Файл: Вступление. Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5 4 вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


космический огонь мерами (порциями) загорается и мерами угасает. Превращение огня в море происходит по определённой мере, как и море, получает свою меру по той же пропорции, которая была раньше, чем возникла земля. Только при соблюдении этих мер, порций, т.е. количественных материальных пропорции трёх мировых стихий, может, по Гераклиту, сохраниться космос, существующий миропорядок. Таким образом, любое физическое  изменение происходит в соответствии с определённой нормой и ритмом, известным количественным соотношением, т.е. в соответствии с "мерой", которая  представляет собой один из аспектов всеобъемлющего логоса.

Основное  положение философии Гераклита передаёт Платон в своем диалоге "Кратил". Платон сообщает: “Где-то говорил Гераклит, что всё  движется, и ничто не покоится и, уподобляя сущее течению реки, он говорит, что невозможно дважды войти в ту же самую реку”[xviii]. Впоследствии обе части отрывка "сплавали" в одну формулу "всё течёт - панта реи", которой в текстах самого Гераклита нигде нет. Движение - наиболее общая характеристика мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все её предметы и явления. Тезис об универсальности движения относится одинаково и к вечным вещам, которые движутся вечным движением, и к вещам возникающим, которые движутся временным движением. Вечное движение  есть вместе с тем и вечное изменение. По свидетельству Аристотеля, Гераклит говорил: "Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно, непрерывно обновляется"[xix].

Мысль о всеобщем движении и изменении тесно связана у Гераклита с диалектическим пониманием самого процесса движения. Именно эта сторона учения Гераклита вызвала впоследствии возражение Аристотеля. Гераклит утверждал, что из факта движения и непрерывной изменчивости вещей следует противоречивый характер их существования, т.к. о каждом движущемся предмете  необходимо одновременно утверждать, что, поскольку он движется, он и существует, и не существует в одно и то же время. Упоминая об этом учении Гераклита, Аристотель возражал против него: "Невозможно допускать, чтобы какая-либо одна и та же вещь существовала и в то же время не существовала". Будучи универсальным, т.е. охватывая все явления, движение имеет единую основу. Это единство запечатлено строгой закономерностью, мыслящее исследование обнаруживает в нём господствующую над ним необходимость. Эту мысль Гераклит изложил в нескольких фрагментах, из которых самый важный 30-ый: "Этот мировой порядок, тождественный для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами, вспыхивающими и мерами угасающими"
[xx].

Таким образом, подход Гераклита к проблеме единства бытия диалектичен. И так же диалектично её решение. При рассмотрении первоначала он исходил из вечности, как материи, так и движения, совмещая при этом принцип  субстанционального единства и принцип всеобщности движения и изменения. Это, во-первых, а во-вторых, сам принцип всеобщего изменения  понят им диалектично.

Возникновение движения, как свидетельствуют многочисленные попытки решения проблемы в истории философии и их систематическая несостоятельность в логическом отношении, в принципе доказать невозможно. Как не может возникнуть  материальное из нематериального, так нельзя вывести движение из неподвижной субстанции. Если материальная  субстанция признаётся неподвижной, то источник движения неизбежно выносится вовне. Движение, в конечном счете, при таком подходе признаётся вечным, но вынесенным из среды естественного бытия и поэтому непознаваемым. Гераклит фактически предложил единственно возможное решение проблемы, когда признал  само первоначало  постоянно меняющимся и переходящим в противоположные состояния. Таким первоначалом  был для него огонь. Огонь  наиболее отвечает его цели, ибо с ним связано  представление о жизненном тепле. И это также наглядный образ постоянного изменения. Он меняется сам и меняет всё, с чем  соприкасается. Поэтому космос в целом и всё, что находится в нём, Гераклит объявляет видоизменением первоогня, следствием его  сгущения и разрежения. Этот первоогонь переходит в противоположные стихии: либо в воду, образует море, которое производит "движущееся вверх светлое испарение", т.е. небо, воздух и "движущееся вниз темное испарение", т.е. землю; либо - в землю, когда  плотные части огня сосредоточиваются вместе, а из земли в результате разрежения происходит влага, а при испарении влага образуется воздух"[xxi]. И так постоянно: "...на огонь обменивается всё, и огонь - на всё, как на золото - товары, и на товары - золото"[xxii].

Единство противоположностей.

      Единое Гераклита это не только одно, которое переходит в противоположное, поскольку  противоположности свойственны ему самому. Единое Гераклита - это гармония противоположностей. Едино не только бытие в целом. Едина каждая вещь. "Всё едино: делимое - неделимое, рождённое - нерождённое, смертное – бессмертное,  логос - вечность,  отец - сын,  бог - справедливость"[xxiii]. "Связи: целое и нецелое, сходящееся и расходящееся

, согласное и разногласное, и из всего - одно, из одного - всё"[xxiv].

