Файл: Учебник по истории Казахстана для подготовки к ент 2014.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 743

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Джунгарское ханство(1635-1758). Феодальное государство ойратов в Джунгарии (часть территории современного Северо-Западного Китая). В период Монгольсокй империи ойраты входили в состав левого крыла войск Чингис хана (зуунгар; отсюда - Джунгария, джунгары). Сложилось ханство в 1635 году в результате объединения ойратских княжеств - правителя Чоросского княжества Хара-Хулой и его сына Батуром хунтайши.
При Батуре хунтайши (правил в 1635-1660 гг.) внутреннее положение ойратского ханства окрепло. В 1640 году в Джунгарии по инициативе Батура хунтайши состоялся съезд ханов, князей и представителей ламаистской церкви всех ойратских, монгольских и калмыкских земель. Этот съезд утвердил так называемый Монголо-ойратские законы (« Цааджийн-би-чиг» - «Степное уложение»), имевшие целью объединить силы для отражения внешней угрозы (главным образом со стороны маньчжурских завоевателей, развивавших экспансию против Монголии и Китая), и демонстрирующие их мощь и величие. С первых десятилетий XVII века соотношение сил между Казахским ханством, раздираемым междоусобицами, и Джунгарским ханством, объединенным в единый союз, складывалось не в пользу первого.
Усиление джунгарской агрессии. Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкновения сменялись перемириями, в том числе и подчинением калмыков власти казахских ханов. Например, Тауекель называл себя ханом «казахским и калмыкским». При хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошоктау (1670-1697 гг.) походы эти возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727 гг.) началась полоса кровавых драматических событий. Походы джунгарских войск 1711, 1715, 1717, 1718, 1719 гг. показали пагубность родоплеменных распрей, внутри феодальных раздоров перед лицом нараставшей из года в год агрессивной угрозы.
Наиболее крупное нашествие джунгар на Казахское ханство началось в 1710 году. Эта угроза способствовала тому, что осенью 1710 года в районе Каракумов Тауке ханом был созван курултай представителей казахских жузов. Основным вопросом на курултае был вопрос о создании единого ополчения против джунгар. Сторонниками объединения ополчений родов и жузов были батыры Канжыгалы Богембай, Шакшак Жанибек, Тамма Есет. Среди них выделялся Богембай-батыр, он был избран предводителем казахского ополчения. Объединение усилий всех казахских жузов имело свои результаты. Отряды народного ополчения дали отпор джунгарам, отбросили их на Восток и возвратили утраченные кочевья. Но раздробленность жузов все же брала верх. Это вело к несогласованности действий, соперничеству группировок. И уже в 1713 году джунгары вновь вторглись в Казахское ханство, то же произошло и в 1716 году. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состаялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов - Туркестан.

Годы Великого бедствия. В 1722 году после смерти цинского богдыхана Канси (Юнь-чжена), длительное время воевавшего с ойратами, на границе с Китаем установилось некоторое затишье, что дало возможность Цеван-Рабтану нанести новый мощный удар по Казахстану, и весной 1723 году был осуществлен спланированный завоевательный поход, который вошел в историю казахского народа как «Годы Великого бедствия».
В 1723 году ситуация в казахско-джунгарских отношениях резко изменилась к худшему. Джунгары обезопасили себя с востока и, воспользовавшись раздробленностью казахов, двинулись всей своей мощью на них. Весной 1723 году с 70 тыс. войском джунгары через горы Каратау вторглись в долину р. Талас. Казахи в это время не ждали нападения, они готовились к откачевке с зимних пастбищ. Основательно подготовленное джунгарское войско во главе с бахадуром Хуно Дабо и военоначальником Амурсаной, наступая через Алатау, наголову истребили мужчин и женщин, а девушек увели в плен. Население Старшего и Среднего жузов, оставив скот и имущество, отправилось скитаться в Самарканд и Ходжент; Младшего жуза в Хиву и Бухару. Джунгары оставили после себя только груды мертвых тел невинных людей. В 1724-1725 гг. джунгары захватили Туркестан и Ташкент, разрушая эти города, погибло две трети всего народа. Успех этого крупного натиска джунгаров объясняется не только внезапностью, но и военной подготовкой. Безусловно, джунгары удачно выбрали момент, когда казахи находились еще в своих зимних стоянках и не смогли быстро сформировать ополчение. Джунгарская армия была хорошо вооруженной и опытной в боевых сражениях. Армия была укомплектована не только ружьями, но и пушками, за плечами калмыкских войнов был опыт многолетней войны против китайских войск.
Трагические события, вошедшие в историю как «Годы Великого бедствия», принесли страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесли невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен. Многие казахские племена под напором джунгаров вынуждены были покинуть веками насиженные места. «Годы Великого бедствия» - «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама», что означает « Брели, пока не забелели подошвы, упав без сил, лежали вокруг озера». Тогда и родилась старинная казахская песня-плач (жоқтау) «Елимай» («О, народ мой!»), как символ народной скорби об этой трагедии.
Основная причина столь тяжелой катастрофы заключалась в следующем. Казахское ханство, несмотря на угрозу потери независимости, долго оставалось раздробленным государством. Внутриполитическое положение ханства в конце XVII - начале XVIII вв. было сложным. Реформы Тауке хана, направленные на централизацию власти, проведенные в конце XVII века, и закрепленные в решениях казахского курултая 1710

