Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 2993

Скачиваний: 141

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дело в том, что ученые делают обобщения и выводы, основываясь на объективной реальности. Метод индукции едва ли не самый распространенный в научной деятельности. Правда, по утверждению выдающегося английского философа К. Поппера, с развитием общества постепенно увеличивается мощь человеческого интеллекта, и обобщения, сделанные на основе предыдущих обобщений, порой позволяют сделать поразительные открытия и обратить их на пользу практике. По мере развития общества наука все более нацелена на опережение социальной реальности. Но в плане юридического делопроизводства этого, к сожалению, не произошло. Правила, составляющие технологию юридической деятельности, ковались главным образом в процессе ее осуществления.

Рассмотрим, как обстояли дела с развитием юридической технологии (правотворческой и правоприменительной) в историческом контексте.
3.2. Стадии развития права
Все социальные явления отличаются очень важной особенностью: в отношении подавляющего большинства из них нельзя указать с определенностью день, год, а иногда и столетие, когда они появляются. Процесс их зарождения происходит постепенно и по протяженности занимает большой промежуток времени: годы, десятилетия, столетия и даже тысячелетия. Это в полной мере относится и к процессу появления права.

Право зародилось в недрах первобытного общества, на заключительном этапе его развития, когда стали образовываться вождества, или, как их еще называют, протогосударства. Находясь в самом зародышевом состоянии, право было еще трудноотличимо от обычаев, бывших одним из основных средств регулирования жизни первобытного общества. Постепенно отличия становились все более явными, но все же до нашего представления о праве как социальном явлении еще было далеко. И лишь когда сложились соответствующие социально-экономические условия, право в полный рост вышло на авансцену человеческого бытия и заявило свои претензии на роль главного средства социального регулирования.

Какие же стадии можно усмотреть в процессе правового развития?

Первая стадия может быть названа архаичное право. Хронологические рамки архаичного права трудно обозначить, особенно если речь идет о его возникновении. Однако, говоря о завершающем периоде стадии существования архаичного права, можно указать, да и то весьма приблизительно, на IX-XI вв. н.э. Применительно к этой стадии развития права допустимы такие названия, как право племенное, народное, обычное, варварское, примитивное, вульгарное.


Главной его особенностью является то, что нормы человеческого общежития в тот период имели локальный, местный характер. Одним словом, что ни община, деревня, племя, народ, то своя система норм (отсюда название - племенное право).

Вырабатываются нормы архаичного права "снизу", самим народом (отсюда происходит термин народное право).

Возможно, поэтому эти нормы чаще всего принимают характер обычаев, т.е. правил поведения, сложившихся исторически, на протяжении жизни многих и многих поколений, и которые стали всеобщими в результате многократного повторения (отсюда проистекает альтернативное их наименование - обычное право). Однако эти обычаи начинают охраняться не самими соплеменниками, как ранее, а выделяемыми из их состава органами управления (вождями, дружинниками, жрецами и т.п.). Именно поэтому эти обычаи переходят из "обычных обычаев" в разряд правовых, и, таким образом, появляется обычное право.

Не всегда решение, принятое вышеуказанными органами управления и направленное на примирение сторон, исполнялось, и тогда спорящие стороны пускали в ход обычные силовые методы разрешения конфликтов (например, кровная месть), поступая, как настоящие варвары. Неслучайно поэтому право начального периода перехода общества в разряд цивилизованного, управляемого с помощью протогосударства, обозначают еще и таким термином, как варварское право.

Что же это за право, если отсутствуют элементарные правовые понятия, отсутствует техника разрешения споров, не проводится различие между гражданскими и уголовными делами... (отсюда вполне разумно применять для обозначения древнего права термин примитивное право).

В континентальной Европе архаичное право зародилось уже после распада Римской империи. В германских королевствах оставались лишь обрывки римского права, а точнее, сохранилась лишь память о римском праве и часть его терминологии и правил. Конечно, это было упрощенное, популяризированное и "испорченное" римское право. Нынешние ученые называют его еще римским вульгарным правом, чтобы отличить от более утонченного римского права классического и постклассического периода, погибшего под развалинами Римской империи.

