Файл: Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
229 ежегодно).
172
Данные нормативно-правовые акты регламентируют создание специальных условий при проведении вступительных испытаний для лиц с
ОВЗ. Данные условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий, и документа, подтверждающего инвалидность.
Опыт среднего профессионального инклюзивного образования представлен ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж», который проводит обучение по всем специальностям и профессиям среднего профессионального образования в соответствии с лицензией на ведение образовательной деятельности, профессиональную подготовку и переподготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья при строгом соблюдении медицинских указаний и противопоказаний к приему на обучение и рекомендации ВТЭК www.kg-college.ru
172
Приказ Минобрнауки России от 23 января 2014 г. № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования», Приказ Минобрнауки
России от 28 июля 2014 г. № 839 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год», Приказ Минобрнауки России от 26 марта 2014 г. № 233 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре».
230
При проведении вступительных испытаний для лиц с ОВЗ должно обеспечиваться соблюдение следующих требований:
- вступительные испытания для поступающих с ОВЗ проводятся в отдельной аудитории (для поступающих в организации среднего профессионального образования такого жесткого правила не установлено);
- число поступающих с ОВЗ в одной аудитории не должно превышать: при сдаче вступительного испытания в ВУЗ в письменной форме - 12 человек; при сдаче вступительного испытания в ВУЗ в устной форме, а также при сдаче вступительных испытаний в аспирантуру в устной и письменной форме - 6 человек;
- допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ОВЗ, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ОВЗ в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;
- допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента, оказывающего поступающим с ОВЗ необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание);
- продолжительность вступительного испытания для поступающих с ОВЗ увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа (для поступающих в организации среднего профессионального образования такая возможность не установлена);
- поступающим с ОВЗ предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.
- поступающие с ОВЗ могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями;
231
- материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях
(наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
- для слепых: задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно- точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом; письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом
Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту; поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
- для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство (на вступительных испытаниях в
ВУЗ и аспирантуру возможно также использование собственных увеличивающих устройств);
232 задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
- для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- при поступлении в ВУЗ и аспирантуру для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика
(помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
- для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме (в ВУЗах дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру проводятся в письменной форме по решению организации);
- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей): письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме (в ВУЗах дополнительные вступительные испытания творческой и
(или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру проводятся в письменной форме по решению организации).
2.
Условия
обеспечения
доступности
профессионального
образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья
2.1. Архитектурная доступность организаций, реализующих программы профессионального образования.
233
Архитектурная доступность организаций профессионального и высшего образования достигается на этапе проектирования зданий образовательных организаций, а также в процессе их эксплуатации. При этом необходимо пользоваться Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-
2001»,
173
который носит обязательный характер, и Сводом правил
«Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования»,
174
применение которого носит добровольный характер.
2.2. Доступность услуг организаций, реализующих программы профессионального образования.
Содержание профессионального образования по образовательным программам и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
175
Обучение обучающихся с
ОВЗ осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся
176
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях.
177
При получении образования по программам профессионального образования обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
178 173
утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605 174
утвержденный Приказом Госстроя от 27 декабря 2012 г. № 124/ГС.
175
Ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
176
Ч. 8 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
177
Ч. 4 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
178
Ч. 11 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
234
Специальные требования к организации образовательного процесса по программам профессионального образования обучающихся с
ОВЗ конкретизируются Порядками организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам профессионального образования.
179
Следует отметить, что предусмотренные в указанных Порядках особенности организации образовательного процесса практически идентичны друг другу и сводятся к следующему.
Обучение по образовательным программам инвалидов осуществляется организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
В целях доступности получения образования инвалидами организацией обеспечивается:
- для инвалидов по зрению: наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети "Интернет" для слабовидящих; размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий
(информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
179
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Приказ
Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры», Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры», Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
(адъюнктуре)», Приказ Минкультуры России от 12 января 2015 г. № 1 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающего в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки».
235 присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов
(крупный шрифт или аудиофайлы); обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;
- для инвалидов по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения)); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
- для инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).
236
С целью создания условий для обучения студентов с инвалидностью в
Челябинском государственном университете функционирует Региональный учебно-научный центр инклюзивного образования, организующий довузовскую подготовку, инклюзивное обучение, сопровождение учебы инвалидов в университете, использование дистанционных образовательных технологий www.csu.ru
Важную роль в обеспечении доступности для инвалидов профессионального образования играет применение дистанционных технологий обучения.
Образовательные организации имеет право реализовывать образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся
180
в соответствии с
Приказом Минобрнауки России от 9 января
2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
180
Ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
237 дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусмотрен приказом Минобрнауки России от
20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».
Минобрнауки России Приказом от 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн утверждены Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса.
Указанные рекомендации адресованы образовательным организациям высшего образования и носят необязательный характер. Вместе с тем, они могут быть использованы и иными образовательными и научными организациями, реализующими программы профессионального образования, поскольку они основаны на требованиях к организации образовательного процесса обучающихся с
ОВЗ, предусмотренных Порядками организации и осуществления образовательной деятельности по каждому виду профессиональных образовательных программ.
Указанные Методические рекомендации приведены в Сборнике нормативно- правовых актов.
238
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15