Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 3056

Скачиваний: 142

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Суд первой инстанции согласился с ректором и приказ об увольнении не отменил. Но каково было решение вышестоящего суда, куда истец обжаловал принятое судебное решение? Наверняка там все обстояло отнюдь не просто.

Ясное представление о смысле юридического документа для каждого субъекта зависит от ряда таких факторов, как его опыт (собственный или заимствованный у других), образование, уровень культуры, в том числе правовой, и др.

Степень простоты и ясности определяется и в зависимости от того, на кого рассчитан юридический документ, какой сферы отношений непосредственно он касается. Если это неопределенный круг лиц, то акты должны быть написаны более простым языком (например, Конституция РФ). Если же правовой акт регулирует достаточно узкую сферу общественных отношений (например, Правила почтовой службы), текст такого акта может быть техничным и сложным.
Точность
Точность понимается как степень соответствия чему-либо. Если сравнить юридический язык и, допустим, журналистский, можно заметить, что степень точности первого несравненно более высокая. Неточности, допущенные журналистами, можно опротестовать (т.е. поправить) в суде. Неточности судебных актов поможет исправить вышестоящая судебная инстанция. Однако цена неточностей нормативных актов может оказаться слишком высокой.

Иногда первое языковое правило юридической техники (ясность) может вступить в противоречие со вторым (точность). В самом деле, ясность и понятность акта может препятствовать точности юридического текста, и наоборот - повышенное внимание к точности способно привести к усложнению и неясности его текста. Такими примерами изобилует Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Здесь явно просматривается желание законодателя быть исключительно точным. Кстати, пространность наименования самого закона обусловлена этим же.

Тем не менее все ученые-юристы, рассматривавшие проблему противоречий между ясностью и точностью юридического документа, предлагают отдавать преимущество точности, ибо без нее документ теряет свою определенность и создаются условия для его противоречивого толкования, а следовательно, и для возможного злоупотребления.

Для обеспечения точности правового акта не следует употреблять такие общие и абстрактные формулировки, как "повысить внимание", "решительно улучшить", и выражения в конце фразы типа "и т.д.", "и т.п.".

Доступность правовых актов
Это несколько иное языковое правило юридической техники. Здесь имеется в виду не столько контингент адресатов правового документа, сколько круг лиц, в отношении которых осуществляется превентивная, воспитательная работа. В данном случае речь идет в основном о правовых актах, выполняющих охранительную роль (Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.).

Доступности способствуют:

- использование максимально простых слов, терминов, фраз, широко употребляемых в обычном обиходе и легко воспринимаемых большей частью населения;

- отказ от использования в юридических документах сложных конструкций с причастными и деепричастными оборотами;

- отказ от злоупотребления иностранными словами;

- отказ от использования некоторых канцелярских оборотов, бюрократических штампов, архаичных выражений и т.д.


Краткость правовых документов
Одни ученые называют это языковое правило компактностью, другие - экономичностью, третьи - лаконичностью. Речь идет об одном и том же - о сокращении объема юридического документа, но, конечно же, не в ущерб его качеству.

Краткости способствуют:

- отсутствие многословия;

- сокращение неоправданных повторений отдельных фраз (если такая потребность возникает, лучше дать в скобках краткую обобщающую формулу и затем ее воспроизводить в последующем тексте);

- использование кратких формулировок;

- типизация (стандартность, стереотипность) формулировок; вынесение дефиниций в начало документа, с тем чтобы в дальнейшем не расширять документ за счет многократного их повторения.
Отсутствие пафосности, декларативности
Желание правотворческого субъекта поднять значимость юридического документа порой приводит к правовой демагогии. Это, конечно, крайняя форма идеологизированности правового документа, и самая опасная.
Примечание. Правовая демагогия - это намеренное воздействие на чувства и знания людей путем односторонней или грубо извращенной подачи информации о правовой действительности под видом пользы для народа и благосостояния государства.
Правовой демагогией довольно часто страдали нормативные акты в советский период. Сегодня демагогичные правовые акты уже не встречаются. Однако актов декларативного характера достаточно. Вот один из примеров.

Закон "О государственном русском языке Российской Федерации" был издан только в 2005 г. Понятно, что данный Закон, в принципе, нужен, ибо он определяет случаи, когда использование русского языка обязательно. Однако в нем не обошлось без деклараций, более уместных в публицистических или научных статьях, которые никакой регулятивной нагрузки не несут:

"...Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.

...Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации".


Напыщенность ясно просматривается практически во всех международных актах: их преамбулы имеют крайне пафосный характер. Это связано с тем, что международные нормы не имеют санкций и исполняются только добровольно. Здесь пафосность - средство внушить сторонам, подписавшим международный акт, его значимость и тем самым обеспечить повышение эффективности его исполнения.

Пафосна преамбула и в Конституции России:

"Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Возможно, это оправданно: Конституция - документ особенный, призванный отразить единение граждан. Однако в других нормативных актах, а тем более в правоприменительных документах, это только отвлекает внимание адресатов и снижает эффективность правовых документов.
Официальность стиля правовых документов
Несмотря на то, что многие авторы относят юридический стиль изложения юридических документов к разновидности литературного, все же следует констатировать, что здесь едва ли не больше различий, чем сходства, с другими литературными источниками.

Какими же особенностями характеризуется юридический стиль?

Их несколько:

- строгость стиля;

- чеканность стиля;

- его нейтральность;

- беспристрастность;

- отсутствие какой-либо оригинальности и резко стилевой индивидуальности;

- сдержанность и даже эмоциональная холодность;

- отсутствие образных сравнений;

- властность (повелительность).


Указанные языковые правила служат основой для формулирования правовых предписаний. Их значение для практики подготовки юридических документов трудно переоценить.
7.6. Реквизитные правила оформления юридического документа
Система реквизитов юридического документа
Для идентификации правового документа и его учета с целью принятия к обязательному исполнению необходимо у каждого правового акта найти признаки, отражающие его официальный характер и отличающие его от множества похожих документов. Такие признаки именуются реквизитами правового акта.

Реквизиты юридического документа имеют разный вес и делятся на две группы.

А. Реквизиты, помещаемые в начале юридического документа.

Они имеют исключительно важное значение и сразу дают возможность адресату сориентироваться и определить свое поведение. К их числу относятся:

- название вида правового акта;

- название органа, его издавшего;

- наименование (полное и сокращенное);

- дата принятия;

- номер правового акта.

Такие реквизиты, вместе взятые, образуют титул (титульный лист) правового документа.

Б. Реквизиты, располагаемые в конце нормативного акта.

Понятно, что они имеют меньшее значение, хотя и являются необходимым атрибутом правового акта. К ним относятся:

- место (название города);

- дата подписания;

- полное наименование должности лица (лиц), подписавшего документ;

- фамилия и инициалы должностного лица (лиц), подписавшего документ;

- его (их) личная подпись (ставится только на подлиннике правового документа).

Рассмотрим титульные реквизиты, несущие основную нагрузку по приданию правовому документу официальности, по порядку.
Вид юридического документа
Значение вида акта велико: оно сразу же позволяет адресату определить степень важности, официальности и обязательности правового документа.

Если вести речь о нормативных актах, издаваемых в Российской Федерации, то их система многоуровневая. За каждым уровнем закрепляется определенный вид нормативного акта. Так, федеральный закон как вид нормативного акта имеет высшую юридическую силу (за исключением Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов) по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям, инструкциям ведомств).