Файл: Уроках Окружающий мир Специальность 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 12561

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    1. Возможности развития экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира



Развитие экологической культуры учащегося на основе способа действия, практических навыков с предметами и освоения различных способов действия актуализируется в рамках реализации деятельностного подхода. Согласно ФГОС 2021, «единство обязательных требований к результатам освоения программ реализуется на основе системно-деятельностного подхода», что обеспечивает освоение знаний и компетенций, необходимых для жизни, способствует гармоничному развитию личности обучающегося. Системно-деятельностный подход предполагает, что в учебном процессе главное место отводится активной, самостоятельной познавательной деятельности ученика.

Основная особенность системно-деятельностного подхода заключаются в том, что новые знания не даются в готовом виде. Обучающиеся открывают для себя новые знания, познают окружающий мир в процессе самостоятельной деятельности. Согласно ФГОС, важными результатами обучения является формирование универсальных действий, которые выражены в способности самоорганизации и саморазвитии. Таким образом, ученик начальной школы должен не только освоить программный материал предметных дисциплин, но научиться учиться.

Универсальные учебные действия (УУД) представляют собой совокупность необходимых характеристик, которые дают обучающемуся возможность к активному развитию и самосовершенствованию в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия – это умение ученика решать не только школьные задачи, но и жизненные, например, вести диалог, грамотно строить монологическое высказывание, планировать и демонстрировать результаты своей деятельности. Для решения любых задач (научить ребенка общаться, учиться, планировать) необходима активная деятельность самого ребенка.

Теоретико-методологическая основа данного понятия («универсальные учебные действия») базируется на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, которые раскрывают основные условия и механизмы усвоения знаний, формирование картины мира в процессе обучения.

Формирование УУД – это целенаправленный процесс, который осуществляется в процессе обучения через все предметные области и внеурочную деятельность. Изучение опыта работы различных образовательных учреждений, а также анализ психолого-педагогической литературы показал отсутствие практико-ориентированного обеспечения учебного процесса.


На наш взгляд, развитие экологической культуры наиболее эффективно в реализации урочной и внеурочной деятельности курса «Окружающий мир». В совокупности приемов и методов обучения, преемственности и неразрывности содержания образования. Для развития экологической культуры существует ряд технологий: урок, эвристическое обучение, проблемное обучение, проектная технология, лекция – семинар и зачетная система обучения, кейс – технологии, веб-квест, коучинг.

В современном образовании наиболее распространенная организация процесса обучения детей школьного возраста является классно - урочная система обучения. В России основоположником данной формы организации процесса обучения был Я.А. Коменский. В дальнейшем классно-урочная система обучения была развита и дополнена К.Д. Ушинским. Классно-урочная система обучения – проявление группового способа обучения, позволяет обеспечивать организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы. С позиции целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. По определению А.А. Бударного, урок – это форма организации обучения, при которой учитель в течении точно установочного времени (40 – 45 мин.) руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого их них, используя средства и методы работы, которые создают благоприятные условия для овладения предмета в ходе занятия, а также для развития и воспитания познавательных способностей и духовных сил школьников.

Методология формирования экологической культуры, в том числе и в рамках предмета «Окружающий мир», выделяет три группы форм организации учебной деятельности учащихся: урок, внеклассная работа и внеурочная деятельность. Каждая форма организации обучения имеет определенное место в учебном процессе, специфику содержания и организации деятельности учителя и учащихся.

Уроки окружающего мира способствуют формированию целостной картины мира у обучающихся. Каждый урок строится по определенной структуре. Структура урока определяет содержание урока, совокупность рабочих моментов и этапов учебной деятельности.

Современная дидактика выделяет следующие этапы урока:

1. организация начала урока;

2. повторение и закрепление материала, изученного на предыдущих уроках / проверка домашнего задания;

3. подведение к теме урока, через создание опоры для усвоения новой информации, на

основании детского опыта, активизации познавательного интереса учеников;

4. изучение нового материала;

5. закрепление нового материала;

6. обобщение материала, вывод по изученному материалу;

7. рефлексия обучающихся.

Данная структура присуща урокам по предмету «Окружающий мир», но может немного варьироваться в зависимости от типа урока и его содержания. Согласно ФГОС НОО, предмет «Окружающий мир» рассматривается как фундамент для изучения ряда естественно – научных дисциплин. Таким образом, носит пропедевтический характер обучения.

В тоже время предмет «Окружающий мир» является отдельной, самодостаточной дисциплиной, которая раскрывает природные и общественные явления как многообразные компоненты единого мира. Основная концептуальная идея курса заключена в том, что обучение предмету «Окружающий мир» строится на взаимодействии трех важных понятий «многообразие», «целостность», «уважение». Данные понятия характеризуют мир и отношение человека к окружающему миру.