И тем не менее различия между обычаями, основными средствами регулирования жизни первобытных людей, и архаичным правом нарастают и постепенно становятся все более явственными.

Вторая стадия развития права может быть названа сословным правом. Оно существует в феодальном обществе, т.е. в период Средневековья. Его возникновение стало результатом постепенного развития экономики и сопутствующей экономическому прогрессу специализации общественного труда, а отсюда - неумолимой дифференциации общества. Возникновение сословного права следует отнести к IX-XI вв. Завершающий его период можно датировать XV-XVII вв.



Единые ранее соплеменники стали отличаться друг от друга по социальному положению (вожди, их приближенные, жрецы и др.), по роду профессиональных занятий (земледельцы, землевладельцы, ремесленники, торговцы и др.). Наличие сходных потребностей у людей, выполнявших определенные профессиональные или социальные функции в обществе и тем или иным образом отличающихся от других, вызывало необходимость в их объединении. Постепенно выкристаллизовываются отдельные слои общества (феодалы, крестьяне, торговцы, ремесленники, духовенство и т.п.), которые, осознавая свои общие интересы, стремятся установить однообразные правила поведения, дабы защитить свои особенные интересы.

Что касается сословного права, то непонятно, как сословия могли защищать свои нормы, если они нарушались либо представителями этого сословия, либо иными людьми. Ведь право ничто без принуждения. Конечно, действенных средств принуждения к исполнению таких сословных норм в то время не было. Вот почему сословное право (право отдельных общественных слоев) можно назвать всего лишь протоправом, т.е. как бы правом не в полном понимании этого слова или ненастоящим правом.

Третьей стадией развития права следует считать развитое, или общегосударственное, право. Его возникновение в Европе можно отнести к XVII в., времени подготовки и свершения буржуазных революций и перехода от традиционного общества, основанного на сельскохозяйственном производстве, к индустриальному. В современном мире общегосударственное право победно шествует по всем континентам, за исключением, пожалуй, центральной части Африканского континента.

Если кратко охарактеризовать суть развитого права, можно отметить две главные его особенности:

-целенаправленное формулирование норм права преимущественно органами государства, к тому же особой их разновидностью - законодательными органами;

- защита правовых норм государственными органами, причем здесь опять-таки выделяется особая их разновидность - правоохранительные органы. Вероятно, на этом процесс развития права не закончится. Если с оптимизмом смотреть в будущее, можно спрогнозировать следующую траекторию развития права: из национальных систем будут постепенно образовываться региональные правовые системы, которые, в свою очередь, сольются в одну мировую систему права. Роль законодательного органа, скорее всего, станет выполнять Организация Объединенных Наций. Будут образованы и мировые правоохранительные органы, на роль одного из них уже сейчас делает серьезную заявку, в частности, Международный суд в Гааге. Не исключено создание и других международных органов для обеспечения международных норм в будущем. Однако предшественниками этого, вероятно, станут континентальные системы права и соответствующие континентальные органы власти.

3.3. Юридическое делопроизводство в древнем обществе (архаичное право)
Правила написания нормативных актов, пусть и самые простые, возникают вместе с первыми законами. На начальном этапе правового развития правила составления законов были немногочисленны и примитивны. Практика применения норм права тоже не отличалась сложностью, и правоприменительная технология ковалась прямо в процессе ее осуществления. Краткая характеристика норм архаичного права позволит все же выявить эти юридические технологии и оценить усилия людей, осуществлявших юридическую деятельность.
Правотворчество
Писаных норм права были немного. Архаичное право носило преимущественно устный характер. Да, что и говорить: древние люди на протяжении многих и многих столетий обходились без письменной речи. Архаичное право - это царство неписаных правил, устно передаваемых из поколения в поколение, в виде преданий, рассказов о разрешенных казусах, в форме юридических по содержанию пословиц и поговорок, а также в виде конклюдентных действий. Вот почему столь малочисленны примеры письменных источников права. Их справедливо считают своего рода исключениями из общего правила. Письменные памятники права появляются на более позднем этапе архаичного права и представляют собой своеобразный результат предыдущего правового развития того или иного народа. Например, европейцы (в частности, английский юрист А. Эллот), исследовавшие Африканский континент в XX в., подметили следующее: "Африканское обычное право не знало юридических произведений. Не было ни юридических текстов, ни манускриптов по вопросам права, ни сформулированных на бумаге исковых заявлений, ни повесток в суд, ни ордеров на выполнение судебных постановлений, ни письменных документов о передаче имущества, ни ученых комментариев докторов права... Не было скрупулезного критического разбора текста парламентских актов, ученых дебатов в журналах о значении того или иного параграфа или диапазона судебного решения, процедурных дискуссий о представительстве или форме обвинений"*(7). С большой долей вероятности можно предположить, что это было характерно не только для Африки, но и для всех регионов земли в древние времена.

