Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 3057
Скачиваний: 142
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов
Насколько важно это правило, говорит часто употребляемое людьми в разговоре клише, равносильное отказу дальше вести диалог: "В твоих рассуждениях нет логики". Однако речь идет только о непоследовательности суждений. Когда суждения последовательны, одно вытекает из другого, это гарантирует доброкачественность умозаключения. Рассмотрим пример.
В суде истец, один из соавторов произведения, оспаривает выплаченный ему гонорар. Чтобы вынести правильное решение, суд должен проделать множество серьезных умственных операций:
а) если произведение создано трудом двух лиц, они признаются соавторами;
б) если они признаются соавторами произведения, то порядок пользования авторскими правами они определяют по соглашению;
в) получение гонорара за созданное произведение - одно из авторских прав;
г) соавторы при заключении авторского договора не определили долю участия каждого в созданном произведении;
д) закон в этой ситуации дает возможность признать участие соавторов равным;
е) истец не представил убедительные доказательства того, что его участие в создании произведения больше, чем у ответчика, его соавтора;
ж) оснований удовлетворить иск не имеется.
Если бы в этот ход рассуждений было вплетено такое суждение: истец собирается жениться, и ему нужно больше денег, чем его соавтору, - то налицо была бы нелогичность, т.е. была бы нарушена последовательность мыслительных операций.
Убедительность правовых документов
Юридическая работа - это работа, которая носит в высшей мере интеллектуальный характер. Но мысли, как заключенные в нормативных актах, так и в актах правоприменительных, могут быть истинными или ложными. Формулируя истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, т.е. доказать ее соответствие действительности. Так, выдвигая обвинение против подсудимого, обвинитель должен привести необходимые доказательства. В противном случае обвинение будет необоснованным.
Истинность нормативных актов доказать сложнее. Это требует более трудоемкой работы. Доказательством здесь может быть предыдущий опыт всего человечества (например, с развитием общества жесткость санкций уменьшается), законы других стран по правовому регулированию того или иного фрагмента общественной жизни (например, Закон об акционерных обществах Германии), положения юридической и других наук (например, для избрания кандидату в депутаты необходимо получить простое большинство голосов). Основную нагрузку по приданию нормативному акту убедительности несут преамбулы.
В преамбуле Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" провозглашается: "Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах в референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме".
Таковы лишь основные правила юридической техники, с помощью которых обеспечивается логика права.
7.4. Структурные правила (внутренняя форма правового документа)
Значение структуры юридического документа
Структура правового документа - это его строение. Как и любое строительство, создание правовых документов должно подчиняться определенным канонам. Главный из них - деление правового документа на части.
Это производится для того, чтобы:
а) обеспечить полное изложение необходимой для правового документа информации. Если она содержится несистематизированно, существует реальная опасность того, что ее часть, возможно, будет отсутствовать;
б) обеспечить эффективное усвоение правовой информации теми, кому она адресована. Опять-таки, если правовой документ создается несистематизированно, адресату надо затратить значительные интеллектуальные усилия на ее классификацию и отбор, что вряд ли будет по силам каждому из них либо это потребует от субъектов больших временных затрат. Здесь уместно привести для аналогии бытовую ситуацию: если в шкафу вещи не разложены строго по полочкам, найти нужную крайне сложно.
Любой правовой документ содержит по крайней мере три части:
- вступительную;
- основную;
- заключительную.
Вступительная часть
В ней отражается большинство реквизитов правового документа. Но не только.
Если речь идет о нормативном акте, в нем желательно всегда помещать хотя бы краткую преамбулу, чтобы придать юридическому документу некоторое обоснование и убедительность.
У правоприменительного акта совсем другие цели: урегулировать конкретный случай. Мотивировка индивидуального решения здесь крайне важна, а иначе исполнимость решения окажется под вопросом. Вот почему она отражается в основной части документа, причем детально. Во вступительной части правоприменительного акта значительное внимание уделяется идентификации субъекта, его вынесшего. Именно на него потом будут возложены последствия, связанные с возможной отменой правового документа.
Основная часть
Если вести речь о сложных правовых документах, основная часть, как правило, подразделяется, в свою очередь, на составные части.
Основная часть нормативных актов делится на части, разделы, подразделы, главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы и др.
В структуре правореализационных актов (например, в договорах) можно также увидеть разделы, пункты, подпункты, абзацы.
Основные судебные акты построены иначе: их содержание составляют констатирующая, описательная, мотивировочная, резолютивная части.
Заключительная часть
Как правило, во всех видах юридических документов она невелика. В ней акцентируется внимание на менее значимых моментах - например, срок действия документа, порядок его обжалования (который, в принципе, должны все и так знать, поскольку он устанавливается в нормативном акте), перечень актов отменяемых и изменяемых и т.п.
