Файл: Учебник по истории Казахстана для подготовки к ент 2014.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 654

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- силовое разрушение векового уклада жизни кочевников, ломка традиций народов, обнищание и голод казахских шаруа и крестьян других регионов, громадное напряжение сил народа.

Выполнив основные положения своей политики "Малого Октября", Ф. Голощекин в 1933 г. был отозван в Москву, а на его место назначен Л.Мирзоян, пытавшийся возродить животноводство как самостоятельную отрасль экономики. Весной 1933 г. голодающим районам было выделено зерно, начали предприниматься меры по возвращению откочевавших казахов на родину, их обустройству и налаживанию нормальной жизни. Одновременно шла подготовка к правовому закреплению тоталитарной системы, сложившейся в Казахстане и во всем Советском Союзе.
     Ликвидация многоукладности в экономике и фактическое огосударствление всех сфер жизни позволило Сталину заявить о победе социализма в СССР. Это положение было закреплено в Конституции СССР, принятой в 1936 г. По ней вводилось всеобщее избирательное право и ряд автономных республик, в том числе Казахстан, получал статус союзных. 26 марта 193 7 г. на Х чрезвычайном съезде Советов Казахстана была принята республиканская Конституция. Несмотря на все права, декларированные в этом документе, подлинной независимости и даже самоуправления республика не получила. Все более или менее значимые промышленные предприятия были в союзном подчинении, суверенитет Казахстана не распространялся на огромные территории, отданные под лагеря. Все органы управления республики были только ширмой, прикрывавшей всевластие Коммунистической партии и ее верхушки. Тем не менее, пусть формальное, но все-таки признание суверенитета Казахстана, а также законодательное закрепление его территории сыграли огромную роль в истории нашего государства.
     В последней трети 30-х годов в экономике Казахстана продолжали господствовать тенденции, появившиеся в предыдущий период. В промышленности набирала темпы "индустриализация". В 1938 г. первую продукцию начал выдавать Балхашский медеплавильный завод, в 1940 г. началось строительство Актюбинского завода ферросплавов. Увеличился выпуск продукции Чимкентского, Ащысайского и Лениногорского комбинатов. Росло производство электроэнергии. В 1937 г. вступила в строй первая крупная тепловая электростанция, Балхашская ТЭЦ. Тогда же начала работу Ульбинская ГЭС, началось строительство Усть-Каменогорской ГЭС и Карагандинской ГРЭС. К 1940 г. промышленность в экономике Казахстана составила 60%.
     В конце 30-х гг. продолжала развиваться транспортная сеть. Были сданы в эксплуатацию железные дороги Карталы -Акмо-линск и Гурьев-Кандагач, облегчившие вывоз сырья из западных и центральных регионов республики.

Постепенно начинает выходить из кризиса сельское хозяйство республики. К 1940 г. посевные площади достигли 5,8 млн.га. а поголовье всех видов животных почти 3,5 млн. голов. Появляются новые отрасли хозяйства, в т.ч. рисоводство, развивается свекловодство и хлопководство. Однако подорванное коллективизацией сельское хозяйство не могло подняться своими силами и постепенный рост производства происходил только за счет государственных дотаций и мер по укреплению колхозов и ужесточению трудовой дисциплины. Жителям колхозов запрещалось покидать места проживания, были ограничены размеры приусадебных участков, личного стада. Основные средства производства, вся техника и наиболее квалифицированные кадры были сосредоточены в государственных машинно-тракторных станциях. Полностью подавлялась хозяйственная инициатива, что сделало сельское хозяйство частью командно-административной системы.


    1. Трагические последствия «Советизации» аула и насильственной коллективизации в сельском хозяйстве.

В советское время под коллективизацией сельского хозяйства понимался процесс добровольного объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные кооперативные социалистические хозяйства (колхозы).

Осуществление грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки аграрного сектора. В западных странах аграрная революция, т.е. система совершенствования сельскохозяйственного производства, предшествовало революции промышленного, а потому в целом было легче снабжать продуктами городское население. В СССР оба эти процесса приходилось осуществлять одновременно. При этом деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации.
В декабре 1927 года состоялся XV съезд ВКП(б), известный как съезд коллективизации. Согласно его решениям, за короткие сроки, к весне 1932 года сельское хозяйство страны должно было превратиться из единоличного в коллективно-колхозное.
Коллективизация проводилась насильственными методами, форсированными темпами без учета особенностей жизни коренного населения.
Состоявшийся в ноябре Пленум ЦК ВКП (б) среди других прочих проблем обсудил вопросы развития колхозного движения и принял “меры для улучшения руководства перестройкой сельского хозяйства”. Пленум ЦК Компартии Казахстана в декабре 1929 года обсудил пути выполнения решений Пленума ЦК ВКП (б) и постановил, что необходимым условием проведения генеральной линии на коллективизацию является переход кочевников к оседлому образу жизни.


