Файл: Уроках Окружающий мир Специальность 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 12567
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенность, отличающая учебный предмет «Окружающий мир» от других предметов в начальной школе (русского языка, математики и т.д.), состоит в развитии регулятивных навыков у ребёнка при условии его взаимодействия с социальные и природными процессами и объектами. При освоении этого предмета развиваются такие способности, как анализ, выделение значимого, схематическое выделение нового опыта, работа с научно-популярным текстом, а также специальные умения, такие, как установление связи между природными объектами, фиксация результатов наблюдений и экспериментов, ориентирование на местности, анализ хода событий своей жизни и жизни окружающих, осознание протекания природных и социальных процессов и т. д.
Выводы по 1 главе
Под экологическим воспитанием понимают формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.
Задача экологического воспитания заключается в формировании экологических знаний, воспитании любви к природе, стремление беречь, приумножать ее, формировании умения и навыков деятельности в природе.
Особенность курса «Окружающий мир» - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности.
В рассмотренных нами учебниках «Окружающий мир» А.А. Плешакова содержание направлено на развитие мышления, речи, памяти, воображения детей; с его помощью начинается формирование важнейших понятий в области окружающей среды. Содержащаяся в учебнике система заданий, главным образом игрового характера, обеспечивает высокую активность учащихся вовремя работы на уроке.
Курс имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея связей как бы закрепляет разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
2.1. Организация и методика исследования сформированности экологической культуры
Экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ «Средняя школа № 9» г. Москвы. В эмпирическом исследовании приняли участие младшие школьники в возрасте 9 лет – учащиеся 3 класса «А» (20 человек). Диагностика была направлена на определение сформированности экологической культуры детей по двум направлениям:
- диагностика экологических знаний
- диагностика экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:
1. Знания о природе:
а) об объектах живой природы;
б) об объектах неживой природы.
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.
Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологической культуры и отношения к природе:
- 1 балл — низкий уровень;
- 2 балла — средний уровень;
- 3 балла — высокий уровень.
2.2. Разработка проекта по развитию экологической культуры у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира с использованием кейс-технологии
Целью формирующего этапа эксперимента были разработка и апробация проекта по формированию у обучающихся экологической культуры на уроках «Окружающий мир». В ходе проекта предлагается проведение серии экспериментальных уроков, представленных в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Тематика комплекса экспериментальных уроков «Окружающий мир»
№ п/п | Темаурока | Цельурокав рамкахформирования регулятивных навыков |
1 | Охрана животных | Умение планировать собственную деятельность; умение, используя дополнительную литературу, проанализировать, какие животные нашего района нуждаются в охране; умение выявить причины, по которым животные нуждаются в охране, и совместно придумать способы устранения этих причин. |
2 | Здоровый образ жизни | Умение планировать собственный режим питания и собственную активность в соответствии с подходами ЗОЖ, умение прогнозировать последствия различных типов отношения человека к собственному здоровью, умение оценивать отношение своих сверстников к здоровому образу жизни. |
3 | Экономика и экология | Умение устанавливать связи между действиями людей и экологическими катастрофами, умение определять влияние экологии на экономику, приводя примеры из реальной жизни, умение выделять в кейсах проблему экологической катастрофы и предлагать способы ее решения. |
Проиллюстрируем возможность использования кейс-технологии как подхода к формированию экологической культуры на уроках «Окружающего мира» при помощи различных кейсов, соответствующих календарно-тематическому планированию третьего года обучения.
Урок 1. «Охрана животных». Это был первый кейс-урок в школе, поэтому было необходимо ознакомить обучающихся с простейшими кейсами, показывая технологию работы с ними. Для этого был использован кейс Ю. В. Ворониной «История на прогулке», в котором показано, что необходимо защищать даже тех животных, которые не входят в Красную книгу.
Кейс на коммуникацию как интериоризацию: Как-то раз Валя, Коля и Оксана пошли в лес за грибами. Оксана увидела большой гриб и хотела его сорвать. И вдруг как закричит!
- Что случилось? – Спросил Коля.
- Мне очень страшно! Там за грибочком сидит кто-то очень страшный и опасный.
Валя не побоялась, посмотрела на это место и увидела лягушку.
- Так это же обычная лягушка!
- Я боюсь! Прогони её!
- Не надо. Она совсем не опасна. От лягушек много пользы
- В чём же та польза? – Спросили Коля и Оксана.
Ребята, какую пользу приносят лягушки? Подумайте и продолжите диалог рбят.
Кейс А. Б. Тимурзиевой: Группой браконьеров было истреблено несколько особей амурских тигров (животные занесены в Красную книгу). Эти браконьеры были арестованы правоохранительными органами, однако они уже успели забрать жизни множества редких животных.
Вопросы к ситуации: Какие методы профилактики истребления редких животных вы могли бы предложить? Какие методы борьбы с браконьерством вы могли бы предложить? Как вы считаете, должны ли браконьеры понести наказание, если да/нет, то почему?