Приложение
Это часть правового документа, которая встречается не так часто. Приложения располагаются после заключительной части документа. Если их несколько, им присваивается порядковый соответствующий номер. Иногда в приложении содержатся:
- таблицы;
- графики;
- различного рода перечни (лиц, органов, работ и т.д.);
- образцы документов;
- карты;
- бланки;
- схемы.
Материалы, изложенные в приложениях, как правило, имеют прикладное значение. Поэтому автономное их существование, т.е. отдельно от основной части правового документа, вполне оправданно. Если бы такие предписания располагались в самих актах, последние были бы громоздкими и неудобными для пользования, а материалы, включенные в них, неравноценными по отношению друг к другу.
Ссылки
Ссылки наглядно показывают, насколько взаимосвязаны юридические документы. Ссылки на другие правовые акты (в большей мере на нормативные акты) - одна из характерных черт индивидуальных юридических документов.
Главное предназначение ссылок - недопущение повторений правовой информации в юридических документах. По своей сути юридические акты довольно сложны как по содержанию, так и по форме. Ссылки позволяют их упростить, сделать компактными и доступными для обозрения и применения. Однако иногда по ходу изложения необходимо воспроизведение отдельных положений нормативных документов. В любом случае обязательным является указание на официальный источник опубликования акта. При этом орган, воспроизводящий в юридическом документе норму права, не выходит за пределы своей компетенции. Воспроизводя ее и включая в общую ткань составляемого им документа, он придает ему лишь дополнительную обоснованность и убедительность.
Сноски
Сноски в правовых документах встречаются крайне редко. Их используют для объяснения тех или иных особенностей, которые не могут быть отражены в основной части. Сноска помещается внизу страницы, отдельно от текста.
Примечания
Эта часть правового документа вызывает к себе неоднозначное отношение. Они часто встречаются в договорах, гораздо реже в нормативных актах и практически не встречаются в актах правоприменительных. Примечания используются, когда необходимую информацию не представляется возможным изложить по ходу дела, т.е. без отвлечения или без ущерба для смысла излагаемого положения в основной части правового документа.
Примечания позволяют:
а) расширить объем информации;
б) сузить объем информации;
в) предусмотреть исключения из общего правила или индивидуального решения;
г) пояснить или уточнить какое-либо положение;
д) определить условия применимости положения;
е) указать орган, который ответствен за решение того или иного вопроса; и т.д.
Таким образом, случаи использования примечаний могут быть самыми разнообразными.
Однако примечания загромождают и запутывают правовые документы, ухудшают их структуру, рассеивают внимание их исполнителей, затрудняют усвоение и пользование актами. Одним словом, примечания усложняют и без того сложные правовые документы. Вот почему широкое применение примечаний на практике себя не оправдывает.
7.5. Языковые правила
Правовой акт, являясь средством регулирования поведения людей, обращается в первую очередь не к чувствам и воображению человека, а к его воле и разуму, и властно предписывает определенное поведение. Поэтому язык правовых документов - это язык государственной власти, а потому ему присущ властный и официальный характер. Учитывая это, составитель юридического документа обязан следовать языковым правилам. Их несколько.
Ясность
Ясность - это простота, понятность правового документа. Требуется так составлять правовой документ, чтобы он был понятен адресатам, т.е. всем лицам, на которых распространяется. Неясный юридический документ не дает полного представления о необходимом поведении в той или иной ситуации, что ведет к неопределенности, недоразумениям и ошибкам.
Отсутствие ясности правового документа может иметь разную степень:
- полная неясность (например, аморальный проступок - п. 8 ст. 81 Трудового кодекса РФ);
- двусмысленность (например, утрата доверия - п. 7 ст. 81 ТК РФ);
- недостаточная ясность (например, неоднократное неисполнение трудовых обязанностей - п. 5 ст. 81 ТК РФ).
Наиболее нетерпимой является первая, самая грубая степень неясности. Именно здесь возможны не только ошибки, но и злоупотребления, из-за чего возникают сложные и затяжные судебные споры.
Ректор вуза уволил преподавателя за аморальное поведение. Оно выражалось в том, что данный преподаватель в процессе проведения занятий выделял в студенческой группе самую симпатичную девушку и публично оказывал ей внимание (положительно оценивал ее внешний вид, данные ею ответы и т.п.). Он также всячески помогал ей при ответах и даже просил домашний телефон, чтобы оказывать ей необходимую помощь при подготовке к его занятиям. Кроме того, на занятиях он просил ее выполнять функции его помощника (отмечать в журнале присутствующих и ставить оценки выступавшим студентам). Для этой цели он каждый раз приглашал ее сесть рядом с ним за преподавательский стол, что, по ее утверждениям, нарушало ее интимную психологическую зону (менее 40 см) и доставляло серьезный дискомфорт.