Файл: Уроках Окружающий мир Специальность 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 12564

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

    1. Сущность понятия «Экологическая культура»



Экологическая культура является значимым компонентом познавательного развития детей. Несмотря на то, что такое понятие, как «экологическая культура» является относительно новыми в педагогической науке, проблема роли природы в жизни и воспитании человека исследовалась великими мыслителями с давних пор [20].

Изучая сущность понятия «экологическая культура», нельзя не обратиться к истории развития идей и взглядов зарубежных и отечественных мыслителей на проблему исследования. Первые основополагающие идеи о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка описаны в трудах классиков как российских, так и зарубежных (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.Н.Т ихеева) [12]. Так, Ян Амос Коменский, считал природу проявлением Бога и наделял окружающий мир признаками одушевленности. Для периода средневековой эпохи, по мнению Гончаровой Е.В. [6], подобное заявление уже способствовало изменению устоявшихся в то время взглядов на природу.

В своей книге «Эмиль, или О воспитании» Жан Жак Руссо пишет, что ребенка воспитывает не литература, а люди и природа: поле, лес, ферма. По мнению Ж.Ж.Руссо [20], Эмиль воспринимает информацию легче, поскольку такая форма образования соответствует его «естественным потребностям и представлениям» [20].

К.Д. Ушинский в своих исследованиях определял природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека» [24]. Особое значение природы педагог видел в интеллектуальном и речевом развитии ребенка.

Разработанные К. Д. Ушинским положения легли в основу исследований Е.Н. Водовозовой и Е.И. Тихеевой [22]. Впервые исследователями данной проблемы были предложены материалы по ознакомлению в с природой родного края. Содержание предложенных материалов об ознакомлении детей с природой включало в себя два важных компонента: «приближение детей к природе» и «приближение природы к детям» [18]. На основе данной концепции
, предложенной Тихеевой Е.Н., была создана развивающая среда, частями которой стали «уголок природы» и участок детского сада [18].

В 90-е годы прошлого века такие философы и педагоги как А.А. Вербицкий, С.Н. Глазачев, Н.С. Дежникова, В.А. Игнатова, В.А.Кобылянский, Б.Т.Лихачев, Н.Н.Моисеев, Г.В.Платонов и др. начали активно разрабатывать эту проблему. Формирование экологической культуры выступило в роли ведущей цели экологического образования [3].

На современном этапе исследования встречается множественная интерпретация понятия «экологическая культура». Изучая литературу, мы можем встретить и такие понятия, как «экологическое образование», «экологическое воспитание». Следовательно, возникает закономерный вопрос: как различать данные понятия и являются ли они синонимами? Так, в своей программе «Наш дом - природа», Рыжова Н.А. отмечает следующее: «экологическое образование» рассматривается как неотъемлемая часть общего образования; как значимый компонент в вопросе преемственности дошкольного и начального образования; как процесс формирования элементарных экологических представлений, знаний и нравственного аспекта, результатом которого является развитость экологической культуры [19].

Однако, говоря об экологической культуре детей, автор подразумевает только формирование первичных представлений: «…начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью» [9].

Гогоберидзе А. Г. считает, что экологическое образование формирует у ребенка «первоначальную картину» мира, в которой дошкольник «учится действовать» [18]. Экологическую культуру Гончарова Е.В. толкует, как, главным образом, «результат воспроизводства в обществе духовного и материального продукта экологической деятельности», а также как целостную «систему знаний, умений и ценностных ориентаций в области экологии, искусства, веры и обычаев по сохранению и улучшению окружающей среды» [5]. По мнению педагога, целью экологического образования является сформированность экологической культуры ребенка, компонентами которой, в свою очередь, являются экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение, культура чувств.

С.Н. Николаева считает, что понятие «экологическая культура» сочетает в себе следующие положения:


 осведомленность об основных законах природы;

 понимание необходимости руководствоваться этими законами в любом виде деятельности;

 стремление к оптимальности в процессе природопользования;

 формирование чувства ответственности к людям, окружающему миру [23]. Иными словами, экологическая культура затрагивает «интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые» составляющие компоненты человеческой жизни.