года были хороши только тогда, когда в обществе имелась сильная, авторитетная фигура хана, способного в ответственный момент брать в свои руки бразды правления. К сожалению, после смерти Тауке, в системе верховной власти, в кругу чингизидов не оказалось сильной личности. Попытки Кайып-хана и Абулхаира организовать сопротивление против джунгар не давали результатов. Вероятно, между обоими правителями были некоторые противоречия и несогласованность. В обществе преобладали центробежные силы и действия

Болантинское сражение. Поражение 1723 года не сломило казахский народ, в обществе стало нарастать сопротивление против агрессора. Судьба казахского народа могла быть еще трагичнее, если бы не нашлись в казахской степи силы, способные не только остановить, но и изгнать завоевателя. Дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды выдающихся организаторов и предводителей - Богенбая, Кабанбая, Тайлака, Саурыка, Жаныбека, Малайсары, Утегена и многих других. В отражении джунгарской агрессии первостепенную важность сыграло осознание родоплеменной знатью и верхами политического руководства необходимости единения во имя свободы нации и независимости государства. Не последнюю роль в этом нелегком процессе политической мобилизации сил сыграли такие общественные и политические деятели, как Толе би, Казыбек би, Айтеке би.
В 1726 году стала активно проводиться политика по объединению усилий всех трех жузов для отпора джунгарам. В 1726 году в местности Ордабасы (юго-западнее Шымкента) состоялась историческое собрание представителей всех трех жузов, которые приняли решение о необходимости объединения всех казахов и организации народного ополчения. Главой и предводителем ополчения был избран правитель Младшего жуза Абулхаир-хан, который способствовал консолидации антиджунгарских сил в казахском обществе. После этого собрания ополчение трех казахских жузов соединились и в 1726 году нанесли джунгарским войскам на берегу небольшой речки Буланты, к западу от реки Сарысу, первое за всю войну серьезное поражение. Местность, где произошло это сражение, получила название «Калмак-кырылган» - «Место, где были истреблены калмыки». Одержанная победа подняла дух народа, заставила его поверить в свои силы, в возможность победить завоевателей. Казахское ополчение перехватило инициативу и перешло в контрнаступление.

Анракайская битва. Выдающимся событием в освободительной борьбе казахского народа против джунгарских агрессоров стала Анракайская битва. Она произошла в 1729 году в местности Анракай, около 120 км. на юго-восток от южной оконечности озера Балхаш у озера Алаколь, известного у казахов под названием «ит ишпес Алаколь» (озеро Алаколь, воду которого не станет пить собака, т.е. плохая, горько-соленая). Сражением руководил хан Абулхаир. Битва началась с поединка батыров. Вот как его описывает Шакарим Кудайберды-улы: « Придя на поле брани, Сабалак (прозвище Аблая) видит: казахи и калмаки стоят на холмах друг против друга, а посередине перед войсками один лишь сын джунгарского хунтайши, зять самого Галдана Церена, батыр Чарыш - казахских батыров на поединок вызывает. Абильмансур (имя Аблая), спросив разрешения у хана выйти на поединок и получив его благословения, разогнал коня и, издав клич: «Аблай! Аблай!», налетел и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком «Враг сражен!» увлек за собой казахских воинов. Калмаки дрогнули, побежали и были рассеяны казахами. В память о поединке с Чарышем народ присвоил ему имя Аблай». В Аныракайской битве, театр военных действий которой занимал около 200 километров, казахи одержали победу. Это место получило название «Место стонов и рыданий врага». Однако закрепить успех победы в Анракайской битве казахам помешали разногласия между Абулхаиром, Абулмамбетом и Семеке. Причиной разногласия стала внезапная смерть Болат хана. Возник спор, кому же быть старшим ханом трех жузов. Обиженный, что ему не достался трон ханства, главнокомандующий объединенными силами казахов Абулхаир откочевал к западным границам Казахстана. Хан Среднего жуза Семеке тоже покинул район сражения. Это свело на нет успех Анракайской победы казахов. После ухода ополчения Младшего и Среднего жузов, оставшийся один на один с джунгарами Жолбарыс хан был вынужден пойти на позорное перемирие. Тем самым, был нанесен непоправимый удар общему делу окончательного освобождения казахских земель от джунгарских завоевателей.

