Файл: Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

76
4.
Параметры
доступности:
досягаемость,
безопасность,
информативность, комфортность (удобство).
При оценке параметров доступности учитываются в первую очередь требования Свода правил СП 59.13330.2012«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», согласно которому
«проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать:
− досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
− безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;
− своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе;
− удобство и комфорт среды жизнедеятельности».
Необходимость безусловного исполнения требований досягаемости и безопасности указана в ст.30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
По степени значимости перечисленные критерии имеют следующий порядок приоритетов: 1) досягаемость, 2) безопасность, 3) информативность, 4) комфортность (удобство).
Под досягаемостью понимают характеристики объекта социальной инфраструктуры, которые позволяют беспрепятственно двигаться по коммуникационным путям, помещениям и пространствам; достигать места целевого назначения и пользование предоставленными возможностями; пользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.
Под безопасностью понимаютхарактеристики объекта социальной инфраструктуры, которые позволяют избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий; своевременно опознавать и реагировать на места и зоны риска; предупреждать посетителей о зонах, представляющих потенциальную опасность; соблюдать пожарная безопасность.
Информативность
обеспечивает разностороннюю возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее: точная идентификация своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения; возможность эффективной ориентации как в светлое, так и в темное время суток; возможность иметь непрерывную

77 информационную поддержку на всем пути следования. Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать:
ƒ расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято;
ƒ углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации;
ƒ ясное начертание и контрастность, а при необходимости – рельефность изображения;
ƒ соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;
ƒ исключение помех восприятию информационных средств (бликование указателей, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень).
Комфортность предполагает создание условий для минимальных затрат и усилий МГН на удовлетворение своих нужд; обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получения услуг; сокращение времени и усилий на получение необходимой информации.
Повышение комфортности рекомендуется осуществлять путем: сокращения необходимого пути и времени для получения на одном месте нескольких услуг, увеличения числа мест отдыха, получения заблаговременно нужной информации, применения необходимого и эргономичного оборудования и др.
5. Общие подходы комплексной оценки доступности.
Согласно Свода правил СП 59.13330.2012«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» при обустройстве ОСИ допускается возможность выбора вариантов проектных решений исходя из комплекса требований, предъявляемых к проектируемому или реконструируемому объекту с целью обеспечения доступа к нему и использования его маломобильными гражданами.
«В зависимости от расчетного числа инвалидов, от финансовых возможностей заказчика и функциональной структуры здания, сооружения рекомендуется предусматривать один из двух вариантов организации доступности (не учитывая обслуживания на дому):
вариант «А» - доступность для инвалидов любого места здания: жилой ячейки в жилище, любого места обслуживания в общественном здании, любого места приложения труда. При этом, должно предусматриваться устройство: общих универсальных путей движения, доступных для всех категорий населения, в том числе инвалидов; приспособленных для нужд инвалидов всех


78 или специально выделенных из общего числа жилых помещений и мест обслуживания; специально приспособленных мест приложения труда;
вариант «Б» - выделение специальных помещений, зон или блоков, приспособленных и оборудованных для инвалидов в уровне входной площадки.
Следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья».
Схематично оба варианта организации доступности представлены на рисунке.
Варианты организации доступности ОСИ
Как показано на рисунке, по варианту «А» обустраиваются все структурно- функциональные зоны: участок (территория, прилегающая к зданию); вход в здание; пути движения внутри здания; зона целевого назначения (оказания услуг); санитарно-гигиенические помещения и средства информации на объекте.
По варианту «Б», как минимум, должны быть обустроены вход в здание и специально выделенная зона оказания услуг (как правило, максимально приближенная к входу); при этом также должна быть обеспечена информация о доступном входе и выделенной зоне оказания услуг.
И в первом, и во втором варианте обустройство может быть универсальным (для всех категорий инвалидов) либо специальным –

79 избирательным (для отдельных категорий инвалидов с учетом вида нарушений здоровья и мобильности).
Варианты итоговой оценки состояния доступности объекта социальной инфраструктуры представлены в табл.13.
Таблица 13
Итоговая оценка состояния доступности объекта социальной инфраструктуры
42
Оценка
состояния
доступ-
ности
Шифр
Обоснование решения о
состоянии доступности
объекта
Рекомендации по
обустройству
и адаптации ОСИ
Доступен полностью всем
ДП-В
Соответствие требованиям нормативных документов в проектировании и строительстве по всем 6 функциональным зонам для всех категорий инвалидов – как с точки зрения досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта
(территория, прилегающая к зданию; входы в здание; пути движения внутри здания; места целевого назначения; санитарно- игиенические помещения и системы информирования)
- по варианту «А»
Соответствует требованиям универсального дизайна.
Мер по адаптации объекта для МГН не требуется.
Объект может быть рекомендован как основной
(«базовый») для обслуживания инвалидов всех категорий
Доступен полностью избиратель но
ДП-И
(к,о,с, г,у)
Соответствие нормативным требованиям (как досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта) по варианту «А» всех
6 функциональных зон - но для отдельных категорий инвалидов: к, о, с, г, у
При наличии технических
(архитектурно- планировочных) и финансовых возможностей рекомендованы мероприятия по обустройству (адаптации) объекта в первой очереди для обеспечения доступа по всем функциональным зонам всем категориям инвалидов
Доступен частично всем
ДЧ-В 1) Соответствие нормативным требованиям основных функциональных зон (2-4) – обеспечен доступ к месту целевого назначения для всех категорий граждан.
2)
Обустроены специально
Предлагается обустройство во второй очереди, как требующее больших по сравнению с предыдущим вариантом средств и времени и более сложных
42
Итоговая оценка состояния доступности объекта социальной инфраструктуры приведена на основании положений приказа Минтруда России от 25.12.2012 N 627


