Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 2988
Скачиваний: 141
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, усложнением социальной структуры человеческих сообществ, образованием первых государств. Вспомним первые носители письменной информации, в частности юридической: камни, глиняные дощечки, береста, папирус, пергамент и др.
Можно назвать и первых специалистов по делопроизводству. Ими были писари, "меньшие" воеводы, дьяки, подьяки, судьи, помощники (товарищи) судей и др.
Истоки профессии документоведа можно отнести к Древнему Египту, где зарождается профессия писца - составителя и переписчика документа. Она была одной из уважаемых профессий. Написание документа требовало много труда. Чтобы стать писцом, надо было прилежно и долго учиться. Восхваление профессии писца в Египте дошло до нас в нескольких папирусах. Вот послание одного писца своему сыну:
"Медник весь день на работе, а когда наступит ночь, он все сидит за ней при свете факела. Башмачник совсем погибает, ему не выйти из нищеты; остается ему только глодать кожи. Погляди на каменщика: он вечно недомогает, потому что ему надо работать на ветру, цепляясь за карнизы в виде листков лотоса; руки его опускаются от усталости, его платье изодрано; этот бедняга шагает изо дня в день по бревнам лесов, едва заработавши себе на хлеб; он идет домой и колотит своих детей. Довольно я насмотрелся такой работы, я видел везде одну жестокость, только жестокость. Поэтому займись книгами, изучи письмо! Кто с детства научится этому, станет уважаемым человеком".
Далее наставление объясняет, как это благородное занятие сберегает здоровье, дает большую выгоду, ведет во дворец.
2.4. Эволюция делопроизводства в России
Делопроизводство в древнерусском государстве (X-XIV вв.)
На ранних стадиях развития Древнерусского государства (до конца XV в.) государственных учреждений еще не существовало. Их функции выполняли чаще всего отдельные должностные лица.
В период правления князя Владимира (978-1015 гг.) существовало учебное заведение для детей бояр и старших дружинников. Из выпускников этой школы и отбирались претенденты на должности печатников - хранителей княжеской печати, металников - судейских секретарей, писцов и дьяков при князьях.
С развитием законодательства наряду с объемными многостраничными правовыми актами (Русская Правда, Новгородская и Псковская судные грамоты, Двинская уставная грамота) создаются документы, фиксирующие конкретные правоотношения. Это многочисленные разновидности уставных, вкладных, купчих грамот, заемные, закладные кабалы, фиксирующие заем денег, отпускные грамоты и т.д.
С увеличением числа создаваемых документов обозначились и места для наиболее безопасного их хранения. Место хранения документов называлось ларем, а лицо, ответственное за хранение документов, ларником. Впоследствии хранилищами и местом создания документов стали храмы. Центрами ведения документации и ее хранения были также гостиные дворы.
В Древнерусском государстве выработалась и процедура отмены юридической силы документов. Материалы вынимались ларником и уничтожались в присутствии свидетелей. Особо важные документы уничтожались специально выбранной городским вече комиссией, часто публично, в торжественной обстановке.
Практически до конца XIV в. основным материалом для письма на Руси служил пергамент (особым образом выделанная телячья, баранья или козлиная кожа).
Самой древней формой документа на Руси была грамота - отдельный лист пергамента шириной около 15 см. Размеры документа могли быть различными за счет подклейки следующих листов. Документы подклеивались друг за другом и образовывали длинную ленту, которая затем сворачивалась в свиток или рулон, - столбец. Отсюда и название данной технологии работы с документами - столбцовое делопроизводство.
В этот же период получила расширение практика удостоверения документов печатями. Считают, что само слово печать в славянских языках происходит от слова пеку и связано оно с обозначением орудия для выжигания знака. Первоначально печати употреблялись лишь в практике международных дипломатических отношений, а затем получили и более широкое распространение. Они были из металла - серебра, золота, свинца (рис. 2.1).
