Файл: Учебник по истории Казахстана для подготовки к ент 2014.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 744
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Из этой суммы 5 млн. предназначалась для казахов, остальная сумма - русскому населению. При этом на каждую кибитку приходилось по 100 рублей; русскому населению предоставлялось право на получение из казны безвозвратно пособие по 500 рублей, на каждый разрушенный двор для восстановления хозяйства, и сверх того по 500 рублей каждому двору, потерявшему от пожаров жилье и хозяйственные постройки. Несмотря на столь неравное распределение финансовой помощи среди казахского и русского населения, Собрание Междуведомственного совещания при Военном министерстве вновь призвало их к примирению./28/ Еще одним шагом в этом направлении было решение правительства от 24 апреля 1917 г. о возвращении рабочих-казахов, мобилизованных на тыловые работы.
Попытка Временного правительства осуществить политику межнационального примирения, безусловно, способствовала прекращению массового истребления казахского населения, что в немалой степени обусловило и его поддержку среди казахского народа.
Ведущая роль в разрешении межнациональных конфликтов принадлежала лидерам Алаш, которые, как и прежде, руководствовались принципами миротворческой политики, выраженными ими в 1916 г. Так, А. Букейханов, исходя из реальных условий, выступил против самовольных захватов земли казахами, призвал их не "ссориться с русскими, жить с ними в ладу".
Однако достижение гражданского мира было невозможным без проведения коренных реформ в вышеуказанных вопросах. Замедленность и непоследовательность в политике Временного правительства объективно способствовали усилению социальной напряженности, росту революционной нетерпимости и экстремизма. Нарастающее противоречие между центральной властью и местными казахскими комитетами стало особенно заметным в вопросе о форме отношений между ними./29/
Временное правительство считало самоуправление в рамках культурно-национального развития основой буржуазной государственности. Лидеры же национальной интеллигенции отстаивали идею национально-территориальной автономии в составе Российской демократической республики. Свидетельством тому могут служить решения областных и всеказахских съездов в 1917 г. Они отразили объективный характер перемен, происходящих в казахском обществе и выработали программу неотложных национально-демократических преобразований государственного устройства, землепользования, судебного дела, просвещения и религии.
Так, в резолюции вышеупомянутого I-го Семиреченского Областного киргизского съезда, состоявшегося 12-23 апреля 1917 г. было подчеркнуто, что "будущая форма высшего правления России - демократическая республика". Обратившись к проблемам духовно-религиозного состояния в крае, участники съезда пришли к выводу о необходимости учредить в Петрограде высшее мусульманское Духовное Управление, а в областных центрах организовать Особое Духовное Собрание и эти области "наименовать "Казахстан" (выделено в документе - Н.Р.). /30/
По решению съезда, образование в Степном крае должно быть "всеобщим, бесплатным и обязательным". Для этого предлагалось открыть за счет государственной казны в городах, крупных поселениях, волостях мужские и женские медресе и аульные школы. Преподавание в этих учебных заведениях должно было вестись на родном языке и на русском. Депутаты съезда считали необходимым в целях развития народного образования расширить сеть профессиональных школ: ремесленных, медицинских, ветеринарных и других. При этом обращалось внимание на то, что обучение на них должно вестись на казахском языке./31/ Поскольку в крае наиболее острым оставался земельный вопрос, в резолюции категорически предлагалось закрыть "область для переселения извне, а также прекратить дальнейшие прирезки существующим крестьянским, казачьим и другим поселениям". В отношении же коренного населения делегаты требовали вернуть "киргизам все еще незаселенные, запасные участки, оброчные статьи и другие земли". Указав на тот факт, что в результате захвата русскими переселенцами и казаками водных источников, киргизские земли оказались обезвоженными, в резолюции было также предложено справедливо отрегулировать этот вопрос./32/ Обратив внимание на катастрофическое состояние скотоводческого хозяйства, в результате чего произошло резкое сокращение поголовья скота и ухудшение его породы. Учитывая все это, участники форума обратились к Временному правительству с предложением вернуть в пользование киргиз на прежних основаниях лесные, горные и степные пространства, изъятые в государственный фонд. Считая политику оседания киргиз, проведенной царскими властями насильственно, в резолюции была подчеркнута необходимость придерживаться принципа постепенности, "исходя из естественных потребностей, а не по приказу властей".
