Файл: Методические рекомендации по организации игр в старшей возрастной группе доу заключение.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим. Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми. По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.
Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитание детей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающей в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.
2.2 Диагностка игровой деятельности в старшей группе
В сюжетно-ролевой игре происходит социально-личностное развитие ребенка (тематика игр – семья, магазин, почта и пр.). Основным содержанием сюжетно-ролевой игры в данном возрасте являются социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми.
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами и отпадает необходимость практического действования с ними.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра имеет свои особенности: замысел игры более устойчивый, развивающийся, динамичный; дети совместно обсуждают замысел игры, намечают общий план; также присутствует планомерность, согласованность, импровизация; роли содержательны; соблюдают правила.
Диагностика игровой деятельности детей предполагает наблюдение за детьми и беседу с ними:
1. Наблюдение за детьми.
Цель: выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребенка в игровой деятельности – степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.
Критерии наблюдения:
- преобладающие виды игр, в которые играют дети;
- наличие сюжетных игр;
- кто выступает инициатором игр;
- время, отведенное для игр;
- наличие самостоятельных игр;
- распределение ролей, характер игровых действий, развитие сюжета;
- использование атрибутов, предметов необходимых для организации игры;
- характер взаимодействия детей в игре;
- самостоятельное создание новых сюжетов;
- самостоятельная организация игрового пространства;
- продолжительность игрового действия;
- тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;
- действия, направленные на построение игрового сюжета;
- действия, направленные на выполнение роли или создания образа игрового персонажа в режиссерской игре;
- все обращения детей друг к другу, эмоциональный фон общения, адресованность сверстнику инициатив, связанных с предложением тем игры, аргументация замыслов и предложений для партнеров.
2. Беседа с детьми.
Цель - выявление удовлетворенности ребенком участием в игровой деятельности.
Вопросы к детям:
- Любишь ли ты играть?
- У тебя есть любимые игры? Назови их?
- Ты начинаешь игры сам?
- Ты придумываешь новые игры?
- Ты ссоришься во время игры с другими детьми?
- Нравиться ли тебе играть с другими детьми? Почему?
- Кем ты чаще бываешь в играх?
- Кем бы ты хотел быть?
- В какую игру ты хотел бы поиграть, но тебе никак не удается? Почему?
- Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе?
На основе анализа беседы с детьми и наблюдения можно определить уровни развития позиции субъекта игровой деятельности детей:
1 уровень, низкий: использование игрушки, в качестве партнера по игре, вместо общения со сверстниками. Построение сюжета на основе предметно-действенного замещения. Контактов между играющими нет.
2 уровень: дети, которые играют в сюжетно-ролевые игры и отражают в них традиционные бытовые, профессиональные темы. Используются замещающие и изобразительные игровые действия. Вербальное пояснение изобразительных игровых действий отсутствует. Дети копируют действия друг друга. Ролевые диалоги короткие с обозначением игровых событий. Характерно разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей от игры к игре.
3 уровень: построение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры предшествует сговор. В игре появляется замысел. Широко представлен ролевой диалог. Роли постоянно меняются, что позволяет разворачивать сюжет. Переход от сюжетно-ролевой игры к режиссерской, слияние этих игр. Появляются различия в играх и мальчиков и девочек. Часто выдвигается лидер-организатор. Недостаточная ориентированность на сверстника как на партнера по совместной игре.
4 уровень: появление предварительного обозначения не только темы игры, но и 1-2 игровых событий. Снижение числа конфликтов внутри игровых объединений. Согласованность в игровой деятельности своих интересов с интересами партнеров. Дети умеют объяснить замысел и адресовать обращение партнеру.
Комплексный план руководства сюжетно-ролевой игрой «Цирк».
• Обогащение жизненного опыта детей. Цель: создать основы для развития и обогащения игры. Поход в цирк. Беседа о цирке. Рисование на тему «Я в цирке». Чтение книг и рассматривание иллюстраций («Каштанка», стихи Маршака и т. д.). Совместная организация пространства, изготовление атрибутов игры. Конструирование из бумаги весёлых атрибутов (колпачки, носы и т. д.).
