Файл: Вступление. Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5 4 вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 В понятии и трактовке логоса у Гераклита много мифологических наслоений. Наделение всего разумностью явно носит гилозоистический характер, так же как и представление о вечно живом огне. Но имеется уже некоторое отличие его гилозоизма от гилозоизма мифологических представлений. Из представлений о всеобщей одушевлённости и жизненности выделена одна сторона - разумность всего - и имеется тенденция к естественной трактовке разума вообще. И он сознательно выступает противником мифологии. Он явно против религиозных представлений и обрядов: "Но напрасно они, запятнанные кровью, жертвоприношениями хотят очиститься, как если бы кто - либо, вступив в грязь, грязью пожелал бы обмыться... И этим статуям они молятся, как если бы кто-либо захотел разговаривать с домами..."[xxxvii]; "ведь не священным образом совершаются посвя­щения, принятые у людей мистерии"[xxxviii]; "Дионис же, ради которого они неистовствуют в вакханалиях, тождественен Аиду"[xxxix], т.е. небытию. У Гераклита  имеются тенденции к естественной трактовке разума и пробудившийся интерес к человеческому познанию.

Как бы ни решал Гераклит вопрос об отношении мышления к чувс­твам или ощущениям, бесспорны попытки Гераклита возвести душу в целом, к её материальной основе. Такую основу он видел в сухом огненном  естестве. Физике огня в психологии Гераклита содейству­ет учение об огненной "психее". В связи с этим Гераклит утверж­дает, будто мудрейшая и наилучшая та душа, природа которой харак­теризуется "сухим блеском", и наоборот, наихудшая душа у пьяниц:

"Пьяный шатается, и его ведёт незрелый юноша. Он не замечает, ку­да вдет, так как душа его влияния"[xl].

Одна из заслуг Гераклита состоит в постановке гносеологической проблемы и в попытке адекватно выразить связь субъективного логоса, требующего непротиворечивости, с объективным "логосом" бытия, глубоко противоречивым по своей сути. На пути согласования субъективного логоса с объективным древний мыслитель столкнулся с трудностями, результатом которых и явились его оригинальный стиль, его парадоксы и всё его "метафизическое" учение о логосе. Полемика вокруг вопроса об отношении непротиворечивого мышления к противоречивому  бытию не прекратилась и по сей день.

Заключение.

 

Учение Гераклита Эфесского было обусловлено тремя факторами:

историческими событиями, происходившими в греческом мире на рубеже 6 - 7вв.;

критическим осмыслением мифопоэтических и философских воззрений предшественников Гераклита (Гомера, Геси­ода, милетцев, Ксенофана и др.);


Личностью философа, его талан­том и поэтическим складом ума, его темпераментом и необычайно чуткой реакцией на происходящие события.

Гераклит открыл новую картину мира и явился родоначальником диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной природе вещей, о  единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия вся­кой вещи и всеобщего становления, движения и изменения. Хотя ник­то из мыслителей до и после Гераклита не выразил идею движения и изменения столь рельефно и впечатляюще, как это сделал Герак­лит в смыслеобразе  вечно текущей реки, тем не менее, он не был просто философом становления, как это  нередко принято считать на основе платоновско -  аристотелевской традиции.

В истории философии нового времени Гераклит, естественно, прив­лекал к себе внимание тех философов и историков философии, кото­рые высоко ценили диалектику. Ленин, указывая на замечательные диалектические догадки Гераклита, писал: "Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть, одна из "сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт диалек­тики"[xli]. Гераклитовские идеи, о которых говорит Ленин, - это догадка Гераклита о борьбе и гармонии противоположностей.

Гераклит привлёк к себе внимание  и Гегеля, который заявлял, что в философии Гераклита нет ни одного положения, которое он, Гегель, не мог бы включить в собственную философию. Но Гегель был неточен, так как Гераклит в основных принципах своей философии - материалист, выводит всё из огня, а Гегель - идеалист и выводит всё сущее из абсолютной идеи. Но как бы ни было преувеличено утверждение Гегеля, оно говорит  о том, что Гегель высоко ценил диалектику Гераклита.

Стихийная диалектика эфесского материалиста была исторически ограничена. Всеобщее движение Гераклит понимал как замкнутый круговорот природы; ему была совершенно чужда историчность, идея бесконечного поступательного развития. Герцен говорил о "беличьем колесе жизни" Гераклита, у которого намечалось учение о "мировом годе", о циклическом развитии космоса и о возвращении его в первоначальное состояние. Эту антидиалектическую идею Гераклита впоследствии разработали стоики. Высказав стихийную догадку о борьбе, как об "отце" и "управителе" всех изменений, Гераклит был совершенно чужд понимания абсолютного значения борьбы и относительного значения единства противоположностей.



При всей своей примитивности наивный материализм и стихийная диалектика Гераклита Эфесского  сыграли свою роль – им было положено начало науке древних греков.

За тысячу с лишком лет развития древнегреческой философии материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся на почве Древней Греции, не оставались в неизменном виде, но претерпели длительную и сложную эволюцию, отражавшую, в конечном счёте, диалектику исторического развития античного рабовладельческого общества.