Последствия джунгарского вторжения в Казахстан были трагическими. Опустели города, пришли в упадок торговля и ремесла. Оказались нарушенными традиционные циклы и маршруты перекочевок, деформирована структура экономических связей между кочевыми скотоводческими районами Казахстана и земледельческими, ремесленными центрами Средней Азии. На некоторое время часть населения Старшего жуза оказалась в зависимости от джунгарских феодалов, что еще больше ослабило экономические и политические связи казахских жузов, усилило процесс политической раздробленности в Казахстане. Были нарушены этнические границы, вызванные перемещениями племен и народов, что резко осложнило международные отношения в этом регионе Азии.

В то же время, пусть и незавершенная победа над столь грозным противником, как джунгары, пробудила в казахском народе чувство национальной гордости, значимости, единства. Окончательно угроза нападений джунгар на казахские земли была снята лишь во второй половине XVIII века, когда в 1757 году джунгары потерпели сокрушительное поражение от Китая. В том же, 1757 году, казахское войско под предводительством Абылая нанесло джунгарам завершающий удар.

Об исторических событий тех лет идет речь в книге Н.А. Назарбаева «В потоке истории». Автор делает неоспоримый вывод, что народ должен быть един и в мирное время, и в годы суровых испытаний.

Вопросы для контроля:

  1. Назовите имена казахских ханов, с которыми связаны законы -новые редакции обычного права казахов

  2. К какому из сословий – ак суйек или кара суйек относились бии?

  3. При каком хане институт биев стал играть важную роль в системе управления Казахским ханством?

  4. В каком году и где состоялся общеказахский курултай, на котором представители всех жузов приняли решение о создании общенародного ополчения для борьбы против джунгар?

  5. В каком году и под чьим предводительством казахское войско нанесло джунгарам завершающий удар?

Литература

  1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993

  2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992

  3. История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998


Тема № 10 Образование казахской народности. Этноним «қазақ» (казах). Казахские жузы.
Цель лекции – рассмотреть основные этапы становления казахской народности, происхождение этнонима «казах», историческое содержание термина «жуз»
Ключевые слова – народность, этноним, жуз, узбек, казах
План лекции

  1. Завершение сложения казахской народности. Сложение этнической территории казахов.

  2. Этноним «қазақ».

  3. Родоплеменное расселение казахов. Казахские жузы.

  4. Традиционная структура казахского общества.

Тезисы лекции

    1. Завершение сложения казахской народности. Сложение этнической территории казахов.

Многовековой процесс формирования казахской народности берет начало в 3-2 веках до нашей эры, с момента появления на территории Казахстана прототюркских государственных объединений усуней,канглы и хунну. Откочевка части узбекских племен на территорию Моголистана привела к сближению с тюркоязычными племенами Семиречья и Южного Казахстана. В годы правления Хакк Назара часть ногайлинских племен входит в состав Казахского ханства. Процесс формирования народности у тюркоязычных племен привел к появлению новых этнонимов. Тюркоязычные племена Поволжья, Северного Кавказа, части Западного Казахстана называют себя в этот период этнонимом «ногай». Древние тюркоязычные племена степной части Казахстана в середине 15 века называют себя этнонимом «узбек». Эти этнонимы отразились в названии государств этой эпохи : Ногайская Орда и государство кочевых узбеков (Абулхаирова Орда). Часть узбекских племен, ушедшая на территорию Моголистана под руководством мятежных султанов Керея и Жанибека в источниках получает название «узбек-казах» и обозначает выражение «узбеки, которые стали казахами».