Непосредственно в Казахстане коллективизация началась в 1929 году. Если в 1928 году в Казахстане было коллективизировано 2% всех хозяйств, то уже на 1 апреля 1930 года – 50,5%, а к октябрю 1931 года – около 65%. К началу осени 1931 года в республике насчитывалось 78 районов (из 122), где коллективизацией было охвачено 70-100% дворов.
7 ноября 1929 года в “Правде” появилась статья Сталина И.В. “Год великого перелома”, где говорилось “о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и индивидуального отсталого хозяйства к крупному передовому коллективному земледелию”.
В конце декабря 1929 года Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к политике “ликвидацию кулачества как класса”.
Раскулачивание. В деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью, прежде всего, обеспечение коллективным хозяйствам материальной базы. Крайне тяжелыми последствиями обернулось для шаруа раскулачивание. Нарушение принципа добровольности и элементарной законности с самого начала приняло повсеместный характер. В директивах, доведенных до местных органов, указывалось, что удельный вес ликвидируемых кулацких дворов по отношению к общей массе хозяйств не должен превышать 3-5%.
По состоянию на 15 марта 1930 года, т.е. всего через месяц после принятия постановления ЦИК и СНК КазССР “О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством и байством”, было арестовано и передано суду 3113 человек, а 2450 хозяйств подлежало выселению за пределы округа проживания. В ходе проведения политики “раскулачивания” более 60 тысяч хозяйств были объявлены байскими, и их имущество принадлежало конфискации; более 40 тысяч было раскулачено, а остальные скрылись, бросив своё имущество.
По данным отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ, в 1930-1931 годы численность крестьян отправленных в “кулацкую ссылку”, достигла по Казахстану 6765 человек. По данным того же отдела, в республику была выселена 46091 семья или 180015 человек. Это были крестьяне с нижнего и среднего течения Волги, Нижегородского края, Московской области, Средней Азии и Закавказья. Трагедия этих людей безмерна – их грузили в эшелоны, дав на сборы подчас лишь сутки.
Трагическим стало для казахов насильственное оседание скотоводов – кочевников и полукочевников, осуществляемое в годы коллективизации. В 1930 году было переведено на оседлость 87136 хозяйств, в 1933 году – 242208. Сам механизм оседания понимался весьма упрощенно: стягивались сотни хозяйств в одно место, а затем организовывались стационарные поселки по типу деревень. Все это сопровождалось насильственной коллективизацией, то есть осевших кочевников и полукочевников сразу стопроцентно оформляли в колхозы. При этом создавались колхозы-гиганты, объединявшие сотни хозяйств в радиусе до 200 и более километров. Колхозные фермы, в которые сгонялся обобществленный скот, часто представляли собой участки степи, огороженные арканами, в которых животные стали погибать. Настоящая катастрофа разразилась в животноводстве. Накануне коллективизации в Казахстане было 40,5 млн. голов скота, а на 1 января 1933 года осталось всего около 4,5 млн. голов.

В результате, все эти мероприятия привели к трагедии голода 1930-1933 годов, потери от него составили около 2,1 млн. жителей республики. Представители казахской интеллигенции били по этому поводу тревогу. Например, известны письма Т.Рыскулова И.Сталину от 29 сентября 1932 года и 9 марта 1933 года, где он подробно описывал сложившуюся ситуацию. Спасаясь от голода и репрессий, свыше 1 млн. человек мигрировало за пределы Казахстана, из них 616 тыс. безвозвратно. Трагедия коллективизации раскидала казахов по ряду стран мира, например, в Китае ныне их проживает 1.070 тыс., в Монголии – 137 тыс., в Турции – 120 тыс. Также казахские диаспоры имеются в Афганистане, Иране, в стране Западной Европы и в Северной Америке. Всего за пределами Казахстана в данное время проживает около 4,5 млн. казахов, в том числе в 14 государствах бывшего СССР и 25 странах дальнего зарубежья.
Недовольство населения Казахстана жестокой политикой коллективизации вылилось в вооруженное сопротивление. Во время коллективизации в республике произошло 372 массовых выступления и восстания. По неполным данным, в восстаниях участвовало около 80 тыс. человек. Крупные выступления шаруа и крестьян имели место практически на всей территории республики. Упорством и организованностью отличалось восстание в Сузакском районе Сырдарьинского округа, где восставшие заняли районный центр Сузак.
Против насильственной коллективизации и оседания казахов выступили представители казахской интеллигенции – А. Букейханов, М. Дулатов, С. Садвакасов, Т. Рыскулов и др. Даже сам И. Сталин вынужден был признать, что в коллективизации были “допущены большие перегибы”. 2 марта в “Правде” была опубликована статья И. Сталина “Головокружение от успехов”, в которой было сказано, что “нельзя насаждать колхозы силой”.
С одной стороны, политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим результатом. С другой, коллективизация создала необходимые условия для осуществления индустриализации страны. Она предоставила в распоряжение города огромное количество рабочих рук, попутно ликвидировав и аграрное переселение, позволило при значительном уменьшении числа занятых, поддерживать производство сельскохозяйственной продукции на уровне, не допускавшем длительного голода. Коллективизация обеспечила промышленность необходимым сырьем. Она не только создала условия для перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации, но и выполнила важную политико-идеологическую задачу
, уничтожив частнособственническое крестьянское хозяйство.
Коллективизация в Казахстане проводилась под лозунгом политики «Малой Октябрьской революции». Главным идеологом этой политики был Федор Голощекин, занимавший с 1925 по 1933 годы пост первого секретаря Казахского краевого комитета партии большевиков. Он считал, что Октябрьская революция 1917 года якобы совершенно не затронула казахский аул, в котором нужно было провести еще одну «Малую Октябрьскую революцию», чтобы вывести сельское хозяйство Казахстана на путь социализма.

    1. Культурные процессы 20-30-х гг. ХХ века в Казахстан

Развитие системы образования. Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Уже в 1918г. принимаются "Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени -первую, для детей 8-13 лет и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. В 1923 г. было уже 2025 школ со 128 000 учащихся, а в 1925 г. - 2 713 школ со 160 924 учащимися. В то же время количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Так, в 1927 г. только 1,5% казахских аульных школ и 28% русских школ имели свои помещения. Если в 1911 г. на одного ученика русско-казахской школы тратилось в среднем 17 рублей, то в 1927 г. на одного ученика русской школы 1 ступени - 16 рублей, а казахской школы - 7 руб. 70 коп. На одного ученика гимназии в 1913 г. тратилось 180 рублей, в 1927 г. на одного ученика школы II ступени - всего 22 руб. 70 копеек. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности. В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.