Цели курса:

1. Формирование у обучающихся целостной картины миры;

2. Осознание места человека в мире через эмоционально – ценностное осмысление своего личного опыта общения с людьми и природой и в результате комплексного рационально – научного познания окружающего мира;

3. Воспитание личности гражданина, посредством совершенствования духовно – нравственного развития детей младшего школьного возраста.

Основные задачи курса:

1. Формирование уважения к себе, своей семье, родной стране и городу, к природе, к культуре и истории родного края;

2. Формирование понятий «целостность» и «многообразие» окружающего мира;

3. Осознание ребенком своего места в мире, его ценность и значимость;

4. Формирование безопасного поведения в условиях жизни;

5. Формирование здоровье сберегающего поведения;

6. Экологическое и эстетическое воспитание детей.

Содержательные линии курса «Окружающий мир»:

1. планета «Земля», страна «Россия», столица России, родной город;

2. наша планета, солнечная система, небесные тела;

3. наш мир в прошлом, настоящем и будущем;

4. разнообразие растений;

5. разнообразие животных;

6. взаимосвязи в природе;

7. человек, его здоровье и безопасность;

8. человек и общество (мир людей);


9. рукотворный мир человека (мир, созданный людьми);

10. экология и наше отношение к окружающему миру.

Важным механизмом реализации требований ФГОС НОО по формированию экологической культуры в ходе освоения образовательной программы являются планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. Показатель освоения – это достижение ребенком планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы - это система обобщенных личностно ориентированных целей образования, подлежащих формированию и оценке. Предметные результаты являются критериальной и содержательной основой для разработки программ предметов, курсов, а также для системы оценки качества освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).

В соответствии с требованиями ФГОС при изучении предмета «Окружающий мир» формируются следующие предметные результаты:

- воспитание чувства гордости за свою страну (свершения, открытия и победы), понимание особой роли России в мировой истории («Зачем люди осваивают космос?»);

- воспитание уважительного отношения к России, родному краю, своей семье («Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Как живёт семья?», проекты «Моя малая Родина», «Моя семья»); - осознания целостности окружающего мира и связей человека и природой, освоение элементарных правил нравственного поведения и экологической грамотности, норм здоровьесбергающего поведения в природной и социальной среде («Почему идёт дождь и дует ветер?», «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?», «Откуда берётся и куда девается мусор?», «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?», «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» и т.д.);

- освоение способов изучения природы: наблюдение за объектами окружающего мира, явлениями природы в естественной среде, опыты, измерения, запись измерений, сравнение и классификация предметов; освоение способов изучения общества: наблюдение, получение материалов из семейных архивов, от окружающих людей, запись и анализ данных (практические работы «Изучаем части растений», «Определяем комнатные растения», «Определяем деревья по листьям», «Исследуем перья птиц», «Исследуем шерсть зверей» «Когда мы станем взрослыми?»).


- формирование представлений о причинно-следственных связей в природе («Почему Луна бывает разной?», «Почему звенит звонок?», «Почему радуга разноцветная?» и др.); осознание смысла труда и человеческой деятельности при изучении следующих тем ««Зачем строят корабли?», «Зачем строят самолёты?» и др.

Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы, согласно ФГОС НОО, приводятся в двух блоках («ученик научится», «ученик получит возможность научиться») к каждому разделу учебной программы. Данные блоки ориентируют на уровень освоения учебного материала.

Рассматривая календарно – тематическое планирование учителя предмета «Окружающий мир», мы определяем предметные результаты первого блока «Учение научится» в виде перечня знаний, умений и навыков, сформированных в конце учебного года. Таким образом, в конце первого класса ученик может обнаружить:

• знание смысла слов «Россия», «Москва», «Президент», «Родина».

• представления о размерах и местоположении нашей страны, символики родного государства (флаг, герб), народах, проживающих на ее территории;

• временные представления: время суток, время года, дни недели, месяцы, прошлое, будущее; умение обозначать погодные явления в календаре наблюдений;

• элементарные знания о небесных телах, некоторых природных явлениях; знание профессий, в том числе профессий близких людей;

• знание некоторых классов растений (цветы, кусты, деревья, овощи, фрукты);

• умение выделять и называть части растений;

• знание главных обобщающих признаков для выделения классов животных (насекомые, птицы, рыбы, звери);

• умение дифференцировать зимующих и перелетных птиц, домашних и диких животных, лиственных и хвойных деревьев, животных жарких стран и животных Севера; классифицировать транспорт по видам;

• знание правил безопасного поведения;

• знание гиены и здорового образа жизни;

• знания о материальных изученных объектах.

Предметные результаты второго блока «ученик получит возможность научиться»:

• моделировать объекты реального мира;

• понимать, насколько значимую ценность представляют собой природные объекты, понимать важность собственной деятельности по сохранению природного разнообразия;

• уметь применять навыки самоконтроля с целью сохранения нормального самочувствия, иметь базовые представления о здоровом образе жизни, использовать их в практике;