Файл: Уроках Окружающий мир Специальность 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 12560

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТКРЫТЫЙ КОЛЛЕДЖ»



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема Развитие экологической культуры у учащихся начальных классов на уроках «Окружающий мир»
Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
Группа 07. ПвНК.19. ОФ.О.2





Обучающийся ________________ Давыдова В.М

(подпись) (ФИО)





Руководитель ________________ Скопцова К.А.

(подпись) (ФИО)




Допустить к защите



Заместитель директора __________/ Гурова Е.Ф./

(подпись) (ФИО)















Москва

2023

ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТКРЫТЫЙ КОЛЛЕДЖ»






Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии

протокол №

от __________2023 г.

ПЦК_____________

подпись

Утверждаю

Заместитель директора

_____________ /Е.Ф. Гурова/

(подпись) (инициалы, фамилия)

«___» июня 2023 г.



ЗАДАНИЕ

на выпускную квалификационную работу

Студента: Давыдовой Виктории Максимовны

Курс: 4, группа: 07.ПвНК.19.ОФ.О.2

1. Тема работы: Развитие экологической культуры у учащихся начальных классов на уроках «окружающий мир»

2. Срок сдачи студентом законченной работы: 16.06.2023

3. Исходные данные по работе: Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, Учебно-методический комплект Школа России Плешаков А.А. Окружающий мир, Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. Методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, - 2019

4. Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в дипломной работе:

4.1. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА


    1. Сущность понятия «Экологическая культура»

    1. Специфика уроков окружающего мира в начальной школе

    1. Возможности развития экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира

4.2. Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА


2.1. Организация и методика исследования сформированности экологической культуры

2.2. Разработка проекта по развитию экологической культуры у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира с использованием кейс-технологии

2.3. Анализ и обобщение результатов исследования

Заключение: ВКР выполняется в соответствии с методическими рекомендациями.



Задание получил: _________/Давыдова В.М./ «30» марта 2023 г.

Срок окончания ВКР: «16» июня 2023 г.

Руководитель ВКР ___________________ Скопцова К.А.



Оглавление


Студента: Давыдовой Виктории Максимовны 1

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 5

1.1.Сущность понятия «Экологическая культура» 5

1.2.Специфика уроков окружающего мира в начальной школе 9

1.3.Возможности развития экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира 11

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 27

2.1. Организация и методика исследования сформированности экологической культуры 27

2.2. Разработка проекта по развитию экологической культуры у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира с использованием кейс-технологии 28

2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

Список использованных источников 39





ВВЕДЕНИЕ



Актуальность проблемы исследования. В настоящее время экологическая культура школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, которая привела к тяжелому экологическому состоянию природы на нашей планете. В связи с этим работа по формированию экологической культуре младших школьников имеет огромное значение для дальнейшего становления и развития экологически культурной личности.

В современной школе взаимодействие младшего школьника с миром природы минимально, не используются в должной мере возможности взаимодействия с природой для гармоничного развития человека. В начальной школе предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент практически всех естественнонаучных предметов основной школы. Это первый и единственный предмет в начальной школе, который показывает учащемуся многообразие природных законов и явлений. Поэтому именно в рамках данного предмета наиболее удачно удаётся решать проблемы экологического образования и воспитания. Экологическая культура же, в свою очередь, развивается именно в процессе экологического образования, то есть систематической и целенаправленной деятельности учащихся. В процессе данной деятельности учитель может подобрать различные методы и приемы, которые способствуют эффективному достижению поставленных целей, а именно формирование
экологических знаний об окружающем мире и природе, усвоение правил взаимодействия с ними.

Проблема исследования. Какими должны быть оптимальные психолого-педагогические условия для эффективной деятельности по формированию экологической культуры на уроках окружающего мира ?

Противоречие связано с необходимостью формирования у младших школьников экологической культуры и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями при изучении окружающего мира.

Объектом исследования является экологическая культура

Предмет исследования: условия формирования экологической культуры на уроках окружающего мира

Цель исследования: определение и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, способствующих формированию экологической культуры младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО на уроках окружающего мира.

Для успешного достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Сформулировать основные особенности экологической культуры.

  2. Охарактеризовать особенности уроков окружающего мира

  3. Выявить возможности формирования экологической культуры на уроках окружающего мира

  4. Провести диагностику экологической культуры младших школьников

  5. Разработать проект по развитию экологической культуры на уроках окружающего мира.

Гипотеза исследования. Использование кейс-технологии на уроках окружающего мира является эффективным для развития экологической культуры.

Методы исследования. теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме экологической культуры.

Методологическая основа исследования являются труды учёных: психологов Л.А. Гордона, В.Г. Кузьминой, Н.Г. Морозовой, К.Г. Ульяновой; педагогов З.Р. Амет-Уста, Л.В. Байбородовой, С.Б. Барашкиной, Е.А. Батуриной, Н.В. Беловой, И.А. Бойкова, Н.В. Бордовской, О.А. Гребенниковой, М.К. Исмаиловой, Г.М. Коджаспировой, И.В. Крючковой, методистов в области экологического воспитания младших школьников: С.И. Борис, Р.И. Гореловой, А.Х. Гимазетдиновой, С.Н. Глазачева, Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной.


Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть применены в педагогической практике учителя начальных классов, педагога дополнительного образования.

База исследования: ГБОУ «Средняя школа № 9» г. Москвы

Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.