Файл: Уроках Окружающий мир Специальность 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 12561
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Возможности развития экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира
Развитие экологической культуры учащегося на основе способа действия, практических навыков с предметами и освоения различных способов действия актуализируется в рамках реализации деятельностного подхода. Согласно ФГОС 2021, «единство обязательных требований к результатам освоения программ реализуется на основе системно-деятельностного подхода», что обеспечивает освоение знаний и компетенций, необходимых для жизни, способствует гармоничному развитию личности обучающегося. Системно-деятельностный подход предполагает, что в учебном процессе главное место отводится активной, самостоятельной познавательной деятельности ученика.
Основная особенность системно-деятельностного подхода заключаются в том, что новые знания не даются в готовом виде. Обучающиеся открывают для себя новые знания, познают окружающий мир в процессе самостоятельной деятельности. Согласно ФГОС, важными результатами обучения является формирование универсальных действий, которые выражены в способности самоорганизации и саморазвитии. Таким образом, ученик начальной школы должен не только освоить программный материал предметных дисциплин, но научиться учиться.
Универсальные учебные действия (УУД) представляют собой совокупность необходимых характеристик, которые дают обучающемуся возможность к активному развитию и самосовершенствованию в учебной деятельности.
Универсальные учебные действия – это умение ученика решать не только школьные задачи, но и жизненные, например, вести диалог, грамотно строить монологическое высказывание, планировать и демонстрировать результаты своей деятельности. Для решения любых задач (научить ребенка общаться, учиться, планировать) необходима активная деятельность самого ребенка.
Теоретико-методологическая основа данного понятия («универсальные учебные действия») базируется на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, которые раскрывают основные условия и механизмы усвоения знаний, формирование картины мира в процессе обучения.
Формирование УУД – это целенаправленный процесс, который осуществляется в процессе обучения через все предметные области и внеурочную деятельность. Изучение опыта работы различных образовательных учреждений, а также анализ психолого-педагогической литературы показал отсутствие практико-ориентированного обеспечения учебного процесса.
На наш взгляд, развитие экологической культуры наиболее эффективно в реализации урочной и внеурочной деятельности курса «Окружающий мир». В совокупности приемов и методов обучения, преемственности и неразрывности содержания образования. Для развития экологической культуры существует ряд технологий: урок, эвристическое обучение, проблемное обучение, проектная технология, лекция – семинар и зачетная система обучения, кейс – технологии, веб-квест, коучинг.
В современном образовании наиболее распространенная организация процесса обучения детей школьного возраста является классно - урочная система обучения. В России основоположником данной формы организации процесса обучения был Я.А. Коменский. В дальнейшем классно-урочная система обучения была развита и дополнена К.Д. Ушинским. Классно-урочная система обучения – проявление группового способа обучения, позволяет обеспечивать организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы. С позиции целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. По определению А.А. Бударного, урок – это форма организации обучения, при которой учитель в течении точно установочного времени (40 – 45 мин.) руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого их них, используя средства и методы работы, которые создают благоприятные условия для овладения предмета в ходе занятия, а также для развития и воспитания познавательных способностей и духовных сил школьников.
Методология формирования экологической культуры, в том числе и в рамках предмета «Окружающий мир», выделяет три группы форм организации учебной деятельности учащихся: урок, внеклассная работа и внеурочная деятельность. Каждая форма организации обучения имеет определенное место в учебном процессе, специфику содержания и организации деятельности учителя и учащихся.
Уроки окружающего мира способствуют формированию целостной картины мира у обучающихся. Каждый урок строится по определенной структуре. Структура урока определяет содержание урока, совокупность рабочих моментов и этапов учебной деятельности.
Современная дидактика выделяет следующие этапы урока:
1. организация начала урока;
2. повторение и закрепление материала, изученного на предыдущих уроках / проверка домашнего задания;
3. подведение к теме урока, через создание опоры для усвоения новой информации, на
основании детского опыта, активизации познавательного интереса учеников;
4. изучение нового материала;
5. закрепление нового материала;
6. обобщение материала, вывод по изученному материалу;
7. рефлексия обучающихся.
Данная структура присуща урокам по предмету «Окружающий мир», но может немного варьироваться в зависимости от типа урока и его содержания. Согласно ФГОС НОО, предмет «Окружающий мир» рассматривается как фундамент для изучения ряда естественно – научных дисциплин. Таким образом, носит пропедевтический характер обучения.
В тоже время предмет «Окружающий мир» является отдельной, самодостаточной дисциплиной, которая раскрывает природные и общественные явления как многообразные компоненты единого мира. Основная концептуальная идея курса заключена в том, что обучение предмету «Окружающий мир» строится на взаимодействии трех важных понятий «многообразие», «целостность», «уважение». Данные понятия характеризуют мир и отношение человека к окружающему миру.
