Файл: Обеспечение пожарной безопасности в детском дошкольном образовательном учреждении 10, г о. Сызрань.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
68
Таблица 10 - Смета затрат на внедрение адресно-аналоговой системы АПС
Статьи затрат
Сумма, руб.
Стоимость оборудования
Монтажные работы
Материалы и комплектующие
Пуско-наладочные работы
89 000 26000
-
32 000
Итого:
147 000
В результате обследования помещений и расчетов составлена сводная таблица с указанием величины пожарной нагрузки в помещениях:
Таблица 11 - Пожарная нагрузка в помещениях
Наименование помещений
Пожарная нагрузка,
МДж/м
2
Административное помещение
450
Спальныекомнаты
400
Игровые комнаты
400
Складские помещения
850
Подсобные помещения
750
Кухня
700
Исходные данные для расчетов представлены в ПРИЛОЖЕНИИ М.
При успешном действии первичных средств пожаротушения площадь пожара F
пож принимается в зависимости от их технических характеристик равной 0,5-4 м
2
При своевременном прибытии подразделений пожарной охраны по сигналу системы автоматической пожарной сигнализации в пределах 10 мин принимаем условие, что развитие пожара происходит в пределах одного помещения на участке размещения пожарной нагрузки. Обрушения основных строительных конструкций в здании II степени огнестойкости не происходит, возможен только переход пожара в смежное помещение.
Площадь пожара в этом случае определяется линейной скоростью распространения горения и временем до начала тушения по формуле:
2
'
г
св
В
л
n
пож
F
, (1)
69 где
л
- линейная скорость распространения горения по поверхности, м/мин; В
св
r - время свободного горения, мин.
При времени прибытия - 10 минут:
5
,
78 2
10 5
,
0 14
,
3
'
пож
F
м
2
,
При времени прибытия - 30 минут:
5
,
706 2
30 5
,
0 14
,
3 2
'
г
св
В
л
n
пож
F
м
2
Рассчитываем ожидаемые годовые потери для различных сценариев развития пожаров.
Для 1-го варианта:
При использовании на объекте первичных средств пожаротушения и пороговой АПС материальные годовые потери рассчитываются по формуле:
М(П) = М(П
1
) + М(П
2
)+ М(П
3
), (2) где М(П
1
), М(П
2
),М(П
3
) - математическое ожидание годовых потерь от пожаров, потушенных соответственно первичными средствами пожаротушения; привозными средствами пожаротушения; при отказе всех средств пожаротушения, определяемое по формулам:
1 1
1
p
k
F
JFC
П
M
пож
т
, (3)
2 1
2 1
1 52
,
0
'
p
p
k
C
F
C
JF
П
M
k
пож
т
, (4)
2 1
1 3
1 1
1
p
p
p
k
C
"
F
C
JF
П
M
k
пож
т
(5)
где J - вероятность возникновения пожара, 1/м
2
в год;
F-площадь объекта, м
2
;
C
т
- стоимость поврежденного оборудования и оборотных фондов, руб/м
2
;
F
пож
- площадь пожара на время тушения первичными средствами, м
2
;
р
1
, р
2
- вероятность тушения пожара первичными и привозными средствами, примем равными 0,79 и 0,86 соответственно;
0,52 - коэффициент, учитывающий степень уничтожения объекта тушения пожара привозными средствами;
C
к
- стоимость поврежденных частей здания, руб/м
2
;
пож
'
F
- площадь пожара за время тушения привозными средствами;
70
пож
"
F
- площадь пожара при отказе всех средств пожаротушения, м
2
;
k - коэффициент, учитывающий косвенные потери, примем равным 1,53.
Вероятность безотказной работы первичных средств тушения р
1
принимается в зависимости от скорости распространения горения по поверхности Y
1
:
Таблица 12 - Вероятность работы первичных средств тушения
Y
1
, м/мин
0,35 0,54 0,69 0,8 0,9
p
1 0,86 0,79 0,46 0,27 0,12
Вероятность тушения пожара привозными средствами p
2
определяется в зависимости от нормативного расхода воды на наружное пожаротушение и на основании данных о бесперебойности водоснабжения согласно следующей таблице:
Таблица 13 - Вероятность тушения пожара привозными средствами
q
п
, 1/с
15 20 30 40 60 100 160
P
2 0,5 0,6 0,75 0,85 0,95 0,99 0,999
Вероятность тушения пожара установками автоматического пожаротушения p
3
принимаем равной 0,95.
Таким образом, получаем:
М(П
1
) = 5 х 10
-6
х 1094 х 21700 х 4,6 (1 + 1,53) х 0,79 = 10913,21 руб/год;
М(П
2
) = 5 х 10
-6
х 1094 х (21700х 78,5 + 24000) х 0,52 х (1 + 1,53) х (1 -
0,79) 0,86 =5470х10
-6 х 1727450 х 0,52 х 2,53 х 0,21 х 0,86 = 22450,93 руб/год;
М(П
3
) = 5 х 10
-6
х 1094 х (21700 х 706,5 + 24000) х (1 + 1,53) х [1-0,79-(1-
0,79)х0,86] = 5470х 10
-6 х 15355050 х 2,53 х 0,03=63750,02 руб/год.