Содержанием работы по экологическому образованию детей являются в две составляющие:

 формирование «знаний» (передача ребенку элементарных экологических представлений об окружающем мире природы);

 формирование «отношения» (развитие у ребенка определенного типа отношения к окружающей среде – познавательного, эстетического, гуманистического) [2].

Многие исследователи (О.М. Газина, Г.А. Папуткова, Т.Б. Табукашвили) проблемы формирования экологической культуры школьников отмечают, что успех в педагогической работе по данному направлению возможен при формировании экологической культуры не только у детей, но и у взрослых, то есть, педагогов и родителей детей [29].

Задачей экологического воспитания выступает создание воспитательно-образовательной модели, которая поспособствовала бы проявлению начал экологической культуры у детей. К ним можно отнести следующее:

 осознание важности проблем формирования экологической культуры педагогическим коллективом;

 создание специальных условий, обеспечивающих процесс формирования экологической культуры детей,

 повышение квалификации в области формирования экологической культуры у педагогов и пропаганда ценности и необходимости экологической культуры среди родителей;

 постоянная и систематическая работа с детьми по различным технологиям, постоянное их дополнение и совершенствование;

 обязательное выявление уровня экологической культуры детей по таким показателям, как знания, эмоциональное отношение и поведенческие навыки относительно окружающей природы [21].

Обобщая изученные мнения по определению понятия «экологическая культура», можем отметить следующее: экологическая культура чаще воспринимается как итог, результат работы по формированию основ грамотного и экологически правильно взаимодействия человека с природой. Многие авторы единогласно выделяют следующие показатели экологической культуры: область экологических знаний; область отношения к природе, проявляющегося в чуткости, отзывчивости, бережном взаимодействии и эстетических чувствах к природе. Под экологическим образованием и экологическим воспитанием исследователи понимают процесс возникновения, становления и формирования экологической культуры.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Специфика уроков окружающего мира в начальной школе



Для современной системы школьного начального образования характерна вариативность программ по изучению предмета «Окружающий мир». Существуют различные направления в разработке учебно-методических комплектов:

• традиционная система обучения;

• система развивающего обучения;

• система коррекционно-развивающего обучения;

• инновационные (альтернативные) проекты.

Одной из многочисленных традиционных систем обучений является учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России». Данный учебно-методический комплекс обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и полностью соответствует требованиям ФГОС. В данной образовательной программе огромное значение придается индивидуальному подходу, что прослеживается в подборе для каждого ученика заданий в соответствии с его интересами, и возможностями. Достоинствами данной программы принято считать открытость, индивидуализация обучения и доступность содержания учебного материала.

Недостатками данной программы, можно считать, отсутствие рекомендаций и методических пособий для детей с ОВЗ, в том числе обучающихся с РАС; недостаточное количество заданий для закрепления новых тем, упражнений на выполнение грамматических заданий, произведений упрощенного содержания по литературному чтению и окружающему миру. Данные недостатки УМК «Школы России» в значительной мере затрудняют работу учителям с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного обучения.

Предмет «Окружающий мир» – это метапредметная дисциплина, содержащая в себе хорошие возможности для формирования экологической культуры. Данная дисциплина, по мнению Алексеева О.В., аккумулирует в себе знания ряда дисциплин: естествознания, обществознания, безопасности жизнедеятельности, истории, психологии, социологии и др. В содержании данного курса в соответствии с современными требованиями интегрированы элементы естественнонаучных и обществоведческих знаний.

Курс обучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе изучается в течение 4х лет. В ходе формирования экологической культуры на уроках предмета «Окружающий мир» обучающиеся осознают место человека в окружающем мире, познают мир природы и мир человека (социальный мир). В процессе обучения у детей формируются первоначальные экологические понятия, которые позволяют раскрыть закономерности окружающего мира, опираясь на чувственный опыт. При формировании стойких экологических представлений ребенок переходит от понятий предметов и явлений к сущности, т.е. действиям и практическим навыкам.