Файл: Практикум для студентов направления 760300 Техносферная безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 948

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задача 3. Опасность гибели человека на производстве реализовалась в 2010 году 2 тыс. раз., а в 2011 году 3 тыс.раз. Определить индивидуальный риск погибших на производстве при условии, что всего работающих 50 млн. человек. Сравните полученный результат с вашей экспертной оценкой из задачи 1.

Задача 4. Определить риск пострадавших и погибших в дорожно-транспортном происшествии (ДТП), если известно, что в 2012 году травмировалось в ДТП 280 тыс. человек, а погибло 28 тыс. при населении 142 млн. человек.

Задача 5. Используя данные индивидуального риска смертельного исхода в год для населения России и Молдовы (относительные данные приведены за 2011- 2012 год, считать, что в Молдове проживает 3,6 млн. человек), определите свой индивидуальный риск фатального исхода на конкретный год. При этом можно субъективно менять коэффициенты и набор опасностей.

Таблица 2

Индивидуальный риск гибели в год.

Причина

Риск по Молдове

Риск по России

Риск инд.

Риск1

Автомобильный транспорт

18×10−5

2×10−4







Сердечно-сосудистые заболевания

738×10−5

935×10−5







Онкологические заболевания

220×10−5

400×10−5







Падения

4×10−6

1×10−4







Пожар и ожог

7×10−5

4×10−5







Утопление

2×10−5

3×10−5







Отравление алкоголем

8×10−5

16×10−5







Суицид

2×10−4

22×10−5







Воздушный транспорт

1×10−7

4×10−7







Падающие предметы

1×10−6

6×10−6







Электрический ток

2×10−6

6×10−6







Железная дорога

9×10−6

8×10−6







Молния

1×10−7

1×10−7







Прочие

6 × 10-5

4 × 10-5







Риск общий

102×10−4

141×10−4








Риск1 - перевод степенного значения в дробный вид, например 2×10−4 = 0,0002
Сравнить полученный результат с результатами примера, заранее посчитав свой общий индивидуальный риск.



Практическая работа № 6.
Расчет выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения атмосферы.
Цель работы: освоить методику расчета выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения атмосферы.
Теоретические сведения.

Методика устанавливает порядок расчета выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников дорожной техники.

Инвентаризация выбросов представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Расчет валовых и максимально разовых выбросов загрязняющих веществ проводится с использованием удельных показателей, т.е. количества выделенных загрязняющих веществ, приведенных к единицам времени и оборудования, массе расходуемых материалов.

Удельные показатели выделения загрязняющих веществ от производственных участков приведены на основании результатов исследований и наблюдений, проведенных различными научно-исследовательскими и проектными институтами.

К передвижным источникам относятся:

– легковые и грузовые автомобили, автобусы, специальные автомобили (автобетономешалки, цементовозы, битумовозы, поливомоечные, уборочные, снегоочистительные и т. п.),

– дорожно-строительные машины (ДМ) (тракторы, автогрейдеры, экскаваторы, асфальто-укладчики, катки, корчеватели, бульдозеры, фрезы и т.п.).

Расчет валовых и максимально разовых выбросов от всех групп автомобилей проводится в соответствии с действующей методикой.

Расчет выбросов от дорожно-строительных машин (ДМ) проводится по основным загрязняющим веществам, содержащимся в отработавших газах дизельных и пусковых бензиновых двигателей: углерода оксид (СО), углеводороды (СН), азота оксид (в пересчете на NO2), твердые частицы (сажа – С), ангидрид сернистый (серы диоксид – SO2), свинец и его неорганические соединения (в пересчете на свинец)).

Все рассматриваемые ДМ условно разбиты на категории в зависимости от номинальной мощности установленного дизельного двигателя. Запуск дизельных двигателей, установленных на ДМ (кроме 1-й категории), часто производится с помощью пусковых 2-хтактных бензиновых двигателей или пусковых установок с 4-хтактными бензиновыми двигателями. На их долю приходится значительная часть суммарных вредных выбросов за период запуска, прогрева и выезда машин с территории предприятия.


Задание.

Рассчитать валовые и максимально разовые выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта предприятия. Количество автотранспорта и основные его характеристики по вариантам представлены в таблице 1.

Методика расчета.