Для 2-го варианта:
При оборудовании объекта новой автоматической пожарной сигнализацией материальные годовые потери от пожара рассчитываются по формуле:
М(П) = М(П
1
)+M(П
3
), (6)
71 где М(П
1
), М(П
3
) - математическое ожидание годовых потерь от пожаров, потушенных соответственно первичными средствами пожаротушения; новой автоматической пожарной сигнализацией; определяемое по формулам:
1 1
1
p
k
F
JFC
П
M
пож
т
, (7)
3 1
*
3 1
1
p
p
k
F
JFC
П
M
пож
т
(8)
Таким образом, получаем:
М(П
1
) = 5 х 10
-6
х 1094 х 21700 х 4,6 х (1 + 1,53) 0,79 = 10913,21руб/год;
М(П
3
) = 5 х 10
-6
х 1094 х 21700 х 4,4 х (1+ 1,53) х (1 - 0,79) х 0,95 =
2636,11 руб/год;
Таким образом, общие ожидаемые годовые потери составят:
- при рабочем состоянии существующей АПС и соблюдении на объекте мер пожарной безопасности:
М(П)1 = 10913,21 + 22450,93 +63750,02 = 97114,16 руб/год;
- при оборудовании объекта новой автоматической пожарной системой:
М(П)2 = 10913,21 + 2636,11 = 13549,32 руб/год;
М(П)1
-
М(П)1=83564,84 руб/год.
6.3
Определение интегрального эффекта от противопожарных мероприятий
Эффективность противопожарного мероприятия определяется на основе сопоставления притоков и оттоков денежных средств, связанных с реализацией принимаемого решения по обеспечению пожарной безопасности.
Критерием экономической эффективности противопожарного мероприятия (совокупности мероприятий) является получаемый от его реализации интегральный экономический эффект (И), учитывающий материальные потери от пожаров, а также капитальные вложения и затраты на выполнение мероприятия. Интегральный экономический эффект определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному интервалу планирования с учетом стоимости финансовых ресурсов
72 во времени, которая определяется нормой дисконта, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.
Если экономический эффект И от использования противопожарного мероприятия положителен, решение является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Если при решении будет получено отрицательное значение И, инвестор понесет убытки, т.е. проект неэффективен.
Рассчитываем интегральный экономический эффект И при норме дисконта 10%.
T
t
t
K
K
НД
С
С
П
M
П
M
И
0 1
2 1
2 1
1
/
/
/
2 1
/
, (9) где М(П)1 и М(П)2- расчетные годовые материальные потери в базовом и планируемом вариантах, руб/год;
К
1
и К
2
- капитальные вложения на осуществление противопожарных мероприятий в базовом и планируемом вариантах, руб.;
С
2
и С
1
- эксплуатационные расходы в базовом и планируемом вариантах в t-м году, руб/год.
В качестве расчетного периода Т принимаем 10 лет.
Эксплуатационные расходы по вариантам в t-м году определяются по формуле:
С
2
= С
ам
+ С
к.р
+ С
т.р
+ С
с.о.п
+ С
о.в
+ С
эл
, (10)
С
2
= 890 + 13000 + 10,40 = 13900,40 руб.
Годовые амортизационные отчисления АПС составят:
С
ам
= К
2
х Н
ам
/100 (11)
С
ам
= 89000 х 1/100=890 руб. где Н
ам
- норма амортизационных отчислений для АПС.
Затраты на огнетушащее вещество (С
о.в
) определяются, исходя из их суммарного годового расхода (W
о.в
) и оптовой цены (Ц
о.в
) единицы огнетушащего вещества с учетом транспортно-заготовительно-складских расходов (k тр.з.с.
= 1,3).
С
о.в
= W
о.в хЦ
о.в хk тр.з.с
(12)
73
С
о.в
= 20х500 х 1,3=13000 руб.
Затраты на электроэнергию (С
эл
) определяют по формуле:
С
эл
= Ц
эл хNхТ
р хk и.м
, (13)
С
эл
= 3,44 х 0,12 х 0,84 х30=10,40 руб. где N - установленная электрическая мощность, кВт; Ц
эл
- стоимость 1 кВт∙ч электроэнергии, руб., принимают тариф соответствующего субъекта
Российской Федерации; Т
р
- годовой фонд времени работы установленной мощности, ч; k и.м
- коэффициент использования установленной мощности [34].
Рассчитаем денежные потоки, представим их в виде следующей таблицы:
Таблица 14 - Расчет интегрального экономического эффекта
Год осуществ- ления проекта
М(П)1-
М(П)2
С
2
-С
1
Д
[(М(П)1-
М(П)2)-(С
2
-
С
1
)]Д
К
2
-К
1
Чистый дисконтированный поток доходов по годам проекта
1 83564,84 13900,40 0,91 63394,64 89 000
-25605,36 2
83564,84 13900,40 0,83 57821,48
-
57821,48 3
83564,84 13900,40 0,75 52248,33
-
52248,33 4
83564,84 13900,40 0,68 47371,82
-
47371,82 5
83564,84 13900,40 0,62 43191,95
-
43191,95 6
83564,84 13900,40 0,56 39012,08
-
39012,08 7
83564,84 13900,40 0,51 35528,86
-
35528,86 8
83564,84 13900,40 0,47 32742,28
-
32742,28 9
83564,84 13900,40 0,42 29259,06
-
29259,06 10 83564,84 13900,40 0,39 27169,13
-
27169,13
Интегральный экономический эффект составит 338 721,63 руб.