Кейс «Пожар в Австралии», направленный на оценку и волевую саморегуляцию.
Описание ситуации. В августе 2019 года стало известно о возгорании лесов Австралии, в результате которого погибло огромное количество животных. Прочитайте показания очевидцев. Волонтер Трейси Баргес вытащила опоссума из огня. От пожара зверек пытался спрятаться среди камней. Когда оказывали первую помощь, увидели в сумке у млекопитающего детеныша. Волонтер рассказывала: «Мать делала все, чтобы спасти свое потомство. Мы даем животному болеутоляющие. Сильно обожжен нос
, оба уха, обгорела шерсть. Но больше всего меня беспокоят глаза. Обгорели веки. И это может потом сказаться на его зрении». «Кенгуру сидел под кустом, рядом прыгала его мама. Но она ничем не могла помочь. Животное было сильно обезвожено. Мы забрали его и привезли к ветеринару», – рассказал волонтер Трейси Дод. Вот как отозвался о ситуации в стране русского гражданина Австралии Владимира Балашова: «Это были не пожары, а настоящий огненный апокалипсис. У меня пострадала ферма, больше всего жалко машину… Было по-настоящему страшно. Огонь достиг нас буквально за минуты. На наше счастье, вовремя подоспел бульдозер, который прорыл вокруг дома канавы, благодаря этому мы и наш дом остались целыми, а все остальное, что сгорело – восстановим. Еще надо мной завис вертолет и вылил на меня примерно две тонны воды. Мой дом остался целым еще и потому, что мы его строили, выполняя все правила противопожарной безопасности. Когда строили, страшно возмущались строгости этих правил и законов. А сейчас мы с женой безмерно им благодарны. Те наши соседи, которые построили свои фермы раньше нас, когда законы были иными, а потому их дома стояли близко к лесу, лишились всего…».
Задание 1. Какие проблемы затронуты в тексте? Назовите возможные причины возникновения пожаров. Какие меры можно предпринять для того, чтобы предотвратить такие большие потери?
Задание 2. Обсудите с одноклассниками пожары, которые вы видели лично или о которых слышали в новостях. Могли ли вы внести личный вклад в спасение животных при пожаре?
Задание 3. Представьте себя волонтером, который приехал в Австралию для того, чтобы помочь пострадавшим животным. Сочините рассказ (можете проиллюстрировать его рисунком) о том, как вы спасаете «погорельцев».
Урок 2. «Здоровый образ жизни».
Целью данного урока является привить обучающимся правила здорового образа жизни при помощи использования такого вида кейс-технологии как видеокейсы.
Обучающимся было предложено посмотреть ряд мультфильмов и воспользоваться учебником А. А. Плешакова по «Окружающему миру. 3 класс» (ч. 1) на страницах 150-154 и соотнести правила, предложенные в нем, с ситуациями, показанными в видео.
Мультфильмы, предложенные для просмотра:
1. Кейс на оценку, волевую саморегуляцию и самоконтроль. «Маша и Медведь. 1 сезон 18 серия «Большая стирка», 1:18-2:34. Правило «Соблюдай чистоту!». Вопросы к ученикам: что произошло в мультфильме? Как была решена эта проблема? (Маша испачкалась, Медведь тут же постирал ее одежду, одел девочку в сухое и отправил ее в душ). Какое правило здесь соблюдается? Зачитайте это правило в учебнике (с. 150). Перескажите его одноклассникам. Почему важно соблюдать это правило?
2. Кейс «Фиксики. 3 сезон 17 серия «Витамины», 0:47-1:57. Правило «Правильно питайся!». Вопросы к ученикам: с какой проблемой борется Дим Димыч? Что ему советуют Фиксики для развития памяти? В каких продуктах содержатся витамины? Что делают витамины А, С, D? Что Дим Димычу не дали съесть? Какое правило здесь соблюдается? Зачитайте это правило в учебнике (с. 151). Совместно составьте меню из завтрака, обеда и ужина на ближайшие выходные, в котором была бы только здоровая пища.
3. Кейс «Нехочуха» (ТО Экран, 1986), 0:10-4:00, 5:20-6:09, 8:24-8:42. Правило «Сочетай труд и отдых!». Вопросы к ученикам: какая проблема затронута в мультфильме? Почему главный герой устал от «отдыха»? Как выглядит Великий Нехочуха, хотели бы вы стать таким, как он? Обсудите, приводя примеры из мульфильма и из жизни, почему ничего не делать – вредно для здоровья? Какое правило главный герой соблюдает к концу мультфильма? Зачитайте это правило в учебнике (с. 151). Какие правила мы еще не обговорили на уроке? Прочитайте их. Домашнее задание: в парах представьте в виде небольшого рассказа или рисунка, что было бы, если бы эти правила не соблюдались.