Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования российская академия народного хозяйства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23 7.
Какова роль Секретариата Конституционного Суда Российской
Федерации в рассмотрении обращений в Конституционный Суд? Приведите примеры.
8.
Как вы понимаете критерий недопустимости обращения к рассмотрению в Конституционном Суде Российской Федерации? Приведите примеры из практики Конституционного Суда Российской Федерации.
9.
Произведите расчеты (примеры) различных видов судебных расходов.
10.
Приведите примеры оценки доказательств в практике
Конституционного Суда Российской Федерации (со ссылкой на конкретные постановления и определения).
11.
Приведите примеры решений
Конституционного
Суда
Российской Федерации различных видов (конкретные акты).
12.
Подготовьте проект особого мнения судьи. В чем заключается ценность особого мнения судей?
13.
Подготовьте проект решения о разъяснении (порядке реализации) принятого решения Конституционного Суда Российской Федерации.
14.
Приведите аргументы «за» и «против» признания решений
Конституционного Суда Российской Федерации источниками российского права.
15.
Имеет ли место практика пересмотра конституционными судами ранее вынесенных ими решений?
16.
Выделите (приведите примеры) правовые позиции в конкретных решениях Конституционного Суда Российской Федерации.
17.
Порассуждайте о том, во всех ли решениях Конституционного
Суда Российской Федерации имеются правовые позиции.
18.
В чем выражается практика принятия определений
Конституционного Суда Российской Федерации о распространении правовых позиций на аналогичные правовые ситуации? Приведите примеры таких определений.
19.
Составьте схему правового закрепления конституционного
(уставного) на примере конкретного субъекта Российской Федерации.
20.
Подготовьте проект обращения в конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации.
21.
Подготовьте проект решения по конкретному делу конституционного (уставного) суда Российской Федерации.
22.
1   2   3

Шкала оценивания Критерии оценивания
«отлично» демонстрация высокого уровня культуры мышления, умения выполнять нестандартные задания, знание научных источников, устно выражать свои мысли, собственную точку зрения, проявление способности правильно толковать различные правовые акты, выводы и предложения аргументированы
«хорошо» демонстрация высокого уровня культуры мышления, умения выполнять нестандартные задания, знание научных источников, проявление способность правильно толковать различные правовые

24 акты, принимать решения в точном соответствии с законом, однако заключение является неполным, некоторые незначительные вопросы оставлены без внимания либо допущены неточности в аргументации.
«удовлетворительно
» фрагментарное знание материала, позволяющее решать лишь отдельные нестандартные задания, слабые умения поиска необходимых нормативных правовых актов, проведение лишь частичного анализа практической ситуации, по результатам которого не все выводы являются верными, слабая аргументация собственной точки зрения.
«неудовлетворитель но» слабый уровень владения материалом, не позволяющий решать нестандартные задания, отсутствие умение поиска необходимых нормативных правовых актов, неспособность проведения анализа практического задания, по результатам которого сделал неверные выводы, не смог аргументировать собственную точку зрения.
4.4. Методические материалы
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в виде экзамена.
Экзамен проводится по билетам, в котором два устных вопроса и ситуационная задача (практическое задание).
Выполнение всех заданий текущего контроля является желательным для всех обучающихся.
Оценка знаний обучающегося носит комплексный характер
(оценивается по четырехбалльной шкале) и определяется:
–ответом на экзамене;
–учебными достижениями в семестровый период.
Критерии оценки тестовых заданий
Параметр
От 2 до 5 баллов
Студент ответил на 90% и более вопросов
5 отлично
Студент ответил верно от 80% до 89% вопросов
4 хорошо
Студент ответил верно от 65% до 79 % вопросов
3 удовлетворительно
Студент ответил верно до 64% вопросов
2 неудовлетворительно
Критерии оценки круглого стола (зачтено/ не зачтено)
– продемонстрирована способность анализировать и обобщать информацию;
– продемонстрирована способность синтезировать на основе данных новую информацию;
– сделаны обоснованные выводы на основе интерпретации информации, разъяснения;
– установлены причинно-следственные связи, выявлены закономерности;
- творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.


