Файл: Обеспечение пожарной безопасности в детском дошкольном образовательном учреждении 10, г о. Сызрань.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

58 необходимыми средствами пожаротушения образовательных учреждений, выполнение практических мероприятий капитального характера по ликвидации нарушений правил пожарной безопасности и др.
Создание локальной нормативно­правовой базы, обеспечивающей планомерное проведение противопожарных мероприятий, - это первоочередное направление, не требующее материальных затрат.
Нормативно­правовая база по обеспечению пожарной безопасности ДОУ
№10 должна включать:
1. Приказ руководителя ДОУ «О назначении ответственного за пожарную безопасность» (издается в начале учебного года).
2. Приказ руководителя ДОУ «О дополнительных мероприятиях по усилению мер пожарной безопасности».
3. Приказ руководителя ДОУ «Об обеспечении пожарной безопасности».
4. План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
5. Примерный перечень подлежащих разработке инструкций по пожарной безопасности.
6. Инструкция о мерах пожарной безопасности.
7. Инструкция о порядке действий в случае возникновения пожара.
8. Журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности работников.
9. Журнал учета первичных средств пожаротушения.
10. Акт проверки технического состояния и пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода.
11. Договор на техническое обслуживание пожарной сигнализации.
12. Положение об организации обучения и проверки знаний по пожарной безопасности сотрудников.
13. Порядок эвакуации дошкольников из помещений при возникновении чрезвычайной ситуации (взрыв, пожар, авария).
14. Примерный перечень основных вопросов первичного и повторного инструктажей по пожарной безопасности на рабочем месте.

59 15. План проведения тренировочных учений по частичной эвакуации детей и сотрудников из здания ДОУ при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Данная нормативно­правовая база служит фундаментом для работы по повышению уровня ответственности участников образовательного процесса за выполнение правил пожарной безопасности, а также для снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасных условий в
ДОУ.
Примерный перечень основных вопросов первичного и повторного инструктажей по пожарной безопасности на рабочем месте может состоять из разделов:
1. Пожарная опасность подсобных помещений, складов, материалов и веществ, используемых на данном рабочем месте.
2. Требования инструкций по пожарной безопасности, действующих для данного рабочего места, пожароопасных помещений, участков, а также при проведении пожароопасных работ.
3. Меры предосторожности при пользовании газовыми и электрическими приборами, предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами, оборудованием.
4. Противопожарный режим на рабочем месте: места для курения; порядок уборки помещений, оборудования, рабочих мест от горючих отходов, пыли; порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы.
5. Основные и запасные эвакуационные пути и выходы, места их расположения и порядок содержания. Планы эвакуации при пожаре.
6. Места расположения средств связи и пожарной сигнализации
(телефонов, кнопок ручной пожарной сигнализации). Правила использования этих средств в случае пожара, порядок сообщения о пожаре по телефону.


60 7. Места расположения и количество имеющихся в помещении средств пожаротушения (огнетушители, асбестовые полотна, внутренние пожарные краны). Правила их использования при тушении пожара.
8. Места отключения машин, оборудования, приборов, коммуникаций, электроэнергии при пожаре.
9. Обязанность и действия персонала при обнаружении пожара или признаков горения, эвакуации людей, тушении пожара и обеспечении сохранности материальных ценностей.
Как дополнение можно отметить, что первичный инструктаж на рабочем месте по пожарной безопасности проводится сразу после вводного инструктажа, повторный инструктаж с каждым работником организуется не реже одного раза в полугодие, а внеплановый инструктаж проводится по мере надобности в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его осуществления. В итоге инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний и навыков по действиям в случае пожара. Лица, не прошедшие первичный инструктаж, к работе не допускаются [28, стр.70].
4.2 Документированная процедура по охране труда для ДОУ
Согласно рассмотренному ГОСТ 12.0.0004 - 90 «Организация обучения безопасности труда», обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на предприятиях промышленности, транспорта, связи, строительства, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовой деятельности.
Воспитанников школьных и дошкольных учреждений знакомят с правилами безопасного поведения в процессе учебно-воспитательных занятий.
Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - на руководителя подразделения [29].

