Файл: Уроках Окружающий мир Специальность 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 12564
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
-
Сущность понятия «Экологическая культура»
Экологическая культура является значимым компонентом познавательного развития детей. Несмотря на то, что такое понятие, как «экологическая культура» является относительно новыми в педагогической науке, проблема роли природы в жизни и воспитании человека исследовалась великими мыслителями с давних пор [20].
Изучая сущность понятия «экологическая культура», нельзя не обратиться к истории развития идей и взглядов зарубежных и отечественных мыслителей на проблему исследования. Первые основополагающие идеи о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка описаны в трудах классиков как российских, так и зарубежных (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.Н.Т ихеева) [12]. Так, Ян Амос Коменский, считал природу проявлением Бога и наделял окружающий мир признаками одушевленности. Для периода средневековой эпохи, по мнению Гончаровой Е.В. [6], подобное заявление уже способствовало изменению устоявшихся в то время взглядов на природу.
В своей книге «Эмиль, или О воспитании» Жан Жак Руссо пишет, что ребенка воспитывает не литература, а люди и природа: поле, лес, ферма. По мнению Ж.Ж.Руссо [20], Эмиль воспринимает информацию легче, поскольку такая форма образования соответствует его «естественным потребностям и представлениям» [20].
К.Д. Ушинский в своих исследованиях определял природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека» [24]. Особое значение природы педагог видел в интеллектуальном и речевом развитии ребенка.
Разработанные К. Д. Ушинским положения легли в основу исследований Е.Н. Водовозовой и Е.И. Тихеевой [22]. Впервые исследователями данной проблемы были предложены материалы по ознакомлению в с природой родного края. Содержание предложенных материалов об ознакомлении детей с природой включало в себя два важных компонента: «приближение детей к природе» и «приближение природы к детям» [18]. На основе данной концепции
, предложенной Тихеевой Е.Н., была создана развивающая среда, частями которой стали «уголок природы» и участок детского сада [18].
В 90-е годы прошлого века такие философы и педагоги как А.А. Вербицкий, С.Н. Глазачев, Н.С. Дежникова, В.А. Игнатова, В.А.Кобылянский, Б.Т.Лихачев, Н.Н.Моисеев, Г.В.Платонов и др. начали активно разрабатывать эту проблему. Формирование экологической культуры выступило в роли ведущей цели экологического образования [3].
На современном этапе исследования встречается множественная интерпретация понятия «экологическая культура». Изучая литературу, мы можем встретить и такие понятия, как «экологическое образование», «экологическое воспитание». Следовательно, возникает закономерный вопрос: как различать данные понятия и являются ли они синонимами? Так, в своей программе «Наш дом - природа», Рыжова Н.А. отмечает следующее: «экологическое образование» рассматривается как неотъемлемая часть общего образования; как значимый компонент в вопросе преемственности дошкольного и начального образования; как процесс формирования элементарных экологических представлений, знаний и нравственного аспекта, результатом которого является развитость экологической культуры [19].
Однако, говоря об экологической культуре детей, автор подразумевает только формирование первичных представлений: «…начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью» [9].
Гогоберидзе А. Г. считает, что экологическое образование формирует у ребенка «первоначальную картину» мира, в которой дошкольник «учится действовать» [18]. Экологическую культуру Гончарова Е.В. толкует, как, главным образом, «результат воспроизводства в обществе духовного и материального продукта экологической деятельности», а также как целостную «систему знаний, умений и ценностных ориентаций в области экологии, искусства, веры и обычаев по сохранению и улучшению окружающей среды» [5]. По мнению педагога, целью экологического образования является сформированность экологической культуры ребенка, компонентами которой, в свою очередь, являются экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение, культура чувств.
С.Н. Николаева считает, что понятие «экологическая культура» сочетает в себе следующие положения:
осведомленность об основных законах природы;
понимание необходимости руководствоваться этими законами в любом виде деятельности;
стремление к оптимальности в процессе природопользования;
формирование чувства ответственности к людям, окружающему миру [23]. Иными словами, экологическая культура затрагивает «интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые» составляющие компоненты человеческой жизни.