Наряду с общими проблемами, стоявшими перед казахским обществом в этот переходный период времени на съездах все настойчивее звучала мысль о необходимости создания самостоятельной национальной партии. 24 июня 1917 г. передовица газеты "Казах", указав, что программа ни одной общероссийской партии не соответствует целям казахского общества, сделала вывод о необходимости создания самостоятельной партии, "которая выражала бы более полно наши интересы"./33/
Проходивший 21-28 июня 1917 г. в Оренбурге I-й Всеказахский съезд, высказался за автономию Казахстана в составе Российской федеративной демократической парламентской республики, а так же признал необходимость создания отдельной политической партии. Составление проекта платформы партии было поручено делегатам Всероссийского съезда Шуро-и-Ислами: от Акмолинской области - А. Турлыбаеву, от Семипалатинской - А. Сатбаеву, от Тургайской - А. Байгарину, от Уральской - Ж. Досмухамедову, от Букеевской Орды - У. Танашеву, от Семиреченской области - Б. Маметову, от Сырдарьинской - М. Чокаеву, от Ферганской - Г. Оразаеву./34/ Название партии "Алаш" было предложено делегатом этого съезда от Уральской области юристом Жаханшой Досмухамедовым, которое было всеми поддержано./35/
Газета "Казах" стала печатным органом партии. Как отмечалось выше, на съезде А. Букейханов объявил о своем решении выйти из партии кадетов, оказавшейся неспособной выразить и защитить интересы "инородцев". В открытом письме "Почему я вышел из партии кадетов?" он писал: "Партия кадетов считает правильным передачу земли в частную собственность. Наш казах, если получит землю в собственность, поступит как башкир, продаст ее соседнему мужику и через несколько лет обнищает, останется совершенно гол. Партия кадетов против национальной автономии. Мы же, собравшись под знаменем Алаш, решили создать национальную автономию. Как свидетельствует история французов, русских и других народов, если мулла будет брать жалование от правительства, то он непременно продастся. Духовные дела будут принижены... поэтому его надо отделить от государственных дел. По-русски это означает "отделение церкви от государства". Кадетская партия не согласна с моей позицией. В этом году стало ясно расхождение по этим трем пунктам. Я после этого... постарался создать партию Алаш"./36/
Вскоре во главе 30 представителей от казахов А.Н. Букейханов участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске. На съезде было принято решение о создании казахской автономии в составе будущей Сибирской республики./37/ По возвращению из Томска в Оренбург, он, как было сказано выше, включился в организацию первой в истории казахов политической партии Алаш. Разразившийся в июле 1917 г. общероссийский политический кризис требовал скорейшего определения места и роли движения "Алаш" в сложившихся условиях. 21 ноября 1917 г. газета "Казах" напечатала проект программы партии, составленной А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, А. Жундебаевым, А. Беремжановым, Е. Турмухамедовым.
Документ состоит из 10 разделов, каждый их которых озаглавлен. Например, в первой главе "Государственной устройство" указывалось, что Россия должна стать демократической федеративной республикой, "что означает народное управление государством, а федерация - союз равноправных государств, каждое из которых автономно и управляется самостоятельно на одинаковых правах и интересах"./38/ Проект программы представляет собой попытку, исходя из социально-политических и экономических реалий казахского общества определить оптимальный вариант его эволюции в сложившихся обстоятельствах. В проекте нашли свое выражение вековые чаяния казахского народа, то, что обеспечило достаточно широкую социальную базу движения на данном этапе.
