Файл: Учебник по истории Казахстана для подготовки к ент 2014.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 640

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделить два стержневых: лингвистический и антропологический. Есть все основания полагать, что оба процесса на рассматри­ваемой территории развивались параллельно, главным образом по исторической вертикали. Такой подход позволяет проследить пре­емственность и сохранившиеся «предковые» черты. Правда, в отдель­ные исторические эпохи определенную роль сыграло и развитие по горизонтальной линии. Примечательно, что в древности коренные насельники региона имели общую лингвистическую и антропологи­ческую основу, и у современных потомков генетическая кластериза­ция в основном соответствует лингвистической. Древнюю историю Казахстана можно разделить на два больших периода: индоевропей­ский и тюркский. *

Первый период, несмотря на свою значительную временную отдаленность, предстает перед нами как реально сформировавшаяся фаза не только с выраженными хозяйственно-культурными традициями, но и рядом известных этнических объединений и расовых образований. В лингвистическом отношении на этом этапе насельники не только Казахстана, но и обширного региона Евразии входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи'. Хронологически рассматриваемый период в Казахстане охватывает III—I тысячелетия до н. э.

Имеющиеся археологические артефакты Казахстана, связанные с этим периодом, свидетельствуют, что на его большей части была распространена так называемая андроновская культура эпохи брон­зы. В его западной части наибольшее распространение получила срубная культура. В целом эти культуры обладали выраженными региональными чертами, которые, в свою очередь, послужили осно­вой для нового уклада жизни потомков в виде номадизма в последу­ющую эпоху раннего железного века. На этом этапе преемственность культурно-исторической общности местных насельников раннего железного века с периодом эпохи бронзы Казахстана, о чем свиде­тельствуют многочисленные археологические источники, не вызыва­ет сомнения2.

В рассматриваемый период территория Казахстана по существу становится центром распространения так называемой «кочевничес­кой триады», характерной для всех евразийских степей, т. е. ареалом повсеместного бытования классических предметов вооружения, кон­ского снаряжения и «звериного стиля» в оформлении изделий. Исто­ки этой триады, как полагают некоторые исследователи, восходят к древним казахстанским племенам андроновской культуры середины П тыс. до н. э.
3 Однако с открытием аржанской фазы развития номадических культур в последнее время региональные особенности евразийских племен от Хуанхэ до Дуная стали рассматриваться на фоне общего взаимодействия всего кочевого мира в целом4. Однако этот обширный кочевой мир имел своебразные локальные хозяйственно культурные варианты. Одним из них являлись кочевые пле-Кена Казахстана эпохи раннего железного века.В этот период в евразийских степях в виде отдельных этнических Общностей зафиксированы индоевропейские племена под названием «скифы» («саки»). Эти термины в сущности отражают одну и ту же Общность кочевых племен. Современниками сако-скифского племенного союза были савроматы, обитавшие в Западном Казахстане и за его пределами. Вместе с тем в древних источниках упоминаются их многочисленные подразделения с довольно туманной локализацией в европейских степях. Да и современная литература пестрит противо­речиями об их местонахождении. Наиболее широкую освещенность в литературе получили племена массагетов, исседонов, аримаспеев и др. Некоторые исследователи последнихлет настойчиво подчеркива­ют, что эти и другие этнонимы евразийских племен отражают не целостное этническое образование, а скорее обобщенное наименова­ние нескольких определенных хозяйственно-культурных общнос-тей5. Поэтому этническое определение в древних письменных источ­никах и современных археологических исследованиях относительно локализации различных кочевых объединений в евразийских степях эпохи раннего железа и античности становится слишком гипотетич­ным и нуждается в серьезном критическом изучении, возможно, и в пересмотре. Несмотря на это, сако-скифский племенной союз в Казахстане сохранил индоевропейскую общность в своем этнокуль­турном развитии до рубежа новой эры.

Такова в общих чертах этнокультурная ситуация, которая лежала в основе этнообразовательного процесса местных насельников в эпоху бронзы и раннего железа. На этом этапе вся совокупность важнейших компонентов хозяйственно-культурных традиций, этни­ческого развития и лингвистической близости, в конечном счете, образовала предковую основу последующего процесса формирова­ния культурно-исторической общности союзов племен Казахстана, включая и казахскую народность в целом. В пользу этого говорят основные результаты исследований по этнической археологии, этно­логии, исторической этнографии и топонимике Казахстана.
Вопросы для контроля:


  1. Назовите центры развития городской культуры Казахстана в VI-Xвв.

  2. Перечислите основные отрасли экономики Казахстана в VI-Xвв.

  3. Кто из известных ученых-мыслителей Казахстана периода раннего средневековья получил титул «Второй Учитель»?

  4. Назовите имя автора произведения «Кутадгу билиг»

  5. Какую из религиозных систем, существовавших в этот период на территории Казахстана можно признать сформировавшейся в тюркской культурно-исторической среде?

  6. Кто из известных мыслителей Казахстана периода раннего средневековья проповедовал идеи суфизма


Литература

  1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993

  2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992

  3. История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998

  4. История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993

  5. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998

  6. История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996.

  7. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997.

  8. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.

См. также список основной и дополнительной литературы

Тема № 7 Казахстан в составе монгольской империи
Цель лекции – рассмотрение основных аспектов исторического развития Казахстана в период монгольского завоевания
Ключевые слова – улус, Орда, курултай, Яса
План лекции

  1. Завоевание монголами Казахстана и Средней Азии.

  2. Шынгысхан - великий полководец и государственный деятель

  3. Золотая Орда


Тезисы лекции

  1. Завоевание монголами Казахстана и Средней Азии.