Содержанием работы по экологическому образованию детей являются в две составляющие:
формирование «знаний» (передача ребенку элементарных экологических представлений об окружающем мире природы);
формирование «отношения» (развитие у ребенка определенного типа отношения к окружающей среде – познавательного, эстетического, гуманистического) [2].
Многие исследователи (О.М. Газина, Г.А. Папуткова, Т.Б. Табукашвили) проблемы формирования экологической культуры школьников отмечают, что успех в педагогической работе по данному направлению возможен при формировании экологической культуры не только у детей, но и у взрослых, то есть, педагогов и родителей детей [29].
Задачей экологического воспитания выступает создание воспитательно-образовательной модели, которая поспособствовала бы проявлению начал экологической культуры у детей. К ним можно отнести следующее:
осознание важности проблем формирования экологической культуры педагогическим коллективом;
создание специальных условий, обеспечивающих процесс формирования экологической культуры детей,
повышение квалификации в области формирования экологической культуры у педагогов и пропаганда ценности и необходимости экологической культуры среди родителей;
постоянная и систематическая работа с детьми по различным технологиям, постоянное их дополнение и совершенствование;
обязательное выявление уровня экологической культуры детей по таким показателям, как знания, эмоциональное отношение и поведенческие навыки относительно окружающей природы [21].
Обобщая изученные мнения по определению понятия «экологическая культура», можем отметить следующее: экологическая культура чаще воспринимается как итог, результат работы по формированию основ грамотного и экологически правильно взаимодействия человека с природой. Многие авторы единогласно выделяют следующие показатели экологической культуры: область экологических знаний; область отношения к природе, проявляющегося в чуткости, отзывчивости, бережном взаимодействии и эстетических чувствах к природе. Под экологическим образованием и экологическим воспитанием исследователи понимают процесс возникновения, становления и формирования экологической культуры.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Специфика уроков окружающего мира в начальной школе
Для современной системы школьного начального образования характерна вариативность программ по изучению предмета «Окружающий мир». Существуют различные направления в разработке учебно-методических комплектов:
• традиционная система обучения;
• система развивающего обучения;
• система коррекционно-развивающего обучения;
• инновационные (альтернативные) проекты.
Одной из многочисленных традиционных систем обучений является учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России». Данный учебно-методический комплекс обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и полностью соответствует требованиям ФГОС. В данной образовательной программе огромное значение придается индивидуальному подходу, что прослеживается в подборе для каждого ученика заданий в соответствии с его интересами, и возможностями. Достоинствами данной программы принято считать открытость, индивидуализация обучения и доступность содержания учебного материала.
Недостатками данной программы, можно считать, отсутствие рекомендаций и методических пособий для детей с ОВЗ, в том числе обучающихся с РАС; недостаточное количество заданий для закрепления новых тем, упражнений на выполнение грамматических заданий, произведений упрощенного содержания по литературному чтению и окружающему миру. Данные недостатки УМК «Школы России» в значительной мере затрудняют работу учителям с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного обучения.
Предмет «Окружающий мир» – это метапредметная дисциплина, содержащая в себе хорошие возможности для формирования экологической культуры. Данная дисциплина, по мнению Алексеева О.В., аккумулирует в себе знания ряда дисциплин: естествознания, обществознания, безопасности жизнедеятельности, истории, психологии, социологии и др. В содержании данного курса в соответствии с современными требованиями интегрированы элементы естественнонаучных и обществоведческих знаний.
Курс обучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе изучается в течение 4х лет. В ходе формирования экологической культуры на уроках предмета «Окружающий мир» обучающиеся осознают место человека в окружающем мире, познают мир природы и мир человека (социальный мир). В процессе обучения у детей формируются первоначальные экологические понятия, которые позволяют раскрыть закономерности окружающего мира, опираясь на чувственный опыт. При формировании стойких экологических представлений ребенок переходит от понятий предметов и явлений к сущности, т.е. действиям и практическим навыкам.