Возросшее значение различных органов власти, расширение сферы их деятельности выразилось в значительном увеличении числа учреждений, использующих печати. На смену металлических приходят восковые печати (рис. 2.2). Воск был дешевле по сравнению с металлом, а число документов, которые надо было удостоверять печатью, увеличилось. Кроме того, в XV в. для изготовления документов стали применять бумагу, которая не могла выдержать вес свинца.
Хотя практика документирования управленческих действий и юридических фактов расширялась, о делопроизводстве в период Древнерусского государства и феодальной раздробленности как о системе определенных норм и правил говорить еще преждевременно.
Приказное делопроизводство (XV-XVII вв.)
Система делопроизводства начинает складываться с середины XV в., в период формирования русского централизованного государства.
По мере превращения Московского княжества в великорусское государство усложнялись задачи по управлению государством. Если раньше отдельные вопросы управления решались по приказу князя, то затем стали выделяться постоянные присутственные места - избы или приказы. Их деятельность объединялась высшим правительственным учреждением - Боярской думой. Именно поэтому период становления и развития государственного делопроизводства принято называть приказным (рис. 2.3).
ЦАРЬ
│
▼
БОЯРСКАЯ ДУМА
│
▼
ПРИКАЗЫ
(разрядный, поместный, посольский, тайных дел,
разбойный, пушкарский, холопий, казанский,
большой казны, сибирский и др.)
Рис. 2.3. Система органов государственного управления и делопроизводства в приказной период
Однако и в этот период управление строилось на системе поручений - какой-либо круг дел передавался в ведение определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя. В это время пока еще не прослеживался принцип отраслевого управления.
Во главе отдельного приказа стоял приказной судья. В некоторых приказах судей было по два и более, и поэтому они назывались товарищами главного судьи. В его ведении состояли дьяки. В ведении дьяков находились подьячие (рис. 2.4).
Организационно-распорядительную власть всецело принадлежала приказным судьям, дьяки и подьячие исполняли подсобную роль: вели делопроизводство, т.е. принимали челобитные, доношения местных правителей, хранили дела и вели письмоводство.
Управлявшие территориями (воеводы) имели свою канцелярию - приказную избу, где хранилась городская печать, денежные суммы и велось делопроизводство.
Приказная изба делилась на столы (своего рода отделы): денежный, судебный, сыскной, поместный и др. Документы (теперь они уже были не пергаментные, а бумажные) обычно размещались на столах, на скамьях, особо ценные в сундуках-ларях в тех же помещениях, где велась текущая работа и прием посетителей.
Классификация документов пока не отличалась разнообразием: грамоты (царские указы или указные грамоты), приговоры, наказы, доклады, челобитные и др. Однако продвижением вперед в делопроизводстве можно считать появление формуляров, т.е. совокупность устойчивых элементов документа: реквизиты, устойчивые словосочетания и др. Хотя их было так мало (автор документа, адресат, дата, место написания), что документ пока представлял собой сплошной текст. Пописывал документ дьяк, который отвечал за делопроизводство.
Таким образом, в приказной период постепенно создается система делопроизводства центральных и местных учреждений, развивается специализация чиновников, среди которых особо выделяются те, кто отвечал за делопроизводство, создаются устойчивые формы документов и приемы их составления. Однако нельзя констатировать, что государство навело порядок в сфере делопроизводства.
Коллежское делопроизводство (XVIII в.)
В связи с этим возникла необходимость создать новые организационные формы для делопроизводства. И такие органы появились.
Первым новым органом стал Сенат - первоначально законосовещательный орган и орган надзора за правительственными учреждениями. В нем появилась канцелярия. Хотя кадровый состав и сохранился, стали приглашать и иностранных специалистов для занятия канцелярских должностей.
В результате Петровских реформ в области управления сложилась следующая система государственных органов: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии - в центре, губернатор, воевода, комиссары и другие органы - на местах. Всего вместо упраздненных приказов создано 12 коллегий.
Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, затем законодательной основой реформы стал Генеральный регламент (рис. 2.5), который ввел коллежскую систему делопроизводства по названию учреждений нового типа - коллегий.
