Файл: Учебник по истории Казахстана для подготовки к ент 2014.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 753
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 1883 г. в связи с переходом Семиреченской области в состав Степного генерал-губернаторства местная администрация разработала "Правила о поземельном устройстве оседлого населения области". Новые правила несколько урезали привилегии переселенцев. Земельный надел уже определялся в 10 десятин на мужскую душу, от налогов освобождались только на три года, а в последующее трехлетие вносили их в половинном размере.
В 1886 г. было разработано "Положение об управлении Туркестанским генералом-губернаторством". По этому документу устанавливался размер надела в 10 десятин на мужскую душу, переселенцы освобождались от налогов и повинностей на пять лет, а в течение последующего пятилетия выплачивали их в половинном размере.
Специальное положение "О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц, означенных сословий, переселившихся в прежнее время" от 13 июля 1889 г. допускало переселение только с предварительного разрешения министров внутренних дел и государственных имуществ. Размеры надела определялись местными властями.
Переселенческое движение в конце XIX в. Одним из проводников аграрной политики самодержавия в жизнь был Комитет Сибирской железной дороги. Транссибирская железнодорожная магистраль, строительство которой началось в 1891 г. должна была проходить по Северному Казахстану. "Особый комитет Сибирской железной дороги" в трех уездах Акмолинской области отводят 2 241 503 десятин земли для переселения 160 тыс. крестьян.
С середины 90-х годов XIX в. началось интенсивное переселение в Сибирь и Казахстан. Для выявления излишков земли и зачисления ее в "переселенческий фонд" была организована специальная экспедиция, руководимая известным исследователем Казахстана Ф. Щербиной. В 1896-1902 гг. были изучены 12 уездов Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской областей. На основе собранных материалов половина всей земли у казахского населения изымалась.
После отмены крепостного права в Казахскую степь и Сибирь началось стихийное переселенческое движение из центральных губерний. Крестьянская колонизация охватила почти все области Казахстана, образовались тысячи русских селений. Так, поданным переписи 1897 г. в Акмолинской области русское население составляло уже 33 процента. В 90-х годах в Северном Казахстане обнаружился "недостаток" земель под переселенческие участки. Для обеспечения прибывших крестьян правительство создавало "переселенческий земельный фонд". Для его создания у местного населения отнимались большие земельные массивы, удобные для земледелия.
После завоевания Южного Казахстана Россией крестьяне переселились и в южные районы Казахстана. К 1882 г. было переселено около 14 тыс. крестьян, образовано 5 уездов и около 80 населенных пунктов.
Крестьянская колонизация охватила также Сырдарьинскую область, главным образом Чимкентский, Ташкентский и Аулие Атинский уезды. В конце XIX в. в области образовалось около 40 новых поселков, где проживало 2,5 тыс. семей. Голод 1891 г. в России вызвал особенно большой приток переселенцев в Казахстан. Масштабы переселения были столь велики, что царское правительство вынуждено было его ограничить.
В результате переселенческой политики царизма основные плодородные земли были переданы русским крестьянам, а казахи согнаны в безводные, малопригодные земли. Изменялось демографическое лицо Казахстана. Согласно данным всеобщей переписи 1897 г. удельный вес казахов сократился в Казахстане до 87,1% . Из проживавших 4 471,8 тыс. казахи составляли 3 399,5, русские и украинцы - 532,7, татары - 55,4, узбеки - 73,5 тысячи, уйгуры - 56 тыс. Переселенцы были заселены в основном на стратегических пунктах и вооружены огнестрельным оружием. Таким образом, они служили военно-агрессивной внешней и военно-феодальной внутренней политике России.
В Казахстане в начале ХХ века наблюдался новый подъем национально-освободительного движения. Его характерной особенностью было то, что национальная интеллигенция, прежде всего будущие лидеры движения Алаш, возглавившие это движение, ставили перед собой не только культурно-просветительские цели (как в предшествующий период), но прежде всего политические цели защиты в новых исторических условиях политических, социально-экономических, культурных прав своего народа.
Одной из таких целей была борьба против переселенческой политики царизма. Как известно, в начале ХХ века движение переселенцев из различных районов Российской империи в Казахстан усилилось. Царское правительство всячески поощряло этот процесс, преследуя вполне определенные цели: отвлечь крестьян (потенциально главную движущую силу революции), составлявших основную массу переселенцев, от участия в революционном движении; решить за счет ущемления интересов местного населения аграрный вопрос в самой России; укрепить здесь свое присутствие, в том числе военное. Например, к началу ХХ века в Казахстане, помимо регулярных частей царской армии, было сосредоточено около 1 млн. казаков, перед которыми, помимо других, стояла задача предупредить рост освободительного движения. На примере двух наиболее крупных этнических групп Казахстана в начале ХХ века – казахов и русских – можно проследить изменение демографической ситуации. С 1897 года, когда была проведена первая общероссийская перепись населения, по 1917 год русское население Степного края увеличилось более чем в два раза. За это же время численность казахов возросла лишь на 17,5 %.