При работе автотранспортных средств в атмосферу поступают следующие загрязняющие вещества: оксид углерода (СО), углеводороды (СН), оксиды азота (NOx), диоксид серы (SO2), диоксид углерода (СО2),твердые частицы в пересчете на углерод (С).

Выброс i-го загрязняющего вещества автотранспортными средствами рассчитывается по формуле (1):

Мi gi Q 103, (1)

где Мi – валовый выброс i-го загрязняющего вещества, т/год;

gi – удельный выброс i-го загрязняющего вещества, г/кг (таблицы 2–3); Q – потребление моторного топлива, т/год.

При расчете массы потребляемого моторного топлива допускается принять следующие плотности:

  • бензин АИ-92 (А-92) – 0,745 т/м3;

  • бензин АИ-95 (А-95) – 0,755 т/м3;

  • дизельное топливо (ДТ) – 0,835 т/м3.


Максимально-разовый выброс рассчитать путем пересчета т/год в г/с.
Таблица 1.

Количество автотранспорта и основные его характеристики по вариантам.

В

А

Р

И

А

Н

Т

Наименование

транспортных

средств


Количество

единиц

техники, шт

Среднего

годовой пробег /

на 1 ед

автотранспорта/, тыс. км

Вид

топлива,

бензин/ ДТ

(б/д)


Расход Топлива, л


Марка

АКБ


Кол-во

устано

влен

ных

АКБ,

шт

Тип

техники


Кол-во

шин

на

а/м


Тип размера шин


1

ЗИЛ-130

1

16

б (А-95)

2720

6 СТ-90

1

грузовая

6

260×508

ВАЗ-2109

4

24

б (А-92)

2880

6 Ст-55

1

легковая

4

175×13

2

Газель

5

20

б (А-92)

3400

6 СТ-90

1

грузовая

6

260×508

Toyota Land

Cruiser

1

50

Б (А-95)

6000

6 СТ-90

1

легковая

4

265/65R17

3

МАЗ-5337

8

12

ДТ

2040

6 СТ-132

2

грузовая

6

320×508

УАЗ-31512

1

20

б (А-95)

2400

6 СТ-60

1

легковая

4

8,40×15

4

ГАЗ-3307

12

22

б (А-92)

3740

6 СТ-75

1

грузовая

6

240×508

ГАЗ 3102

6

24

б (А-95)

2880

6 СТ-60

1

легковая

4

205×14

5

ГАЗ-53

6

15

б (А-92)

2550

6 СТ-75

1

грузовая

6

240×508

ИЖ-2715

1

30

б (А-92)

3600

6 СТ-55

1

легковая

4

175×13

6

КАМАЗ-5511

7

24

ДТ

4080

6 СТ-132

2

грузовая

10

320×508

ГАЗ-3110

1

50

б (А-95)

6000

6СТ-80

1

легковая

4

205/75R15

7

КАМАЗ-54112

5

15

ДТ

2550

6 СТ-182

2

грузовая

10

260×508


ВАЗ 2107

2

22

б (А-92)

2640

6 Ст-55

1

легковая

4

175×13

8

ГАЗ-330210

3

10

б (А-95)

1700

6 СТ-75

1

грузовая

6

215×14

Джип SS-Y

Rexton

1

30

ДТ

3600

6 СТ-75

1

легковая

4

225×16


9

КАМАЗ-5511

7

10

ДТ

1700

6 СТ-190

1

грузовая

6

260×508

Toyota

2

7

ДТ

840

6 Ст-55

1

легковая

4

175×13

10

УАЗ-390902

8

26

б (А-92)

4420

6СТ-80

1

грузовая

4

225/85R15

Toyota

2

50

б (А-95)

6000

6СТ-90

1

легковая

4

265/65R17

11

ЗИЛ-130

5

2

б (А-95)

340

6СТ-132

1

грузовая

6

260Х508

ВАЗ- 2105

2

22

б (А-92)

2640

6 Ст-55

1

легковая

4

175×13

12

ГАЗ-330210

6

2

б (А-92)

340

6СТ-60

1

грузовая

6

185/75Р

Toyota

2

7

ДТ

840

6 Ст-55

1

легковая

4

175×13

13

КАМАЗ-5511

6

1,5

ДТ

255

6СТ-190

2

грузовая

10

260Х508

Toyota

1

7

б (А-92)