С изданием Генерального регламента делопроизводство становится на твердую почву закона. Этим законодательным актом окончательно отделяются обязанности присутствия как органа, принимающего решения, от делопроизводственной деятельности, которая закрепляется за самостоятельным подразделением - канцелярией.
Регламент настолько подробно разрабатывает все вопросы деятельности канцелярии, что даже определяет, какими должны быть устроены столы (должны иметь ящики с замками), как должны сидеть канцеляристы (по двое за одним столом) и т.д. Рабочий день в коллегиях начинался в 8 часов утра и продолжался 5 часов, позже рабочий день был продлен до 8 часов. Работа велась круглый год, за исключением трех летних месяцев и праздников. За один день неявки на работу у канцелярского служащего вычиталось жалованье за месяц, за неотработанный час вычиталось недельное жалованье. И несмотря на это, сенатское и коллежское делопроизводство отличалось редкой медлительностью. Некоторые сенатские дела, особенно судебные, тянулись годами, и не каждый из участников доживал до разрешения спора.
В коллежском делопроизводстве возникло большое число новых документов, а документы приказного делопроизводства получили новые названия, что явилось результатом массированного проникновения в русский язык заимствованных слов, отразившего западнический характер всех петровских преобразований. Так, теперь появляются администратор, аудитор, бухгалтер, губернатор, инспектор, министр и др.
Прежние думы и приказы заменены коллегиями, канцеляриями, конторами, ратушами.
Появились и новые названия документов: векселя, облигации, рапорты, журналы, протоколы, корреспонденция, инструкция и др.
Приговоры, указные грамоты, наказы заменены указами, регламентами, инструкциями, резолюциями; челобитные - прошениями, рапортами, доношениями.
Для многих видов документов разрабатываются генеральные формуляры - образцы, по которым следовало составлять документы. Так, в указе 1723 г. "О форме суда" содержание челобитной следовало излагать по пунктам, т.е. была предпринята попытка формализовать текст документа, сделать его максимально удобным для чтения. Увеличивается и количество обязательных реквизитов документов.
Можно назвать и первых специалистов по делопроизводству. Ими были писари, "меньшие" воеводы, дьяки, подьяки, судьи, помощники (товарищи) судей и др.
Истоки профессии документоведа можно отнести к Древнему Египту, где зарождается профессия писца - составителя и переписчика документа. Она была одной из уважаемых профессий. Написание документа требовало много труда. Чтобы стать писцом, надо было прилежно и долго учиться. Восхваление профессии писца в Египте дошло до нас в нескольких папирусах. Вот послание одного писца своему сыну:
"Медник весь день на работе, а когда наступит ночь, он все сидит за ней при свете факела. Башмачник совсем погибает, ему не выйти из нищеты; остается ему только глодать кожи. Погляди на каменщика: он вечно недомогает, потому что ему надо работать на ветру, цепляясь за карнизы в виде листков лотоса; руки его опускаются от усталости, его платье изодрано; этот бедняга шагает изо дня в день по бревнам лесов, едва заработавши себе на хлеб; он идет домой и колотит своих детей. Довольно я насмотрелся такой работы, я видел везде одну жестокость, только жестокость. Поэтому займись книгами, изучи письмо! Кто с детства научится этому, станет уважаемым человеком".
Далее наставление объясняет, как это благородное занятие сберегает здоровье, дает большую выгоду, ведет во дворец.
2.4. Эволюция делопроизводства в России
Делопроизводство в древнерусском государстве (X-XIV вв.)
На ранних стадиях развития Древнерусского государства (до конца XV в.) государственных учреждений еще не существовало. Их функции выполняли чаще всего отдельные должностные лица.
В период правления князя Владимира (978-1015 гг.) существовало учебное заведение для детей бояр и старших дружинников. Из выпускников этой школы и отбирались претенденты на должности печатников - хранителей княжеской печати, металников - судейских секретарей, писцов и дьяков при князьях.