Поскольку новая партия руководствовалась общенациональными интересами, поставив во главу угла своей общественно-политической деятельности подъем и развитие экономической и культурной жизни казахского народа, в тот период она стала влиятельной политической силой. Свидетельством тому служат итоги выборов в Учредительное собрание, проходившие в конце 1917 г. Так, например, в Семипалатинске наибольшее количество голосов набрала партия Алаш - 3 тыс. 304, в то время, как за партию "Уш жуз" подан всего один голос./39/ Из свыше 700 рабочих казахов Экибастузского завода партия Алаш собрала 705 голосов, в то время как за социалистическую партию не было подано ни одного голоса. В Омске число голосов распределилось следующим образом: по всему уезду за партию Алаш проголосовали 16 тыс.600 чел., за партию "Уш жуз" - 300, в самом городе за первых отдали свои голоса 80, за вторых 60 человек/ 40/
Таким образом, в конце 1917 г. политическое руководство национально-освободительным движением в крае большей частью принадлежало единственно организованной партии Алаш, социально-политический статус которой можно определить как национально-демократический./41/. Естественно, что процесс формирования и становления партии со всеми присущими ему признаками был сжат во времени, а затем вообще прерван стремительным развитием революционных событий , приведших к октябрьскому перевороту. Поэтому в отношении партии Алаш применительно такое определение, как "движение" поскольку алашское движение и до появления партии "Уш жуз" и других групп являлось главной руководящей силой всей национально-освободительной борьбы казахского народа начала ХХ века./42/
Деятельность Временного правительства и течение общественно-политической жизни России и ее национальных окраин в русле демократических перемен была прервана октябрьским переворотом, сломавшим все традиционные социальные связи, появившиеся политические институты, движения. Не успев до конца оформиться в партию, движение Алаш было вынуждено сконструироваться как общенациональный орган государственной власти.
Это произошло на II-ом Всеказахком съезде, проходившем с 5 по 12 декабря 1917 г. в Оренбурге. Съезд объединил представителей различных слоев казахского общества. На съезд прибыли делегаты из всех областей Казахстана. В его работе участвовали так же представители казахов Алтайской губернии, Самарканда, Киргизии. На повестке дня стояли следующие вопросы:"1. О Сибирской, Туркестанской автономиях и о юго-восточном союзе.2. Казах-киргизская автономия. 3. Милиция. 4. Народный Совет. 5. Образование. 6. Народная казна. 7. Проблемы муфтиатства. 8. Народный суд. 9. Аульное управления. 10. Продовольственный вопрос". /43/
Центральной проблемой, обсуждаемой на съезде был вопрос о национальной автономии. С докладом по этому вопросу выступил А. Букейханов. Выслушав и обсудив его, делегаты избрали комиссию из 5 человек для окончательной разработки вопросов об автономии, милиции и Народном Совете. От лица комиссии выступил Х. Габбасов, исходя из этого доклада съезд вынес следующую резолюцию: "В связи с падением Временного правительства, съезд в целях предотвращения распространения анархии и гражданской войны, единственным выходом из создавшегося положения считает: 1. Образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Семипалатинской, Акмолинской, Семиреченской, Сырдарьинской областей, киргизских уездов Ферганы, Самарканда, Амударьинского отдела, Закаспийской области, смежных киргизских волостей Алтайской губернии, представляющих сплошную территорию с господствующим населением единого казах-киргизского происхождения, единой культуры, истории, единого языка. 2. Назвать казах-киргизскую автономию - Алаш."/44/
При обсуждении вопроса о времени объявления автономии мнения разделились: одни участники предлагали немедленно ее провозгласит (33 депутата), другие считали необходимым повременить и официально объявить более удобное время. Большинством голосов (42 против 33) прошло второе предложение. Придерживаясь демократических принципов в государственном строительстве съезд провозгласил равенство всех национальных меньшинств, проживающих в пределах "Алашской автономии", "во всех учреждениях автономии представители всех наций должны быть представлены пропорционально. Представляется также экстерриториальная и культурная автономия тем, кто оказался без территории в пределах автономии "Алаш"./45/
На съезде был организован временный народный совет Алаш-Орда, состоявший из 25 представителей Алаш, при этом 10 мест предоставлялось представителям народов, проживающих среди казахов. Новому правительству предлагалось немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть "в целях спасения областей Алаш общего развала, анархии".
В состав правительства вошли 15 членов: 7 человек от каждой области и 8 - независимо от области, среди которых: А. Букейханов, Ж. Досмухамедов, А. Ермеков, М. Тынышпаев, Б. Кулманов, Ж. Акбаев, Б. Мамытов, О. Альжанов. В председатели Народного Совета Алаш-Орды баллотировалось три человека: А. Букейханов, Б. Кулманов, А. Турлыбаев. По итогам тайного голосования большинством (в 40 голосов) председателем Совета был избран А. Букейханов.