Файл: Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 17
Обеспечение доступности для инвалидов услуг в сфере спорта и туризма
Обеспечение доступности для инвалидов услуг в сфере спорта и туризма регламентируется целым рядом нормативных правовых актов.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» одним из принципов адаптивного спорта провозглашается доступность (ч. 4 ст. 31). Данным Законом регулируется обеспечение организационных основ адаптивной физической культуры, адаптивного спорта как условия обеспечения доступности. В нем определяются организации, лица, ответственные за развитие физкультурно-спортивной деятельности среди инвалидов. Например, указывается, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. В этом им помогают общественные объединения инвалидов.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержатся нормы, имеющие важное значение с точки зрения обеспечения доступности физической культуры и спорта для инвалидов в образовательных организациях, реализующих образовательные программы в области физической культуры и спорта. Так в ч. 3 ст. 79 этого Федерального закона на образовательные организации возлагается обязанность обеспечить доступ инвалидов в здания, которые они занимают.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» устанавливает общие обязанности по обеспечению доступности

239 объектов социальной инфраструктуры и услуг.
181
Применительно к сфере спорта и туризма способы реализации этих обязанностей конкретизируются рядом подзаконных актов. Часть этих нормативных актов носит преимущественно рекомендательный характер. Однако, только путем соблюдения этих рекомендаций может быть достигнут наибольший уровень доступности для инвалидов спорта и туризма.
Инфраструктура мест проведения соревнований должна включать в себя помимо прочего парковочные места для размещения транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения
182
; а собственник (пользователь) объекта спорта обязан обеспечивать во время подготовки и проведения соревнований беспрепятственный въезд на место проведения соревнований бесплатную стоянку транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения
183
При создании или реконструкции объектов спорта должен быть осуществлен комплекс мероприятий (планировочные решения, технические решения, специальные материалы, устройства и оборудование) для обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. На объектах спорта должны обеспечиваться равнодоступность при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, а сами объекты спорта должны соответствовать нормативно-правовым нормам, регламентирующим доступность сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения
184 181
Ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
182
Пункт 6 Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований
(утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 353).
183
Пункт 17 этих же Правил.
184
Пункт 6 Рекомендаций по использованию спортивной инфраструктуры (утверждены приказом
Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 14.09.2010 № 977).


240
Принцип безбарьерной среды положен в основу строительных стандартов олимпийских сооружений, объектов инфраструктуры в Сочи.
185
Опыт формирования пространства, благоприятного и открытого людям с ограниченными возможностями будет распространяться и в другие регионы
России.
История XI Паралимпийских зимних игр, принципы и подходы коммуникации с людьми с ограниченными возможностями здоровья, будут включены в образовательную программу учебных заведений, которые готовят кадры для гостинично-туристской сферы и для индустрии спорта.
185
В тексте представлены фотографии с сайта http://sochi.snowrock.ru/Безбарьерная-сред а

241

242
При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, расходы на обустройство парапетов и подъемников и прочее)
186
Организации, реализующие дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта, должны руководствоваться актами
Министерства образования и науки РФ и Министерства спорта РФ.
187
В соответствии с этими нормативными актами организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создавать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья далее – ОВЗ), детьми-инвалидами и инвалидами в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования указанными категориями учащихся понимаются условия их обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование
186
Письмо Федерального агентства по физической культуре и спорту от 21.03.2008 № ЮА-02-07/912.
Данное письмо рекомендуется использовать в деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, отделений и групп по адаптивному спорту в организациях дополнительного образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, школ высшего спортивного мастерства, училищ олимпийского резерва, центров спортивной подготовки, осуществляющих подготовку спортсменов высокого класса по адаптивному спорту, физкультурно-спортивных клубов инвалидов и других физкультурно- спортивных организаций, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии.
187
П. 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного Пприказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29.08.2013 № 1008; п. 3.6 Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в
Российской Федерации (разосланы письмом Министерства спорта Российской Федерации от 12.05.2014 № ВМ-
04-10/2554).


243 специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ указанными учащимися.
В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают: а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
- адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
- размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
- присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов
(крупный шрифт или аудиофайлы);
- обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей

244 образовательную деятельность, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося; б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
- дублирование звуковой справочной информации о расписании занятий визуальной информацией - установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата – возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Кроме того, физкультурно-спортивные сооружения, используемые при оказании услуг в образовательных организациях, должны соответствовать требованиям нормативных документов, а также иметь условия для обслуживания инвалидов (рекомендуется оборудовать входы и выходы для инвалидных колясок)
188
В целях обеспечения доступности физкультурно-спортивных сооружения, используемых на придомовой территории, рекомендовано дворовые площадки обеспечивать подъездами для инвалидов, либо пандусами.
При проектировании таких территорий рекомендуется предусматривать условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения – инвалидов по участку к зданию или по территории детской
188
См. письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.10.2013 № ВК-710/09.