840

6 Ст-55

1

легковая

4

175×13

14

КАМАЗ-5511

7

3

б (А-92)

510

6СТ-190

2

грузовая

10

260Х508

Toyota

3

7

ДТ

840

6 Ст-55

1

легковая

4

175×13

15

ММЗ-4502

5

1

б (А-92)

170

6СТ-140

1

грузовая

6

260Х508

УАЗ-3153

2

20

б (А-92)

2400

6 СТ-60

1

легковая

4

8,40×15

16

ЗИЛ-431412

7

2

б (А-95)

340

6СТ-132

1

грузовая

6

260Х508

Toyota

5

7

ДТ

840

6 Ст-55

1

легковая

4

175×13

17

ЗИЛ-130Г АПК-10

5

6

ДТ

1020

6СТ-132

1

грузовая

6

260Х508

Toyota

2

7

ДТ

840

6 Ст-55

1

легковая

4

175×13

18

ЗИЛ-130Г АПК-10

7

10

б (А-95)

1700

6СТ-132

1

грузовая

6

260Х508

УАЗ- 469

2

20

б (А-92)

2400

6 СТ-60

1

легковая

4

8,40×15

19

ЗИЛ-130 АПК-10

6

6

б (А-92)

1020

6СТ-132

1

грузовая

6

260Х508

Toyota

1

7

ДТ

840

6 Ст-55

1

легковая

4

175×13

20

ГАЗ-53 АПК-10

7

3

б (А-95)

510

6СТ-75

1

грузовая

6

240Х508Р

Toyota

3

7

ДТ

840

6 Ст-55

1

легковая

4

175×13

21

ГАЗ-66

8

1

б (А-95)

170

6СТ-132

1

грузовая

6

1200R18

ВАЗ- 2121

2

22

б (А-92)

2640

6 Ст-55

1

легковая

4

175×13

22

ЗИЛ-433362

4

2

б (А-95)

340

6СТ-132

1

грузовая

6

260Х508

Toyota Land Cruiser

1

50

б (А-92)

6000

6СТ-90

1

легковая

4

265/65R17

23

БЕЛАЗ-6411

2

2

ДТ

340

6СТ-190

2

грузовая

6

260Х508

Toyota

1

20

б (А-92)

2400

6СТ-55

1

легковая

4

265/65R17

24

КАМАЗ-55111

8

3

ДТ

510

6СТ-190

2

грузовая

6

260Х508

ВАЗ- 2105

3

10

б (А-92)

1200

6 Ст-55

1

легковая

4

175×13

25

ЗИЛ-130Г

7

2

ДТ

340

6 СТ-132

2

грузовая

6

260Х508

УАЗ-31512

1

15

б (А-95)

1800

6 СТ-60

1

легковая

4

8,40×15



Таблица 2

Удельный выброс загрязняющих веществ при сгорании 1 кг бензина

Тип АТС

Экологический

класс АТС


Удельный выброс, г/кг

СО

СН

NOX

SO2

CO2

Легковые автомобили

Евро 0

250,0

31,0

30,0

0,54

2670

Евро 1 и выше

21,5

2,4

5,8

0,54

3120

Грузовые автомобили и автобусы полной

массой до 3500 кг

Евро 0

250,0

31,0

30,0

0,54

2670

Евро 1 и выше

21,5

2,4

5,8

0,54

3120

Грузовые автомобили и автобусы полной

массой более 3500 кг

Евро 0

360,0

39,0

30,0

0,54

2500



Таблица 3

Удельный выброс загрязняющих веществ при сгорании 1 кг дизельного топлива

Тип АТС

Экологический

класс АТС


Удельный выброс, г/кг

СО

СН

NOX

SO2

CO2

C

Легковые автомобили

Евро 0

13,6

3,0

40,0

1,6

3070

4,0

Евро 1 и выше

7,5

1,4

30,0

1,6

3100

1,1

Грузовые автомобили и автобусы полной

массой до 3500 кг

Евро 0

30,0

10,0

50,0

1,6

3020

4,0

Евро 1 и выше

8,6

4,3

25,0

1,6

3090

1,1

Грузовые автомобили и автобусы полной

массой более 3500 кг

Евро 0

30,0

10,0

50,0

1,6

3020

4,0

Евро 1 и выше

8,6

4,3

25,0

1,6

3090

1,4