С развитием законодательства наряду с объемными многостраничными правовыми актами (Русская Правда, Новгородская и Псковская судные грамоты, Двинская уставная грамота) создаются документы, фиксирующие конкретные правоотношения. Это многочисленные разновидности уставных, вкладных, купчих грамот, заемные, закладные кабалы, фиксирующие заем денег, отпускные грамоты и т.д.
С увеличением числа создаваемых документов обозначились и места для наиболее безопасного их хранения. Место хранения документов называлось ларем, а лицо, ответственное за хранение документов, ларником. Впоследствии хранилищами и местом создания документов стали храмы. Центрами ведения документации и ее хранения были также гостиные дворы.
В Древнерусском государстве выработалась и процедура отмены юридической силы документов. Материалы вынимались ларником и уничтожались в присутствии свидетелей. Особо важные документы уничтожались специально выбранной городским вече комиссией, часто публично, в торжественной обстановке.
Практически до конца XIV в. основным материалом для письма на Руси служил пергамент (особым образом выделанная телячья, баранья или козлиная кожа).
Самой древней формой документа на Руси была грамота - отдельный лист пергамента шириной около 15 см. Размеры документа могли быть различными за счет подклейки следующих листов. Документы подклеивались друг за другом и образовывали длинную ленту, которая затем сворачивалась в свиток или рулон, - столбец. Отсюда и название данной технологии работы с документами - столбцовое делопроизводство.
В этот же период получила расширение практика удостоверения документов печатями. Считают, что само слово печать в славянских языках происходит от слова пеку и связано оно с обозначением орудия для выжигания знака. Первоначально печати употреблялись лишь в практике международных дипломатических отношений, а затем получили и более широкое распространение. Они были из металла - серебра, золота, свинца (рис. 2.1).
Возросшее значение различных органов власти, расширение сферы их деятельности выразилось в значительном увеличении числа учреждений, использующих печати. На смену металлических приходят восковые печати (рис. 2.2). Воск был дешевле по сравнению с металлом, а число документов, которые надо было удостоверять печатью, увеличилось. Кроме того, в XV в. для изготовления документов стали применять бумагу, которая не могла выдержать вес свинца.
Хотя практика документирования управленческих действий и юридических фактов расширялась, о делопроизводстве в период Древнерусского государства и феодальной раздробленности как о системе определенных норм и правил говорить еще преждевременно.
Приказное делопроизводство (XV-XVII вв.)
Система делопроизводства начинает складываться с середины XV в., в период формирования русского централизованного государства.
По мере превращения Московского княжества в великорусское государство усложнялись задачи по управлению государством. Если раньше отдельные вопросы управления решались по приказу князя, то затем стали выделяться постоянные присутственные места - избы или приказы. Их деятельность объединялась высшим правительственным учреждением - Боярской думой. Именно поэтому период становления и развития государственного делопроизводства принято называть приказным (рис. 2.3).
ЦАРЬ
│
▼
БОЯРСКАЯ ДУМА
│
▼
ПРИКАЗЫ
(разрядный, поместный, посольский, тайных дел,
разбойный, пушкарский, холопий, казанский,
большой казны, сибирский и др.)
Рис. 2.3. Система органов государственного управления и делопроизводства в приказной период
Однако и в этот период управление строилось на системе поручений - какой-либо круг дел передавался в ведение определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя. В это время пока еще не прослеживался принцип отраслевого управления.
Во главе отдельного приказа стоял приказной судья. В некоторых приказах судей было по два и более, и поэтому они назывались товарищами главного судьи. В его ведении состояли дьяки. В ведении дьяков находились подьячие (рис. 2.4).
Организационно-распорядительную власть всецело принадлежала приказным судьям, дьяки и подьячие исполняли подсобную роль: вели делопроизводство, т.е. принимали челобитные, доношения местных правителей, хранили дела и вели письмоводство.
Управлявшие территориями (воеводы) имели свою канцелярию - приказную избу, где хранилась городская печать, денежные суммы и велось делопроизводство.