61
Таблица 8 - Действия при организации обучения безопасности труда в ДОУ
Действие
(процесс)
Ответствен- ный за процесс
Исполнитель процесса
Документы на входе
Документы на выходе
Обучение безопасности труда при подготовке, переподготовке и обучении вторым профессиям
Заведующий Воспитатели •Приказ о сроках проведения обучения персонала и проверки знаний по охране труда
•График проверки знаний по охране труда
•Программы обучения работников
•Результаты проверки знаний оформляют протоколом и фиксируют в личной карточке прохождения обучения
•Инструкции по охране труда по должностям и видам работ
Обучение электробезопас- ности
Заведующий
Завхоз
•Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство
•Программа проведения инструктажа сотрудников на группу I электробезопас- ности
•Получение удостоверения с указанием допуска к работе в качестве оперативно- ремонтного персонала
•Журнал регистрация инструктажа сотрудников
Обучение правилам пожарной безопасности
Заведующий
Завхоз, воспитатели, обслуживаю- щий персонал
•Приказ о назначении ответственного лица за ПБ, об установлении противопожарного режима в ДОУ
•Планы проведения тренировочных занятий по эвакуации детей и сотрудников в случае возникновения ЧС
•Инструкции по ПБ
•Журнал регистрации инструктажа сотрудников по ПБ
•Поэтажные планы эвакуации
•Журнал регистрации тренировочных выходов
•Журнал регистрации перезарядки огнетушителей


62 5 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
5.1 Экологическое образование
В современном обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования нашего подрастающего поколения. Охрана окружающей среды и разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к помощи в ее охране стало одной из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Именно поэтому очень важно, чтобы дети получили достоверные знания и представления, приобрели навыки доброжелательного отношения к природе.
В современных условиях экологическое образование приобретает приоритетное значение. Сегодня оно направлено на то, чтобы открыть ребенку модели возможных взаимоотношений с миром природы, сформировать у него адекватное представление о взаимоотношениях с природой, готовность выбрать способы взаимодействия с точки зрения экологической безопасности, как для человека, так и для самой природы. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий и иметь представление о законах природы [30]
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на земле. Естественно, это нужно воспитывать с самого детства.
Задача дошкольного учреждения состоит не только в том, чтобы формировать навыки культуры поведения в природе, расширять представления о взаимосвязях в природе, но и способствовать приобретению навыков

63 исследовательской деятельности.
Проведение опытов, организация экспериментирования - это один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, предоставляют ему возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
В ходе исследовательской деятельности происходит непосредственное общение дошкольников с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность.
Примером такой исследовательской деятельности является мониторинг экологической среды.
Экологический мониторинг в детском саду - это часть системы экологического образования, предназначенная для формирования экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием среды своей местности [31].
Также сегодня особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности, так как появилась необходимость формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Такая подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.
Основной целью работников ДОУ должно стать ознакомление детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения ими опыта.
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 23 февраля 2009 г. №655, сказано, что содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания.


64
Для формирования у дошкольников основ экологического образования необходимо организовать воспитательно-образовательный процесс, который будет включать все виды деятельности (игровую, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую).
В дальнейшей работе ДОУ необходимо продолжать формирование основ безопасного поведения детей, включая новые методы и приемы:
 экскурсии в пожарную часть;
 беседы с представителями ГО ЧС;
 участие в конкурсах художественного и прикладного творчества по проблеме безопасности;
 проведение занятий, родительских собраний по теме.
Цель «безопасного» воспитания - внушить ребенку то, что, если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случиться такое, то всегда найдет из нее выход.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к природе.
В ПРИЛОЖЕНИИ К представлен план природоохранных мероприятий дошкольного образовательного учреждения на 2016 год.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одно из главных стратегических задач развития страны.
Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как: Закон РФ
«Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ» [32].