Цели курса:
1. Формирование у обучающихся целостной картины миры;
2. Осознание места человека в мире через эмоционально – ценностное осмысление своего личного опыта общения с людьми и природой и в результате комплексного рационально – научного познания окружающего мира;
3. Воспитание личности гражданина, посредством совершенствования духовно – нравственного развития детей младшего школьного возраста.
Основные задачи курса:
1. Формирование уважения к себе, своей семье, родной стране и городу, к природе, к культуре и истории родного края;
2. Формирование понятий «целостность» и «многообразие» окружающего мира;
3. Осознание ребенком своего места в мире, его ценность и значимость;
4. Формирование безопасного поведения в условиях жизни;
5. Формирование здоровье сберегающего поведения;
6. Экологическое и эстетическое воспитание детей.
Содержательные линии курса «Окружающий мир»:
1. планета «Земля», страна «Россия», столица России, родной город;
2. наша планета, солнечная система, небесные тела;
3. наш мир в прошлом, настоящем и будущем;
4. разнообразие растений;
5. разнообразие животных;
6. взаимосвязи в природе;
7. человек, его здоровье и безопасность;
8. человек и общество (мир людей);
9. рукотворный мир человека (мир, созданный людьми);
10. экология и наше отношение к окружающему миру.
Важным механизмом реализации требований ФГОС НОО по формированию экологической культуры в ходе освоения образовательной программы являются планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. Показатель освоения – это достижение ребенком планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы - это система обобщенных личностно ориентированных целей образования, подлежащих формированию и оценке. Предметные результаты являются критериальной и содержательной основой для разработки программ предметов, курсов, а также для системы оценки качества освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).
В соответствии с требованиями ФГОС при изучении предмета «Окружающий мир» формируются следующие предметные результаты:
- воспитание чувства гордости за свою страну (свершения, открытия и победы), понимание особой роли России в мировой истории («Зачем люди осваивают космос?»);
- воспитание уважительного отношения к России, родному краю, своей семье («Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Как живёт семья?», проекты «Моя малая Родина», «Моя семья»); - осознания целостности окружающего мира и связей человека и природой, освоение элементарных правил нравственного поведения и экологической грамотности, норм здоровьесбергающего поведения в природной и социальной среде («Почему идёт дождь и дует ветер?», «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?», «Откуда берётся и куда девается мусор?», «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?», «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» и т.д.);
- освоение способов изучения природы: наблюдение за объектами окружающего мира, явлениями природы в естественной среде, опыты, измерения, запись измерений, сравнение и классификация предметов; освоение способов изучения общества: наблюдение, получение материалов из семейных архивов, от окружающих людей, запись и анализ данных (практические работы «Изучаем части растений», «Определяем комнатные растения», «Определяем деревья по листьям», «Исследуем перья птиц», «Исследуем шерсть зверей» «Когда мы станем взрослыми?»).
- формирование представлений о причинно-следственных связей в природе («Почему Луна бывает разной?», «Почему звенит звонок?», «Почему радуга разноцветная?» и др.); осознание смысла труда и человеческой деятельности при изучении следующих тем ««Зачем строят корабли?», «Зачем строят самолёты?» и др.
Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы, согласно ФГОС НОО, приводятся в двух блоках («ученик научится», «ученик получит возможность научиться») к каждому разделу учебной программы. Данные блоки ориентируют на уровень освоения учебного материала.
Рассматривая календарно – тематическое планирование учителя предмета «Окружающий мир», мы определяем предметные результаты первого блока «Учение научится» в виде перечня знаний, умений и навыков, сформированных в конце учебного года. Таким образом, в конце первого класса ученик может обнаружить:
• знание смысла слов «Россия», «Москва», «Президент», «Родина».
• представления о размерах и местоположении нашей страны, символики родного государства (флаг, герб), народах, проживающих на ее территории;
• временные представления: время суток, время года, дни недели, месяцы, прошлое, будущее; умение обозначать погодные явления в календаре наблюдений;
• элементарные знания о небесных телах, некоторых природных явлениях; знание профессий, в том числе профессий близких людей;
• знание некоторых классов растений (цветы, кусты, деревья, овощи, фрукты);
• умение выделять и называть части растений;
• знание главных обобщающих признаков для выделения классов животных (насекомые, птицы, рыбы, звери);
• умение дифференцировать зимующих и перелетных птиц, домашних и диких животных, лиственных и хвойных деревьев, животных жарких стран и животных Севера; классифицировать транспорт по видам;
• знание правил безопасного поведения;
• знание гиены и здорового образа жизни;
• знания о материальных изученных объектах.
Предметные результаты второго блока «ученик получит возможность научиться»:
• моделировать объекты реального мира;
• понимать, насколько значимую ценность представляют собой природные объекты, понимать важность собственной деятельности по сохранению природного разнообразия;
• уметь применять навыки самоконтроля с целью сохранения нормального самочувствия, иметь базовые представления о здоровом образе жизни, использовать их в практике;