Первым писаным законодательным актом Древней Руси стала Русская Правда. Правовой материал в ней не делился даже на статьи (нумерация статей внесена исследователями уже в наше время для удобства пользования). Но в этом документе мы находим заголовки статей: "Об убийстве", "О челяди", "О своде", "О закупе" и т.п., - что следует признать великим достижением того времени. Однако самым великим ее достижением является нормативное построение предложений в тексте, где отчетливо можно усмотреть и гипотезу (выражается словом "аще...", что соответствует нынешнему "если"), и диспозицию (выражается словом "то"). Если говорить о языке, то на фоне общих, бытовых терминов мы очень редко, но все же встречаем и специфические юридические термины (например, истец).


Архаичное право носило казуистический характер. Оно формировалось в результате разрешения отдельных конфликтных случаев (казусов), причем довольно простых по содержанию. Это явно просматривается в первых правовых письменных источниках. Так, в Законах XII таблиц сказано: если совершивший ночью кражу убит на месте, убийство считается правомерным. Если же при свете дня совершается кража и вор сопротивляется с оружием, надо созвать народ. Как видим, привязка правила поведения дается применительно ко времени суток.

Наши предки, вероятно, не понимали, что абстрактное изложение норм дает возможность экономно располагать нормы права. Навыки абстрактного мышления формируются длительно. На начальном этапе развития общества они были крайне неразвиты, по существу только зарождались.

На Руси все обстояло несколько иначе. Казуальность норм Русской Правды выражена не столь ярко, как у первых письменных источников в других странах. Вот пример одной из таких норм: холоп, совершивший душегубство, наказывается половинным наказанием, и даже легче. И тут же следует обоснование этого положения: потому что несвободен. Можно указать две причины обнаруживаемой в Русской Правде тяги к абстрактности:

а) из римской юриспруденции был заимствован прием юридического трактата как способ кодификации, где просматривается склонность к разъяснению и оправданию решения;

б) оттуда же было привнесено и религиозно-нравственное содержание правовых норм.

Архаичное право имело несистематизированный характер. В первых правовых памятниках было нагромождено все: нормы об уголовных деяниях, нормы имущественного характера, земельные, торговые, семейные и др. Так, в Законах Хаммурапи сначала излагаются нормы уголовного и процессуального права, затем идут нормы земельного права. Здесь же можем увидеть и нормы торгового права, затем опять приводятся нормы уголовного права, а заканчивается текст бессистемным перечислением правил из большого числа различных областей общественной жизни. Другие правовые источники также строятся по принципу простого расположения материала. Часто изложение более или менее однородных правил поведения прерывалось тем, что отдельные правовые нормы, которые нельзя было объединить в какие-нибудь более крупные единые блоки, помещались на первое попавшееся подходящее место.

Конечно, систематизация норм права - это закономерный процесс в развитии права. Хорошим примером начавшейся систематизации служат Институции Гая, где правовые нормы излагаются по принципу отношения к людям, причинам и обстоятельствам, связанным с конкретным иском. В Салической Правде мы также можем усмотреть приметы начавшегося процесса систематизации правовых норм. Там есть разделы о кражах, произведенных рабами и свободными, о нападениях и грабежах, о человекоубийстве и др., но нет и попытки дать систематизацию, основанную на общих правовых принципах и понятиях.