• Обогащение игрового опыта детей. Цель: развивать умения детей передавать жизненный опыт в условиях игры. Имитационные игры, типа «Изобрази животное», экспериментирование с природным материалом (для проведения «фокусов» в условиях игры, физические игры-упражнения, типа «Удержи равновесие», «Кто быстрей, кто сильней, кто выше» и т. п.
• Проектирование предметно-игрового пространства. Цель: создание условий, соответствующих уровню развития игровых умений детей, содержанию игр. Создание билетов, программ выступления, афиши и т. д.
• Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.)
• Развитие навыков общения со сверстниками. Цель: Развитие у детей навыков общения со сверстниками. Беседа с детьми о том, что они видели в цирке, что знают о нем. Игра-имитация «Волшебные слова» для развития навыков культурного общения.
• Игровое сотрудничество родителей и детей. Цель: педагогическое просвещение родителей. В вечернюю прогулку совместная игра детей и родителей. Беседа с родителями на тему «Мир игры - мир ребенка».
3. Организация сюжетно-ролевой игры «Цирк».
Первое знакомство.
Показ и изготовление атрибутов для игры совместно с детьми. Беседа, для чего они предназначены.
Организация игры.
Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.). Воспитатель исполняет роль конферансье, если вводится роль кассира, воспитатель берет ее на себя, демонстрирует ее проигрывание. В процессе освоения игры детьми возможно поменяться ролями.
Вопросы по ходу игры (Как ты купишь билет? Что нужно отдать кассиру? Как поблагодарить артистов за понравившееся выступление)
Помощь в затруднительных ситуациях, напоминание.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ИГРЫ
Старшая группа
Сюжетно-ролевая игра
1) Ф. И. ребенка
2) Уровень развития игры как деятельности:
• Умеет самостоятельно выбирать тему для игры
• Развивает сюжет на основе полученных знаний
• Самостоятельно распределяет роли
• Способствует установлению в игре ролевого взаимодействия
• Принимает участие в изготовлении необходимых атрибутов в игре
3) Уровень взаимоотношений
• Умеет согласовать свои действия с действиями партнеров по игре
• Умеет объективно оценивать действия партнеров
• Стремится к выполнению правил в совместной игре
• Устанавливает дружеские взаимоотношения
• Совместно планирует игру
4) Уровень развития творческих способностей
• Создание и использование условий
• Создание новых персонажей (новые роли)
• Придумывание новых сюжетов
• Ярко выражает себя через мимику, жесты, интонации голоса
Данная диагностика проводилась в частной организации дошкольного образования «МАНЯ» г. Пермь в старшей группе «Цветочек». На момент обследования было выявлено, что четверо детей имеют высокий уровень развития игровой деятельности; 8 детей имеют уровень развития игровой деятельности выше среднего; 3 ребенка имеют средний уровень развития игровой деятельности в силу своего индивидуального развития.
2.3. Методические рекомендации по организации игр в старшей возрастной группе ДОУ
При назначении игр необходимо учитывать возраст детей, их здоровье, уровень физического и умственного развития детей, интересы, пожелания самих детей.
При определении величины нагрузки подвижной игры нужно учитывать не только физическую сторону, но и степень эмоциональной насыщенности игры.
Нельзя допускать большое число участников игры в группе ослабленных и маленьких детей. Это лишает их быть активными в игре, а взрослых осуществлять контроль за состоянием каждого ребенка во время игры.
Не рекомендуется подводить итоги соревнования, эстафет непосредственно после их окончания из-за резкой смены возникшего во время игры динамического состояния организма ребенка статическим (во время объяснения педагогом). Это может оказать отрицательное воздействие на работу сердечно- сосудистой системы и весь организм ослабленного ребенка. Поэтому по окончании соревнований, перед подведением итогов рекомендуется проводить с детьми игры малой подвижности или упражнения, направленные на релаксацию организма.
Необходимо правильно расставлять детей в игре. Более слабым детям или утомившимся нельзя давать в игре активные роли, а надо использовать их в качестве своих помощников (в роли «судей»).
Необходимо поощрять правильность осанки детей, красивое положение головы, туловища во время ходьбы и упражнений, четкость выполнения правил игры.
При распределении роли в игре, подаче команд нужно принимать во внимание степень возбудимости детей. С возбудимыми детьми тон разговора руководителя должен быть негромкий
Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми. По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.
Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитание детей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающей в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.
2.2 Диагностка игровой деятельности в старшей группе
В сюжетно-ролевой игре происходит социально-личностное развитие ребенка (тематика игр – семья, магазин, почта и пр.). Основным содержанием сюжетно-ролевой игры в данном возрасте являются социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми.
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами и отпадает необходимость практического действования с ними.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра имеет свои особенности: замысел игры более устойчивый, развивающийся, динамичный; дети совместно обсуждают замысел игры, намечают общий план; также присутствует планомерность, согласованность, импровизация; роли содержательны; соблюдают правила.
Диагностика игровой деятельности детей предполагает наблюдение за детьми и беседу с ними:
1. Наблюдение за детьми.
Цель: выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребенка в игровой деятельности – степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.
Критерии наблюдения:
- преобладающие виды игр, в которые играют дети;
- наличие сюжетных игр;
- кто выступает инициатором игр;
- время, отведенное для игр;
- наличие самостоятельных игр;
- распределение ролей, характер игровых действий, развитие сюжета;
- использование атрибутов, предметов необходимых для организации игры;
- характер взаимодействия детей в игре;
- самостоятельное создание новых сюжетов;
- самостоятельная организация игрового пространства;
- продолжительность игрового действия;
- тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;
- действия, направленные на построение игрового сюжета;
- действия, направленные на выполнение роли или создания образа игрового персонажа в режиссерской игре;
- все обращения детей друг к другу, эмоциональный фон общения, адресованность сверстнику инициатив, связанных с предложением тем игры, аргументация замыслов и предложений для партнеров.
2. Беседа с детьми.
Цель - выявление удовлетворенности ребенком участием в игровой деятельности.
Вопросы к детям:
- Любишь ли ты играть?
- У тебя есть любимые игры? Назови их?
- Ты начинаешь игры сам?
- Ты придумываешь новые игры?
- Ты ссоришься во время игры с другими детьми?
- Нравиться ли тебе играть с другими детьми? Почему?
- Кем ты чаще бываешь в играх?
- Кем бы ты хотел быть?
- В какую игру ты хотел бы поиграть, но тебе никак не удается? Почему?
- Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе?
На основе анализа беседы с детьми и наблюдения можно определить уровни развития позиции субъекта игровой деятельности детей:
1 уровень, низкий: использование игрушки, в качестве партнера по игре, вместо общения со сверстниками. Построение сюжета на основе предметно-действенного замещения. Контактов между играющими нет.
2 уровень: дети, которые играют в сюжетно-ролевые игры и отражают в них традиционные бытовые, профессиональные темы. Используются замещающие и изобразительные игровые действия. Вербальное пояснение изобразительных игровых действий отсутствует. Дети копируют действия друг друга. Ролевые диалоги короткие с обозначением игровых событий. Характерно разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей от игры к игре.
3 уровень: построение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры предшествует сговор. В игре появляется замысел. Широко представлен ролевой диалог. Роли постоянно меняются, что позволяет разворачивать сюжет. Переход от сюжетно-ролевой игры к режиссерской, слияние этих игр. Появляются различия в играх и мальчиков и девочек. Часто выдвигается лидер-организатор. Недостаточная ориентированность на сверстника как на партнера по совместной игре.
4 уровень: появление предварительного обозначения не только темы игры, но и 1-2 игровых событий. Снижение числа конфликтов внутри игровых объединений. Согласованность в игровой деятельности своих интересов с интересами партнеров. Дети умеют объяснить замысел и адресовать обращение партнеру.
Комплексный план руководства сюжетно-ролевой игрой «Цирк».
• Обогащение жизненного опыта детей. Цель: создать основы для развития и обогащения игры. Поход в цирк. Беседа о цирке. Рисование на тему «Я в цирке». Чтение книг и рассматривание иллюстраций («Каштанка», стихи Маршака и т. д.). Совместная организация пространства, изготовление атрибутов игры. Конструирование из бумаги весёлых атрибутов (колпачки, носы и т. д.).