Приказная изба делилась на столы (своего рода отделы): денежный, судебный, сыскной, поместный и др. Документы (теперь они уже были не пергаментные, а бумажные) обычно размещались на столах, на скамьях, особо ценные в сундуках-ларях в тех же помещениях, где велась текущая работа и прием посетителей.
Классификация документов пока не отличалась разнообразием: грамоты (царские указы или указные грамоты), приговоры, наказы, доклады, челобитные и др. Однако продвижением вперед в делопроизводстве можно считать появление формуляров, т.е. совокупность устойчивых элементов документа: реквизиты, устойчивые словосочетания и др. Хотя их было так мало (автор документа, адресат, дата, место написания), что документ пока представлял собой сплошной текст. Пописывал документ дьяк, который отвечал за делопроизводство.
Таким образом, в приказной период постепенно создается система делопроизводства центральных и местных учреждений, развивается специализация чиновников, среди которых особо выделяются те, кто отвечал за делопроизводство, создаются устойчивые формы документов и приемы их составления. Однако нельзя констатировать, что государство навело порядок в сфере делопроизводства.
Коллежское делопроизводство (XVIII в.)
В связи с этим возникла необходимость создать новые организационные формы для делопроизводства. И такие органы появились.
Первым новым органом стал Сенат - первоначально законосовещательный орган и орган надзора за правительственными учреждениями. В нем появилась канцелярия. Хотя кадровый состав и сохранился, стали приглашать и иностранных специалистов для занятия канцелярских должностей.
В результате Петровских реформ в области управления сложилась следующая система государственных органов: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии - в центре, губернатор, воевода, комиссары и другие органы - на местах. Всего вместо упраздненных приказов создано 12 коллегий.
Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, затем законодательной основой реформы стал Генеральный регламент (рис. 2.5), который ввел коллежскую систему делопроизводства по названию учреждений нового типа - коллегий.
С изданием Генерального регламента делопроизводство становится на твердую почву закона. Этим законодательным актом окончательно отделяются обязанности присутствия как органа, принимающего решения, от делопроизводственной деятельности, которая закрепляется за самостоятельным подразделением - канцелярией.
Регламент настолько подробно разрабатывает все вопросы деятельности канцелярии, что даже определяет, какими должны быть устроены столы (должны иметь ящики с замками), как должны сидеть канцеляристы (по двое за одним столом) и т.д. Рабочий день в коллегиях начинался в 8 часов утра и продолжался 5 часов, позже рабочий день был продлен до 8 часов. Работа велась круглый год, за исключением трех летних месяцев и праздников. За один день неявки на работу у канцелярского служащего вычиталось жалованье за месяц, за неотработанный час вычиталось недельное жалованье. И несмотря на это, сенатское и коллежское делопроизводство отличалось редкой медлительностью. Некоторые сенатские дела, особенно судебные, тянулись годами, и не каждый из участников доживал до разрешения спора.
В коллежском делопроизводстве возникло большое число новых документов, а документы приказного делопроизводства получили новые названия, что явилось результатом массированного проникновения в русский язык заимствованных слов, отразившего западнический характер всех петровских преобразований. Так, теперь появляются администратор, аудитор, бухгалтер, губернатор, инспектор, министр и др.
Прежние думы и приказы заменены коллегиями, канцеляриями, конторами, ратушами.
Появились и новые названия документов: векселя, облигации, рапорты, журналы, протоколы, корреспонденция, инструкция и др.
Приговоры, указные грамоты, наказы заменены указами, регламентами, инструкциями, резолюциями; челобитные - прошениями, рапортами, доношениями.
Для многих видов документов разрабатываются генеральные формуляры - образцы, по которым следовало составлять документы. Так, в указе 1723 г. "О форме суда" содержание челобитной следовало излагать по пунктам, т.е. была предпринята попытка формализовать текст документа, сделать его максимально удобным для чтения. Увеличивается и количество обязательных реквизитов документов.