25
Критерии оценки сообщений и докладов, дискуссии
Параметр
От 2 до 5 баллов
материал освоен студентом в полном объеме, легко ориентируется в материале, полно и аргументировано отвечает на дополнительные вопросы, излагает материал логически последовательно, делает самостоятельные выводы, умозаключения, демонстрирует кругозор, использует материал из дополнительных источников, интернет ресурсы. Сообщение носит исследовательский характер. Речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической и орфоэпической грамотностью. Использует наглядный материал
(презентация).
5 отлично по своим характеристикам сообщение студента соответствует характеристикам отличного ответа, но студент может испытывать некоторые затруднения в ответах на дополнительные вопросы, допускать некоторые погрешности в речи. Отсутствует исследовательский компонент в сообщении.
4 хорошо студент испытывал трудности в подборе материала, его структурировании.
Пользовался, в основном, учебной литературой, не использовал дополнительные источники информации. Не может ответить на дополнительные вопросы по теме сообщения. Материал излагает не последовательно, не устанавливает логические связи, затрудняется в формулировке выводов. Допускает фактические ошибки.
3 удовлетворительно сообщение студентом не подготовлено либо подготовлено по одному источнику информации либо не соответствует теме.
2 неудовлетворительно
5.
Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины
Методические рекомендации по подготовке к практическим
занятиям
Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. В занятии участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию распределяется на весь коллектив.
Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.
Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно – в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника – вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному занятию или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав


26 соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к занятию.
Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов – чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы.
Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды прочитать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом.
Конспектирование в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда.
Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к занятию следует уделить пристальное внимание. В сущности, разбор источника не отличается от работы с литературой – то же чтение, конспектирование, обобщение. Тщательная подготовка к практическим занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: занятие пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению.
Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, и др.
По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на занятии, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе – для этого в течение занятия следует делать небольшие пометки.
Методические рекомендации по подготовке к экзамену
При подготовке к экзамену по дисциплине «Конституционное правосудие» следует руководствоваться рабочей программой, что позволит четко представить круг вопросов, подлежащих изучению.
При изучении данной дисциплины трудности в усвоении знаний могут возникнуть в связи с большим разнообразим правоотношений, регулируемых нормами конституционного судебного процесса. При этом каждый из элементов, входящих в систему конституционного судебного процесса обладает собственным понятийным аппаратом, собственными юридическими конструкциями, принципами, субъектами, правоотношения, регулируемые соответствующей группой норм. Соответственно, студентам необходимо уяснить отличительные черты, специфику каждой из подотраслей, разделов конституционного правосудия.
В процессе самостоятельной работы студентов, при подготовке к экзамену необходимо уточнять действие изучаемого нормативно-правового акта по времени. О действующей редакции документов преподаватели сообщают на лекциях и практических занятиях, комментируя основные изменения. Кроме того студенты могут сделать это самостоятельно с помощью справочно-правовых систем, в которых информация об изменениях в российском законодательстве оперативно обновляется, что позволяет их отслеживать.


27
По некоторым темам может потребоваться изучение недействующих редакций документов, а также документов отмененных, утративших силу. На необходимость изучения таких документов преподаватель специально обращает внимание студентов на лекционных и практических занятиях.
Необходимым условием успешного изучения данной дисциплины является свободное владение студентами основными конституционно- правовыми понятиями. Усвоение устоявшихся взглядов и теоретических положений, общепринятых в конституционном правосудии, важно сочетать с анализом действующего законодательства. Приобретение глубоких знаний предполагает эффективное использование различных видов учебной работы: лекционных и практических занятий, самостоятельной работы.
Методы и формы организации самостоятельной работы
обучающихся
Главным условием формирования юриста является активная и качественная самостоятельная деятельность студентов. В процессе самостоятельного изучения избирательно права как учебной дисциплины, отрасли права вырабатываются необходимые навыки работы с нормативными правовыми актами, появляется способность последовательного, аналитического мышления, что способствует наиболее успешному изучению, осмыслению и запоминанию учебного материала, а также является залогом успешной трудовой деятельности.
Самостоятельная работа студента является планируемой учебной и научной работой, которая выполняется по заданию и под методическим и научным руководством преподавателя.
Правильная организация самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы истории государства и права зарубежных стран, на которые не хватает времени в рамках аудиторных занятий. В зависимости от того, как студент организует свою самостоятельную работу, предопределяется процесс его становления как личности и как высококвалифицированного юриста- практика.
Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции. Самостоятельная работа начинается еще до прихода студента на лекцию. Многие студенты весьма активно используют «систему опережающего чтения», то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции.
Другой формой самостоятельной работы студента является посещение лекции, внимательное слушание выступления лектора и конспектирование основных теоретических положений лекции. В то же время бытует такая точка зрения, что «на лекции можно не ходить; так как есть учебники, всегда можно в них потом прочитать материал» или воспользоваться лекциями прилежного сокурсника.
Здесь, и таится причина получения