65 5.2 Документированная процедура по охране окружающей среды
Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-
ФЗ «Об охране окружающей среды».
Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания.
Отдельные разделы закона посвящены:
- чрезвычайным экологическим ситуациям;
- особо охраняемым территориям и объектам;
- принципам экологического контроля;
- экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям;
- разрешению споров в области охраны окружающей природной среды;
- ответственности за экологические правонарушения;
- порядку возмещения причиненного вреда [33].
Порядок действий ответственного по охране окружающей среды представлен в таблице 9.
Таблица 9 - Действия по охране окружающей среды
Действие
(процесс)
Ответственн ый за процесс
Исполнитель процесса
Документы на входе
Документы на выходе
Разработка плана мероприятий по охране окружающей среды
Заведующий, методист
Воспитатели, воспитанники
•График проведения мероприятий по охране окружающей среды
•Приказ о назначении ответственного за охрану окружающей среды
•Инструкции по охране труда по должностям и видам работ
Эколого- просветительские мероприятия
Заведующий Воспитатели • Программы по обучению воспитанников
•Педагогические проекты


66 6
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
6.1 Разработка плана мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности в детском саду
При формировании плана мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности в детском саду, необходимо поставить следующие задачи:
1) сформировать у детей чувство опасности при обращении с огнем;
2) научить детей адекватным действиям при пожарах;
3) углубить знания детей о причинах возникновений пожаров.
С воспитанниками детского сада необходимо провести мероприятия по формированию правил безопасного поведения:
• учебные занятия по данной проблеме;
• чтение художественной литературы;
• рассматривание иллюстраций;
• театральная постановка сказки «Кошкин дом»;
• встречи с сотрудниками пожарной охраны;
• различные ролевые игры, например, «Мы пожарные»;
• просмотр видеофильмов о пожарах;
• проведение экспериментов с детьми (опасная свеча);
• экскурсии в пожарную часть;
• рисование и изготовление поделок по пожарной тематике.
А также необходимо провести ряд мероприятий с родителями воспитанников ДОУ №10 по обеспечению пожарной безопасности:
• подготовка информационных стендов,
• беседы, консультации, опросы, анкетирования,
• изготовление атрибутов по пожарной безопасности.
Более полный план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности представлен в ПРИЛОЖЕНИИ Л.

67 6.2 Расчет математического ожидания потерь при возникновении пожара
Анализ статистических данных о пожарах на подобных объектах показывает, что ввиду быстрого распространения огня по площади здания пожар принимает большие размеры и приносит значительный ущерб.
Предполагается, что применение новой АПС позволит уменьшить величину ущерба от возможных пожаров.
Как уже было отмечено ранее, детский сад представляет собой двухэтажное здание общей площадью - 1094 м
2
. Стены и перегородки здания - кирпичные, чердачные перекрытия - железобетонные панели, кровля - рубероидная. Здание II степени огнестойкости.
Внешний осмотр железобетонных и кирпичных строительных конструкций здания позволяет сделать вывод об их удовлетворительном состоянии. В конструкциях не имеется повреждений, влияющих на их предел огнестойкости.
Здание детского сада оснащено первичными средствами пожаротушения.
Пожароопасные помещения оборудованы традиционной пороговой автоматической пожарной сигнализацией. Однако при более детальном исследовании было установлено, что она не особо эффективна и подлежит замене.
Рассчитаем экономический эффект от внедрения адресно-аналоговой
АПС
(
на радиоканальном оборудовании «Орфей-Р» системы «Стрелец»).
Рассмотрим следующие варианты развития пожаров:
1. Существующее состояние объекта:
- пороговая система автоматической пожарной сигнализации находится в рабочем состоянии;
- используются первичные средства пожаротушения, автоматически подается сигнал на приемный пункт связи с пожарной частью.
2. На объекте смонтирована новая адресно-аналоговая система АПС.