• Обогащение игрового опыта детей. Цель: развивать умения детей передавать жизненный опыт в условиях игры. Имитационные игры, типа «Изобрази животное», экспериментирование с природным материалом (для проведения «фокусов» в условиях игры, физические игры-упражнения, типа «Удержи равновесие», «Кто быстрей, кто сильней, кто выше» и т. п.
• Проектирование предметно-игрового пространства. Цель: создание условий, соответствующих уровню развития игровых умений детей, содержанию игр. Создание билетов, программ выступления, афиши и т. д.
• Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.)
• Развитие навыков общения со сверстниками. Цель: Развитие у детей навыков общения со сверстниками. Беседа с детьми о том, что они видели в цирке, что знают о нем. Игра-имитация «Волшебные слова» для развития навыков культурного общения.
• Игровое сотрудничество родителей и детей. Цель: педагогическое просвещение родителей. В вечернюю прогулку совместная игра детей и родителей. Беседа с родителями на тему «Мир игры - мир ребенка».
3. Организация сюжетно-ролевой игры «Цирк».
Первое знакомство.
Показ и изготовление атрибутов для игры совместно с детьми. Беседа, для чего они предназначены.
Организация игры.
Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.). Воспитатель исполняет роль конферансье, если вводится роль кассира, воспитатель берет ее на себя, демонстрирует ее проигрывание. В процессе освоения игры детьми возможно поменяться ролями.
Вопросы по ходу игры (Как ты купишь билет? Что нужно отдать кассиру? Как поблагодарить артистов за понравившееся выступление)
Помощь в затруднительных ситуациях, напоминание.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ИГРЫ
Старшая группа
Сюжетно-ролевая игра
1) Ф. И. ребенка
2) Уровень развития игры как деятельности:
• Умеет самостоятельно выбирать тему для игры
• Развивает сюжет на основе полученных знаний
• Самостоятельно распределяет роли
• Способствует установлению в игре ролевого взаимодействия
• Принимает участие в изготовлении необходимых атрибутов в игре
3) Уровень взаимоотношений
• Умеет согласовать свои действия с действиями партнеров по игре
• Умеет объективно оценивать действия партнеров
• Стремится к выполнению правил в совместной игре
• Устанавливает дружеские взаимоотношения
• Совместно планирует игру
4) Уровень развития творческих способностей
• Создание и использование условий
• Создание новых персонажей (новые роли)
• Придумывание новых сюжетов
• Ярко выражает себя через мимику, жесты, интонации голоса
Данная диагностика проводилась в частной организации дошкольного образования «МАНЯ» г. Пермь в старшей группе «Цветочек». На момент обследования было выявлено, что четверо детей имеют высокий уровень развития игровой деятельности; 8 детей имеют уровень развития игровой деятельности выше среднего; 3 ребенка имеют средний уровень развития игровой деятельности в силу своего индивидуального развития.
2.3. Методические рекомендации по организации игр в старшей возрастной группе ДОУ
При назначении игр необходимо учитывать возраст детей, их здоровье, уровень физического и умственного развития детей, интересы, пожелания самих детей.
При определении величины нагрузки подвижной игры нужно учитывать не только физическую сторону, но и степень эмоциональной насыщенности игры.
Нельзя допускать большое число участников игры в группе ослабленных и маленьких детей. Это лишает их быть активными в игре, а взрослых осуществлять контроль за состоянием каждого ребенка во время игры.
Не рекомендуется подводить итоги соревнования, эстафет непосредственно после их окончания из-за резкой смены возникшего во время игры динамического состояния организма ребенка статическим (во время объяснения педагогом). Это может оказать отрицательное воздействие на работу сердечно- сосудистой системы и весь организм ослабленного ребенка. Поэтому по окончании соревнований, перед подведением итогов рекомендуется проводить с детьми игры малой подвижности или упражнения, направленные на релаксацию организма.
Необходимо правильно расставлять детей в игре. Более слабым детям или утомившимся нельзя давать в игре активные роли, а надо использовать их в качестве своих помощников (в роли «судей»).
Необходимо поощрять правильность осанки детей, красивое положение головы, туловища во время ходьбы и упражнений, четкость выполнения правил игры.
При распределении роли в игре, подаче команд нужно принимать во внимание степень возбудимости детей. С возбудимыми детьми тон разговора руководителя должен быть негромкий