80 выделенные пути и места обслуживания, специальные участки для обслуживания маломобильных граждан варианту
«Б»: «выделены в уровне входной площадки специальные помещения, зоны или блоки, приспособленные и оборудованные для инвалидов, а также устроены специальных входы, пути движения и места обслуживания» технических решений (обустройство территории, санитарно- гигиенических помещений; обеспечение систем информации на объекте)
Доступен частично избиратель но
ДЧ-И
(к,о,с, г,у)
1) Соответствие нормативам лишь основных функциональных зон
(досягаемости мест целевого назначения) для отдельных категорий инвалидов
2)
Организованы специально выделенные пути и места обслуживания для отдельных категорий инвалидов, а также специальные участков для их обслуживания – по варианту «Б»
Решение об обустройстве предлагается отнести на третий этап, т.к. требуются значительные затраты времени и средств на проведение ремонтно- строительных работ
Доступен
Условно
ДУ
Требования нормативных документов в планировании и строительстве не выполнены и технически невозможны: Решение об условной доступности принимается при исполнении следующих условий:
- согласование с представителями потребителя (ООИ) в качестве приемлемых имеющиеся нарушения некоторых параметров структурно-функциональных элементов;
- при организации помощи инвалиду (другому МГН) со стороны сотрудников учреждения для получения услуги на этом объекте, в том числе при использовании дополнительных индивидуальных технических средств (например, шагающего подъемника,
«скаломобиля»);
- при организации иной альтернативной формы обслуживания (на дому, в другом
Проведения мероприятий по техническому обустройству в связи с архитектурно- планировочными особенностями здания:
- невозможно либо
- может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта или реконструкции.
Для адаптации необходимо организовать:
- помощь со стороны сотрудников
ОСИ для сопровождения к месту получения услуги;
- иную форму доставки услуги (на дому, дистанционно, в др. ОСИ)

81 месте пребывания инвалида, дистанционно, в другом учреждении)
Временно недоступен
ВНД
Архитектурно-планировочные и организационные решения отсутствуют либо ранее данные не выполнены, требуют дополнительных согласований:
- параметры структурно- планировочных элементов не соответствуют нормативным требованиям;
- нет альтернативных форм обслуживания
Обустройство может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта и реконструкции либо после дополнительного согласования;
Организовать альтернативную форму обслуживания
Не предназнач ен для посещения инвали- дами
«Х» 1)
На объект и его участки не предусмотрен доступ инвалидов
2) Объект подлежит сносу как ветхий, аварийный
Объект обустройству и адаптации не подлежит
По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг населению разрабатываются предложения по принятию управленческих решений (с учетом положений Конвенции о правах инвалидов об обеспечении
«разумного приспособления» и «универсального дизайна»), в том числе:
- по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и порядка предоставления на нем услуг населению в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта);
- по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов;
- по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги населению, положений, предусматривающих их полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов с 1 июля 2016 года.


82
В 2012 году стартовал инновационный проект Фонда «Единая страна»
«Карта доступности» www.kartadostupnosti.ru
. Уникальность проекта «Карта доступности» в том, что впервые карта доступных объектов составляется на основании данных, поступивших от жителей российских городов. На «Карте доступности» вы найдете безбарьерные объекты и маршруты, а также спортивные учреждения для людей с инвалидностью.

83
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Глава 5
Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов
социальной инфраструктуры
Под техническим средством понимают любое изделие, инструмент, оборудование, устройство, прибор, приспособление или техническую систему.
43
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, сокращенно МКФ, предлагает изучение факторов окружающей среды на разных уровнях: индивидуума и общества.
Данный подход применим и к систематизации технических средств. Можно выделить технические средства реабилитации инвалида и технические
средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной
инфраструктуры.
Технические средства реабилитации инвалидов - устройства, содержащие технические решения, в том числе и специальные, используемые для
43
ГОСТ Р 51079-2006 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности.
Классификация»
ФАКТОРЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
(МКФ, 2001)
Общество
Индивидуум
Технические средства реабилитации инвалида
Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры
Федеральный закон
«О социальной защите
инвалидов в РФ»
Статья 11_1.
Технические средства реабилитации инвалидов
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к
ОСИ
Систематизация технических средств с учетом положений МКФ

84 компенсации и устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
44
К данным техническим средствам относятся инвалидные коляски, трости, слуховые аппараты, и т.п.
45
Эти технические средства предназначены, как правило, для индивидуального использования.
Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры - это пандусы, тактильная плитка, автоматические системы открывания дверей, и т.п. Данные технические средства предназначены для коллективного использования. Они не предоставляются конкретному инвалиду, а устанавливаются стационарно на объекте социальной инфраструктуры, приспосабливая его таким образом для использования различными категориями инвалидов. Ниже пойдет речь именно о таких технических средствах.
Как уже говорилось выше, на объекте социальной инфраструктуры выделяют 6 основных структурно-функциональных зон, которые подлежат адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения, с использованием различных технических средств.
В данном методическом пособии технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры классифицированы по структурно-функциональным зонам объекта. Такой классификационный подход создает удобство для практического использования. Вместе с тем он является условным, т.к. одно и то же техническое средство может быть установлено на разных зонах объекта.
Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры могут быть классифицированы по функционально-целевому признаку:
1.
Технические средства, используемые на территории, прилегающей к зданию (участке);
2.
Технические средства, используемые на входе (входах) в здание;
3.
Технические средства, используемые на пути (путях) движения внутри здания (в т.ч. путях эвакуации);
4.
Технические средства, используемые в зоне целевого назначения здания (целевого посещения объекта);
44
Статья 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ
45
См. подробнее Приказ Минтруда России от 24.05.2013 N 214н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р».