Таким образом, получаем, что установка новой адресно-аналоговой сигнализации в детском саду целесообразна.
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди разнообразных технических средств тушения и локализации очагов пожара на ранних стадиях автоматические системы пожарной сигнализации и пожаротушения являются одними из наиболее эффективных.
Они не зависят от присутствия и подготовки персонала, противопожарных расчетов, не требуют времени на подготовку средств тушения и принятия решений на их применение. Они постоянно находятся в состоянии готовности.
Автоматические системы проектируются при разработке проекта строящегося здания с учетом всех факторов его эксплуатации. Схема пожаротушения разрабатывается с учетом категории пожароопасности помещений и их потенциальных возможностей для локализации и ликвидации пожара. Количество распылителей и датчиков зависит от материала облицовки помещения, оборудования и веществ, находящихся там, количества постоянно пребывающих в нем людей и возможности применения иных средств пожаротушения.
Одновременно с началом срабатывания активного пожаротушения система автоматической пожарной сигнализации оповещает сотрудников о возникшей опасности и передает сигнал на централизованный пульт пожарной охраны.
Основные задачи функционирования системы пожарной сигнализации в совокупности с организационными мероприятиями - это задачи спасения жизни людей и сохранения имущества. Минимизация ущерба при пожаре напрямую зависит от своевременного обнаружения и локализации очага возгорания.
Согласно действующим нормативным документам в области пожарной безопасности системой пожарной сигнализации оборудуются практически все общественные, производственные и административные здания и сооружения
[35].
Сегодня разработано большое количество видов и типов АПС. Что выбрать - купить самую дешевую модель с минимальным количеством
75 защитных функций и постоянно отвлекаться на ложные срабатывания, или выбрать дорогую адресную систему, работающую с высоким уровнем надежности?
Конечно принятие решения должно основываться на принципе необходимости и достаточности. Но все же не стоит забывать, что необоснованная экономия на стоимости системы, как правило, приводит к снижению эффективности работы всего объекта.
Таким образом, важно сделать свой выбор оптимальной варианта, который бы обеспечил наилучшую безопасность при разумных затратах. В нашем случае денежный вопрос не является последним, так как ДОУ - это бюджетное учреждение. Но с другой стороны он, ни в коем случае, не должен стать решающим для подобного рода объектов. Ведь в современном мире никто не застрахован от пожаров, и особый трепет вызывает здоровье и безопасность детей.
76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баюнов, Ю.С. Методическое пособие по обеспечению пожарной безопасности организаций [Текст] / Издание пятое, дополненное и переработанное, согласовано с Главным Управлением МЧС Российской
Федерации по Санкт-Петербургу - СПб: ООО «Кварта», 2007. - 100 с. ISBN 5-
85871-193-6 2. Собурь, С.В. Пожарная безопасность общественных и жилых зданий
[Текст] / Справочник / Под ред. д.т.п., профессора Е.А. Мешалкина. - М.:
Академия ГПС, 2003. - 228 с.
3 Теребнёв, В.В. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга 1:
Жилые и общественные здания и сооружения. [Текст] / Теребнёв В.В.,
Артемьев Н. С., Думилин А. И. - М.: Пожнаука, 2006. - 314 с.
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме»
5 Официальный сайт - http://detsad10syzran.minobr63.ru
6
Устав ГБОУ СОШ №29 г. Сызрани, утвержденный приказом Западного управления министерства образования и науки Самарской области №633 от
29.06.2015г.
7 http://detsad10syzran.minobr63.ru/-Учебный-план-ДОУ
8 Саво, И.Л. Пожарная безопасность в детском саду / И.Л. Саво. – СПб.:
Детство Пресс, 2013.- 224 с.
9
Смелков, Г.И. Анализ статистических данных о пожарной опасности электрических изделий //Журнал «Энергобезопасность и энергосбережение».-
2009. - №1.С. 23.
10 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с различными изменениями и дополнениями
11 Федеральный закон от 22.07.08г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
77 12 Соломин, В.П. Пожарная безопасность: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.А. Соломин, Л.А.
Михайлов, О.Н. Русак / Под ред. Л.А. Михайлов. – М.: Академия, 2013. - 224 с.
13 Малахов, В. Пожарная безопасность детских садов [Текст] /
Консультации по пожарной безопасности, 2015 - http://malahov-consultant.ru
14Синилов, В.Г. Системы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации [Текст] / Учебник. - Академия, 2010. - 512 с.
15 Холщевников, В.В. Самошин, Д.А. Эвакуация и поведение людей при пожарах [Текст] / Курс лекций. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2008. - 273 с.
16 Корольченко, А.Я. Категорирование помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности[Текст]
1 2 3 4 5 6