В ходе осуществления переселенческой политики имело место массовое изъятие самых лучших, плодородных земель у местного, преимущественно казахского населения. Царские чиновники в свое оправдание приводили довод о малой плотности населения в Казахстане, большом количестве якобы пустовавших, либо непродуктивно использовавшихся земель. Абсолютно не учитывался тот факт, что на территории Казахстана с учетом суровых, резко-континентальных природно-климатических условий, веками складывались традиционные районы земледелия и скотоводства с разумным, экономически обоснованным балансом между количеством населения и земли. Известно, что значительная часть территории Казахстана по почвенно-климатическим показателям относится к зоне «рискованного земледелия». Переселенцы, будучи в большинстве своем земледельцами, использовали предоставлявшиеся им участки земли по прямому назначению, то есть для выращивания, прежде всего зерновых культур. Тонкий верхний плодородный слой земли (гумус) быстро истощался, урожайность постепенно падала, снижались доходы переселенцев. Во многих случаях они были вынуждены переходить к традиционному для степных районов скотоводству, либо, не сумев приспособиться к местным условиям, возвращались обратно. Набирал темпы процесс обратного переселения.
К 1917 году у казахов в общей сложности было изъято примерно 45 млн. десятин земли (1 дореволюционная земельная российская десятина = 1,45 га). Естественно, что это, равно как и ущемление иных интересов вызывало очень серьезное недовольство местного населения. Аграрно-переселенческий вопрос был одним из важнейших политических вопросов в масштабе всей Российской империи, в том числе Казахстана. Как показала отечественная история первых десятилетий ХХ века, нерешенность земельного вопроса послужила одной из причин серьезных исторических событий.
Казахстан в годы российской революции 1905-1907 гг.
Первая российская революция 1905-1907 гг. безусловно оказала влияние на Казахстан, способствуя росту национально-освободительного движения. Однако, в Казахстане, в силу малочисленности и недостаточной политической организованности рабочих, революционно-рабочее движение не получило широкого размаха в отличие от России. Национальная интеллигенция, прежде всего будущие лидеры движения Алаш, ставили не только культурно-просветительские цели, но и стремились законными, политическими методами защитить в новых исторических условиях права своего народа. В это период появились новые формы политической борьбы, которые способствовали росту национального самосознания – митинги, демонстрации, съезды общественности, политические статьи на страницах газет и журналов.
В июле 1905 года на ярмарке недалеко от г. Каркаралы было принято обращение к царскому правительству, в котором содержалось требование прекратить переселенческое движение из России, ввести официальное делопроизводство на казахском языке и т.д. Широкий резонанс в казахской степи получил царский манифест от 17 октября 1905 года, который даровал народам России политические свободы, в том числе впервые в российской истории провозгласил всеобщие выборы в Государственную Думу. Благодаря усилиям представителей казахской интеллигенции, содержание манифеста было своевременно переведено на казахский язык и стало предметом активного обсуждения на многочисленных съездах, собраниях общественности. В декабре 1905 года в Уральске и в феврале 1906 года в Семипалатинске состоялись съезды казахской интеллигенции с участием представителей оппозиционных политических партий России. Наряду с обсуждением актуальных общественных проблем на этих съездах впервые в истории национально-освободительного движения в Казахстане был поставлен вопрос о необходимости создания национальной политической партии.
Казахские депутаты приняли активное участие в работе 1-й и 2-й Государственной Думы. Совместно с депутатами от других мусульманских народов России в составе Думы была образована мусульманская фракция. Помимо работы в Думе, представители казахской интеллигенции участвовали в 1-3 съездах Союза мусульман России, публиковали свои статьи на страницах общероссийских периодических изданий, как официальных, так и оппозиционных. 1-я и 2-я Государственные Думы как высшие законодательные органы власти России, работавшие в период 1905-1907 гг., пытались проводить политику широких буржуазных реформ. Это приводило к постоянному противостоянию с царским правительством, защищавшим интересы самодержавной власти. В результате обе Думы были распущены царскими указами. Так, 3 июня 1907 года одним указом была распущена 2-я Дума и введен в действие новый избирательный закон, по которому представительство многих российских народов в будущей Думе сильно сокращалось, а казахский народ вообще был лишен избирательных прав. Таким образом, казахи были лишены возможности легальными политическими методами отстаивать национальные интересы в высшем законодательном органе власти России.
После событий 3-го июня 1907 года революционное движение в России и национальное движение в Казахстане пошли на спад. Начались политические репрессии. Тем не менее национально-освободительное движение Казахстана продолжило свое развитие, главным образом, через политическую прессу. Одним из наиболее крупных и авторитетных периодических изданий дореволюционного Казахстана является газета «Казах», вокруг которой сплотились Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Смагул Садуакасов и многие другие видные представители казахской интеллигенции.
Национальное движение Казахстана в начале ХХ века разделилось на два политических направления – «западников» и «тюркофилов». «Западники» (в будущем движение Алаш) выступали за сохранение и развитие национальной культуры. Вместе с тем, они считали необходимым и возможным сознательное усвоение передового опыта развитых стран мира. По их мнению, Казахстан должен был быть светским демократическим государством. «Тюркофилы» (позднее партия Шура-и-исламия) стремились к полному отделению от России и созданию в Казахстане исламского государства на основе шариата.
Вопросы для контроля:
-
Какой из казахских жузов первым принял российское подданство? -
Общая продолжительность процесса присоединения казахских жухов к России -
Какой характер имел процесс присоединения казахских жухов к России? -
Перечислите основные направления колониальной политики царского самодержавия в Казахстане -
Какие изменения в административно-территориальном и судебном устройстве Казахстана произошли в результате царских реформ 20-60-х гг. XIX века? -
Каковы были цели переселенческой политики царизма в Казахстане XIX- начала ХХ вв.? -
Определите особенности развития общественно-политической ситуации в Казахстане в период первой российской революции 1905-1907 гг. -
Какой характер носило восстание 1916года в Казахстане?
Литература
-
История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993 -
Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992 -
История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998 -
История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993 -
Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998 -
История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996. -
История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997. -
История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.
См. также список основной и дополнительной литературы