Файл: Уроках Окружающий мир Специальность 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 12560
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТКРЫТЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема Развитие экологической культуры у учащихся начальных классов на уроках «Окружающий мир»
Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
Группа 07. ПвНК.19. ОФ.О.2
| Обучающийся ________________ Давыдова В.М (подпись) (ФИО) |
| Руководитель ________________ Скопцова К.А. (подпись) (ФИО) |
Допустить к защите | Заместитель директора __________/ Гурова Е.Ф./ (подпись) (ФИО) |
| |
| |
Москва
2023
ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТКРЫТЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии протокол № от __________2023 г. ПЦК_____________ подпись | Утверждаю Заместитель директора _____________ /Е.Ф. Гурова/ (подпись) (инициалы, фамилия) «___» июня 2023 г. |
ЗАДАНИЕ
на выпускную квалификационную работу
Студента: Давыдовой Виктории Максимовны
Курс: 4, группа: 07.ПвНК.19.ОФ.О.2
1. Тема работы: Развитие экологической культуры у учащихся начальных классов на уроках «окружающий мир» |
2. Срок сдачи студентом законченной работы: 16.06.2023 |
3. Исходные данные по работе: Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, Учебно-методический комплект Школа России Плешаков А.А. Окружающий мир, Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. Методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, - 2019 |
4. Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в дипломной работе: |
4.1. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА |
|
|
|
4.2. Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА |
2.1. Организация и методика исследования сформированности экологической культуры |
2.2. Разработка проекта по развитию экологической культуры у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира с использованием кейс-технологии |
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования |
Заключение: ВКР выполняется в соответствии с методическими рекомендациями. |
Задание получил: _________/Давыдова В.М./ «30» марта 2023 г.
Срок окончания ВКР: «16» июня 2023 г.
Руководитель ВКР ___________________ Скопцова К.А.
Оглавление
Студента: Давыдовой Виктории Максимовны 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 5
1.1.Сущность понятия «Экологическая культура» 5
1.2.Специфика уроков окружающего мира в начальной школе 9
1.3.Возможности развития экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира 11
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 27
2.1. Организация и методика исследования сформированности экологической культуры 27
2.2. Разработка проекта по развитию экологической культуры у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира с использованием кейс-технологии 28
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список использованных источников 39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время экологическая культура школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, которая привела к тяжелому экологическому состоянию природы на нашей планете. В связи с этим работа по формированию экологической культуре младших школьников имеет огромное значение для дальнейшего становления и развития экологически культурной личности.
В современной школе взаимодействие младшего школьника с миром природы минимально, не используются в должной мере возможности взаимодействия с природой для гармоничного развития человека. В начальной школе предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент практически всех естественнонаучных предметов основной школы. Это первый и единственный предмет в начальной школе, который показывает учащемуся многообразие природных законов и явлений. Поэтому именно в рамках данного предмета наиболее удачно удаётся решать проблемы экологического образования и воспитания. Экологическая культура же, в свою очередь, развивается именно в процессе экологического образования, то есть систематической и целенаправленной деятельности учащихся. В процессе данной деятельности учитель может подобрать различные методы и приемы, которые способствуют эффективному достижению поставленных целей, а именно формирование
экологических знаний об окружающем мире и природе, усвоение правил взаимодействия с ними.
Проблема исследования. Какими должны быть оптимальные психолого-педагогические условия для эффективной деятельности по формированию экологической культуры на уроках окружающего мира ?
Противоречие связано с необходимостью формирования у младших школьников экологической культуры и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями при изучении окружающего мира.
Объектом исследования является экологическая культура
Предмет исследования: условия формирования экологической культуры на уроках окружающего мира
Цель исследования: определение и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, способствующих формированию экологической культуры младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО на уроках окружающего мира.
Для успешного достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
-
Сформулировать основные особенности экологической культуры. -
Охарактеризовать особенности уроков окружающего мира -
Выявить возможности формирования экологической культуры на уроках окружающего мира -
Провести диагностику экологической культуры младших школьников -
Разработать проект по развитию экологической культуры на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования. Использование кейс-технологии на уроках окружающего мира является эффективным для развития экологической культуры.
Методы исследования. теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме экологической культуры.
Методологическая основа исследования являются труды учёных: психологов Л.А. Гордона, В.Г. Кузьминой, Н.Г. Морозовой, К.Г. Ульяновой; педагогов З.Р. Амет-Уста, Л.В. Байбородовой, С.Б. Барашкиной, Е.А. Батуриной, Н.В. Беловой, И.А. Бойкова, Н.В. Бордовской, О.А. Гребенниковой, М.К. Исмаиловой, Г.М. Коджаспировой, И.В. Крючковой, методистов в области экологического воспитания младших школьников: С.И. Борис, Р.И. Гореловой, А.Х. Гимазетдиновой, С.Н. Глазачева, Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть применены в педагогической практике учителя начальных классов, педагога дополнительного образования.
База исследования: ГБОУ «Средняя школа № 9» г. Москвы
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.