245 игровой или спортивной площадки с учетом требований градостроительных норм. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для инвалидов на все время эксплуатации.
Транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к объектам, посещаемым инвалидами, допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения. Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по
ГОСТ Р 50602. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%.
При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.
189
Полное и системное представления о том, как конкретно необходимо обеспечивать доступность для инвалидов объектов физкультурной и спортивной инфраструктуры и услуг в сфере физической культуры и спорта дают:
- Свод правил СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-
01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605;
- Свод правил СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.12.2012 № 124/ГС;
- Методические рекомендации, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным
189
Можно указать на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от
14.12.2010 № 42053-ИБ/14.

246 соревнованиям, с учетом особых потребностей инвалидов, утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 09.07.2014 № 578.
С содержанием этих документов можно ознакомиться в Сборнике нормативно-правовых актов.
Следует остановиться на одном немаловажном вопросе. К обеспечению проведения физкультурных и спортивных мероприятий наряду с работниками организаций, на территории которых проводятся такие мероприятии, и их организаторов, могут привлекаться контролеры-распорядители. В связи с этим лицам, которые проводят или организуют физкультурные, спортивные мероприятия, рекомендуется на основании договоров о привлечении контролеров-распорядителей возлагать на них обязанности по выполнению требований относительно доступности для инвалидов зданий, помещений и сооружений, где проводятся физкультурные и спортивные мероприятия.
Возможность включения подобных обязанностей в договора контролеров- распорядителей следует из п. 7 ч. 4 ст. 20.2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в соответствии с которым контролеры-распорядители могут выполнять обязанности, возложенные на них организаторами официальных спортивных соревнований и
(или) собственниками, пользователями объектов спорта в соответствии с заключенными договорами и не противоречащие законодательству Российской
Федерации.


247
Глава 18
Обеспечение соблюдения прав, свобод и законных интересов инвалидов,
содержащихся в пенитенциарных учреждениях.
Согласно новой редакции ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», вступающей в силу с 1 июля 2016 г., сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы должны проходить подготовку в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.
Представленный ниже материал направлен на оказание помощи при проведении занятий по указанной тематике.
Инвалиды - одна из наиболее социально-незащищенных категорий осужденных. Общая численность осужденных-инвалидов в исправительных учреждениях России в настоящее время не превышает 5% от общей численности осужденных. В большинстве случаев это лица, которые уже до осуждения и попадания в места лишения свободы были признаны инвалидами учреждениями медико-социальной экспертизы. Также инвалидность может быть получена осужденным в процессе отбывания уголовного наказания.
К числу важнейших законов, имеющих значение для социальной работы в уголовно-исполнительной системе с осужденными инвалидами, в первую очередь следует отнести Конвенцию ООН о правах инвалидов и Уголовно- исполнительный кодекс РФ (далее – УИК РФ), в котором фиксируется в качестве задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ, наряду с другими, оказание помощи осужденным в социальной адаптации. Эта норма права имеет отношение ко всей массе осужденных, отбывающих уголовные наказания, в том числе к осужденным инвалидам.

248
Социальная работа с осужденными инвалидами в местах лишения свободы проводится с учетом правовых, индивидуально-психологических, социально-психологических, а также психолого-педагогических факторов, создающих необходимые условия реабилитации и социальной адаптации этой категории осужденных. При этом особое внимание уделяется их практической подготовке к освобождению из мест лишения свободы, а также социально- бытовой и трудовой реабилитации.
На протяжении всего времени пребывания инвалида в пенитенциарном учреждении социальные и медицинские работники проделывают работу по сбору необходимых документов, проводят ряд согласований с ортопедическими медицинскими организациями, налаживают тесное взаимодействие с сотрудниками ГУФСИН, отвечающими за медицинское обслуживание и социальную адаптацию осужденных после освобождения.
Социальная среда жизнедеятельности осужденных-инвалидов в исправительных учреждениях ничем не отличается от среды, в которой находятся другие осужденные. В исправительных учреждениях содержатся осужденные-инвалиды: по зрению, слуху, с ампутированными конечностями
(например, без ног, без кистей рук), а также инвалиды по общим и профессиональным заболеваниям.
Эту категорию осужденных в исправительных учреждениях могут объединять в отдельные отряды.
Исполнение наказания в отношении осужденных с инвалидностью имеет свои особенности, обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей. УИК РФ для них предусмотрены особые условия и льготы:
- осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, а также осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения (ст.
88);