклонение может производится как в ту сторону, так и в другую.
В логопедических источниках отмечаются 3 этапа нарушенного произношения звуков [27]:
Первый этап говорит о трудностях или полном неумении произносит какой-либо звук или сразу все группу;
Второй этап подразумевает хорошее произношение звуков отдельно, но неспособность произносить их в словах;
Третий этап включает в себя возможность произносить звуки изолированно, но невозможность правильного произношения в обобщенном речевом потоке.
Если нарушении только одной группы звуков, например, только шипящие или только сонорные, то такое искажение произношения выделяется как частичное, или мономорфное. При нарушении двух или нескольких групп звуков, например, свистящие, сонорные и шипящие, такой деффект произношения называется диффузным, или полиморфным[40].
По пособиям Г.А. Каше, различные дефекты стоит рассматривать и классифицировать с точки зрения значимости в коммуникации ребенка. Другими словами, если произношение не меняет смысл или звучание слова, то оно не считается серьезным. Если же произношение сильно искажает смысл, делая трудным выражать свои мысли, то данный дефект должен обязательно прорабатываться с логопедом[14]. Когда ошибок становится больше, речь начинает звучать нетипично и непонятно. Такие нарушения говорят о фонетической несформированности ребенка. Таким образом, чем чаще встречается дефект, тем сильнее страдает речевая способность у ребенка.
Как правило, нарушения звукопроизношения становятся достаточно стойкими, между тем, чем раньше они обнаружены, тем больше можно на них повлиять, однако полностью ликвидировать их не удается. Нарушения сохраняются на протяжении всей жизни, вызывая у человека трудности с написанием и чтением текста, что обусловлено сложностями в определении последовательности и количества звуков. Динамика обучения звуковому составу слова сильно взаимодействует с развитием слухо-рече-двигательного взаимодействия, характеризующееся правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения часто являются индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.