Образование Монгольской империи в начале XIII в. оказало огромное влияние на исторические судьбы народов и государств Центральной и Средней Азии, Казахстана и Восточной Европы. Монгольское завоевание изменило сложившиеся в евразийском регионе отношения и взаимосвязи населявших его племен и народов, ход их этнополитического и хозяйственно-культурного развития.

Монгольские племена к середине XII в. продвинулись на запад с Орхона и Керулена, оттеснив с территории Монгольского Алтая и верховьев Иртыша найманов и кыпчаков, ассимилируя тюркоязычные группы, заимствуя у тюрков многие элементы материальной культуры, формы хозяйства и быта, кочевые обычаи, породы скота. С этого времени установились границы размещения тюрков и монголов, сохранившиеся до позднего времени. Занятая монголами территория простиралась от Байкала, верховьев Ирты­ша и Енисея на севере до пустыни Гоби на юге.

Семиречье было занято монголами без сопротивления. Еще в 1210—1211 гг. под власть Чингисхана перешел владетель карлукской области Арслан-хан. В 1217 г. карлукский правитель области Алмалык Бузар также стал вассалом монгольского хана, а в следующем году без боя сдался монгольскому полководцу Джебе и город Баласагун.

Захват Восточного Туркестана и Семиречья открыл путь в Среднюю Азию через Южный Казахстан. Поводом для вторжения во владения хорезм-шаха послужила гибель в Отраре летом 1218 г. торгового каравана, посланного Чингисханом. Купцы были убиты по приказу наместни­ка хорезмшаха в Отраре Гайир-хана Иналчука, заподозрившего их в шпионаже. Поход войск Чингисхана начался в сентябре 1219 г. Монгольские войска шли с Иртыша через Семиречье. Они насчи­тывали до 150 тыс. человек, из них собственно монголов — 111 тыс., остальную часть армии составляли воины вассалов Чингисхана — уйгуров и карлуков.

Маршрут движения монгольских войск в Мавераннахр в 1219 г. пролегал через самые заселенные и освоенные в хозяйственном отношении районы Казахстана — через Семиречье в район городов Средней и Нижней Сырдарьи. Территория Южного Казахстана оказалась первой на пути движения монгольских войск на запад, где им был дан решительный отпор местным населением и где они применили методы массового террора и насилия, опустошения целых областей и разрушения городов. В арабских и персидских источниках приведены наименования почти трех десятков городов в разных странах, где население почти полностью было вырезано монголами. В их числе три южноказахстанских города — Отрар, Сыгнак, Ашнас.


К весне 1221 г. завоевание Средней Азии монголами было завершено. Военные действия их перешли на территорию Ирана, Афганистана, Северной Индии. Корпус монгольских полководцев Джэбэ и Субэдэя, разбив аланов, кыпчаков и русских на р. Калке и разорив южные окраины русских земель, через земли Казахстана вернулся в 1224 г. в орду Чингисхана на Иртыш.

Таким образом, в результате нашествия монголов 1219—1224 гг. Казахстан вошел в состав империи Чингисхана. Территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улу­сов: большая (степная) часть — в состав улуса Джучи, Южный и Юго-Восточный Казахстан — в улус Чагатая, северо-восточная часть Семиречья — в улус Угэдэя. Улус Джучи занимал обширные земли к западу от Иртыша и охватывал северную часть Семиречья и весь Восточный Дешт-и Кыпчак до Нижнего Поволжья включи­тельно. Улус Чагатая помимо названных земель включал в себя Восточный Туркестан и Мавераннахр. Угэдэй владел Западной Монголией, районами Верхнего Иртыша и Тарбагатая. Чингизиды стремились превратить свои улусы в независимые владения. После смерти Чингисхана, последовавшей в 1227 г., эта тенденция стала нарастать, и империя распалась на несколько независимых госу­дарств


  1. Шынгысхан - великий полководец и государственный деятель

Шынгысхан/Чингисхан (собственное имя — Тэмучин) (годы жизни 1155/1162-1227), государственный деятель Монголии, полководец и создатель первого объединенного монгольского государства. Родился в урочище Дэлюн Болдок на реке Онон, в 1155 (по данным средневековых мусульманских историков) или в 1162 (по китайским источникам), старший сын вождя племени тайчиутов Есугэй-батора, внук Хабула, первого хана существовавшего в начале 12 века союза монгольских племен «Хамаг моногол улус». К началу 13 века Тэмучин смог объединить монгольские племена и в 1206 на (курултае), проходившем в Дэлюнь-булдак на берегу реки Онон, Тэмуджин был провозглашен Божественным Чингисханом- правителем всех монголов.

Чингисхан организовал управление новым монгольским государством на военно-административной основе. Все население страны были разделено на «правое» и «левое» крылья, которые делились на тумены. Войско было организовано по десятичной системе. Каждый тумен должен был выставить по 10 тыс. воинов и состоял из тысяч (групп населения, выставлявших по 1 тыс. воинов). Тысячи подразделялись – на сотни, которые, в свою очередь, состояли из десятков (групп кочевий – аилов, выставлявших по 10 воинов). Их возглавляли туменбасы, мынбасы, онбасы. Всего было организовано 95 отрядов по 1 тыс. человек. В монгольской армии была введена жесточайшая дисциплина; малейшее неповиновение или проявление трусости каралось смертью. Разработанная Чингисханом военная стратегия и тактика (организация разведки, внезапность нападения, стремление разбить противника по частям, устройство засад и практика заманивания неприятеля, использование мобильных масс конницы и т.д.) обеспечила преимущество монгольской армии над силами соседних государств.