Файл: Практикум для студентов направления 760300 Техносферная безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 949

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 15

Теплопотери человека.

Вид

Величина




Вт

%













  1. Подготовить отчет, в котором привести все расчеты с принятыми исходными данными, используемыми формулами и расчеты свести в табл. 16.

Таблица 16

Показатели теплового состояния человека.

Показатель теплового показателя

Значение показателя

Примечание













  1. Сделать выводы на основе сопоставления расчетных значений с литературными данными, сделать вывод об энергопотерях, теплопотерях, показателях теплового состояния человека. Выбрать тип спецодежды в соответствии с ГОСТ.


Практическая работа № 8.
Оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферы.

Цель работы: познакомиться с методикой оценки эколого-экономического ущерба от загрязнения атмосферы.
Теоретические сведения.
Укрупненная оценка экономического ущерба.

Для оценки эколого-экономического ущерба окружающей среды рекомендован ряд методик. Среди них наибольшее распространение получил укрупненный метод расчета. Укрупненный метод оценки экономического ущерба от загрязнения атмосферы основан на использовании в расчетах удельных величин ущерба на единицу выбросов загрязняющих веществ, приведенной массы выбросов в год и основных факторов, характеризующих вредность выбросов.

Экономическая оценка ущерба Уа (руб./год), причиняемого выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, для любого источника определяется по формуле:

Уa = γ * σ * f * M,

где γ - константа, численное значение которой равно 2,4 руб. на условную тонну выбросов, руб/ усл. т. (в ценах 1984 г.);
σ – показатель, характеризующий относительную опасность загрязнения атмосферного воздуха в зависимости от типа территории; f – коэффициент, учитывающий характер рассеивания примеси в атмосфере; М – приведенная масса годового выброса загрязнения из источника, усл. т/год.

Для учета возрастания цен константу γ принимают с коэффициентом инфляции на момент выполнения необходимых расчетов.

Показатель относительной опасности загрязнения атмосферы a приведен ниже.

Территория курортов, заповедников 10

Пригородные зоны отдыха 8

Населенные пункты 8

Территории промышленных предприятий и узлов, включая защитные зоны 4.

Коэффициент характера рассеивания примеси в атмосфере f определяется следующим образом:

для газообразных примесей и мелкодисперсных частиц со скоростью оседания менее 1 см/с



для частиц, оседавших со скоростью 1–20 см/с:



для частиц, оседающих со скоростью свыше 20 см/с, f = 10,

где h – геометрическая высота устья источника выброса, м; u – среднегодовое значение модуля скорости ветра на уровне флюгера, м/с; φ – поправка на тепловой объем факела выброса в атмосфере.

Значение поправки φ на тепловой объем факела выброса определяется по формуле:



где ΔT – среднегодовое значение разности температур в устье источника и окружающей среде, °С.

Скорость оседания (витания) частиц при известных диаметрах определяется с помощью номограмм (приложение 1, 2, 3).

Если скорость оседания частиц неизвестна, то значение поправки f определяется в зависимости от коэффициента очистки выбросов. При η ≥ 90 % значение f определяется по формуле для частиц со скоростью оседания менее 1 см/с, если 70 % ≤ η < 90 % – по формуле для частиц со скоростью оседания 1–20 см/с, при 70 % < η – принимается равной 10.

Значение h (м) соответствует геометрической высоте устья источника выброса по отношению к среднему уровню зоны активного загрязнения.

Значение u (м/с) соответствует скорости ветра на уровне флюгера, если его значение неизвестно, то u = 3 м/с.

Если значение f для разных видов загрязнения (газы, твердые частицы), выбрасываемых одним источником, различны, – то общая оценка ущерба суммируется.



Значение приведенной массы М (усл.т/год) годового выброса загрязнения в атмосферу определяется по формуле:



где mi – масса годового выброса примеси i-го вида в атмосферу, т/год; ai – показатель относительной опасности примеси i-го вида, усл.т/т; n – общее число примесей, выбрасываемых источником в атмосферу.

Значения Ai (усл.т/т) для некоторых примесей (вредных веществ) приведенных ниже:

Диоксид азота

41,1

Азотная кислота

8,3

Аммиак

10,4

Ацетон

2,22

Бенз(а)пирен

12,6*105

Бензин

6,9

Фтористый водород

980

Хлористый водород

15,4

Диоксид кремния

83,2

Медь

275

Марганец и его соединения

7070

Оксид азота

41,1

Золы кузнецких углей

80

Золы березовских углей

60


Укрупненная оценка предотвращенного экономического ущерба.

Предотвращенный (ликвидированный) экономический ущерб от выброса загрязнений в атмосферу для всякого источника У'а (руб/год) можно определить по формуле

У'a =γ * σ *f * M',

где М' – приведенная масса сниженного годового выброса загрязнений в атмосферу, усл. т/год.

Значение составляющих формулы и порядок определения их значений приведен выше.

Платежи за загрязнение.

В настоящее время действующим законодательством РФ предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которая заменила ранее взимавшуюся плату за загрязнение окружающей природной среды. Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Он устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим Законом, определяются федеральными законами.


К видам негативного воздействия на окружающую среду Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

  • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

  • загрязнение недр, почв;

  • размещение отходов производства и потребления;

  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Плательщиками данного платежа являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Платежи за загрязнение окружающей среды вносятся, в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющимся источником загрязнения природной среды. Расчет платежей за размещение отходов должен производиться организацией самостоятельно, исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду подлежат уплате до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Порядок расчета платы утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. Сейчас действуют базовые нормативы только по трем первым видам негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с п. 6 «Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632, в случае отсутствия у природопользователя в установленном порядке оформленного разрешения на выбросы загрязняющих веществ, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, т.е. с применением 5-кратного повышающего коэффициента.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344 «О нормативах платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07 2005 г. № 410 были внесены изменения в Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. № 344.


В 2012 г. при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо учитывать коэффициенты индексации (инфляции): 2,05 – для нормативов, установленных в 2003 г.; 1,67 – для нормативов, установленных в 2005 г.

Плата за загрязнение окружающей среды является неналоговым платежом и установлена законом, то есть обязательна для всех независимо от применяемой системы налогообложения (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ). При упрощенной системе не платятся только конкретные налоги: налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН и НДС.

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время не изменилась, она утверждена приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (с изменениями от 27 марта 2008 г.).

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферу установлено два вида нормативов платы: за допустимые (в пределах установленных лимитов) объемы выбросов загрязняющих веществ; за превышение допустимых (относительно установленных лимитов) объемов выбросов. Размеры платежей предприятия за загрязнение атмосферы определяются как сумма платежей за загрязнение; в размерах, не превышающих установленные ПДВ; в размерах не превышающих установленные ВСВ (в размерах за сверхлимитное загрязнение).

К нормативам платы применяются коэффициенты экологической ситуации и значимости состояния атмосферного воздуха, а также коэффициент индексации платы.

Порядок расчета платы утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. Базовые нормативы установлены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410). Индексация платы производится в соответствии с коэффициентом индексации, которые устанавливает правительство. В 2012 г. при расчетах платы необходимо учитывать повышающие коэффициенты: 2,05 для нормативов, установленных в 2003 г.; 1,67 для нормативов, установленных в 2005 г. (они были внесены в указанное Постановление № 344 позже Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2005 г. № 410). Такое требование содержит ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 371 – ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов»:

в пределах ПДВ (предельно допустимые выбросы):