«Одно и то же в нас - живое и мёртвое, бодрствующее и спящее,  молодое и старое. Ведь это, изменившись,  есть то, и обратно, то, изменившись, есть это"[xxv]."День - ночь, зима - лето, война - мир, изобилие - голод (всё противоположности)"[xxvi]. Путь вверх и вниз - один и тот же»[xxvii].

Поскольку каждая вещь есть единое целое, состоящее из противоположностей, она представляет состояние их борьбы, в результате которой и происходит переход в противоположное состояние. "Холодное теплеет, тёплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется"[xxviii]. Молодое стареет, живое умирает и т.д. Гераклит не только приводит многочисленные примеры, но, судя по трём фрагментам, даже формулирует  общий закон: "Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу"[xxix]. "Война - отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим - людьми; одних она сделала рабами, других - свободными"[xxx]; следует знать, что война всеобща и правда - борьба и что всё происходит через борьбу по необходимости.

Но для Гераклита не меньшее значение, чем борьба, имеет связь противоположностей, их гармония. Он говорит о прекраснейшей гармонии, получаемой из расходящегося. Каждое талое - это гармония, и всюду гармония есть результат временного равновесия противоположных сил. Он находит прекрасный образ гармонии в виде лука и лиры:"0ни не понимают, как расходящееся само с собой согласуется: возвращаясь / к себе/ гармония, как у лука и лиры[ДАС1] [xxxi]". Единство сжатия и растяжения образуют и древнейшее оружие - лук и музыкальный инструмент - лиру. Пока имеется гармония, связь натяжения и растяжения, имеется и целое.

Таким образом, Гераклит намечает основную диалектическую закономерность движения: поскольку единое расщеплено на противоположные части, стороны, моменты и каждая вещь есть единство противоположностей, то всякое изменение осуществляется через борьбу противоположностей и есть вместе с тем переход в противоположное состояние. В то же время об изменении именно данной вещи можно говорить лишь при наличии гармонии её противоположностей. Это понятие диалектической закономерности концентрируется Гераклитом в понятии   логоса, порядка всего происходящего в мире. Поэтому  неверно, что гармония - это всегда и всюду положительное и созидательное начало, а борьба - это начало исключительно отрицательное и разрушительное. В противовес общепринятым представлениям, он провозгласил вызывающую и парадоксальную идею о том, что "справедливость - борьба" и что всё происходит через борьбу  по необходимости. Борьба всеобща. Борьба - источник жизни, её постоянного обновления. Разрушая  старую гармонию (противоположностей), она создаёт новую, которая есть вместе с тем возобновляющаяся борьба. Борьба вечна. Вечна и смена вещай. Вековечность космической борьбы  обусловливает вечно обновляющуюся юность мира.


ГЛАВА Ш.  УЧЕНИЕ  О  ЛОГОСЕ.

Смысл  термина "логос".

Идея логоса составляет центральную часть учения Гераклита и играет ведущую роль в его воззрениях. Смысл термина "логос" менялся в зависимости от контекста. Он  мог означать  и нечто объективно существующее, согласно которому "всё совершается", и  субъективное "слово", "мысль" или теоретическое "высказывание" самого  Гераклита, адекватное объективному "логосу", и, отличая свой логос-слово от объективного логоса, он говорит о логосе как о единстве всего. В некоторых других случаях логос - это "всеобщее" (всео6щая истина или всеобщий порядок), которому необходимо следовать, а также божественный закон, на который необходимо опираться. Складывается впечатление, что у Гераклита слова "война" или "борьба", "гармония" (связь, единство), "мера" являются  синонимами  слова "логос". "Логос" употреблён им также в смысле "слова", "славы", "учения", "души".

Многозначность термина "логос", понимание которого  во фрагментах Гераклита усложнено разнообразием и неопределённостью вкладываемого в него содержания, поневоле заставляет рассматривать этот термин в контексте его основных идей.

Используя многозначный смысл термина "логос", Гераклит  остаётся верным себе. "Хотя этот логос существует вечно, непонимающими бывают люди и прежде, чем услышат (о нём), и, услышав впервые, ибо, хотя всё совершается согласно этому логосу, они выглядят несведущими, когда приступают к таким словам и делам, какие я изла­гаю, различая каждое по его природе и объясняя, каково оно, по сути. От остальных же людей, исключая названных, скрыто то, что они делают, бодрствуя, подобно тому, как они забывают и то, что  делали, во сне"[xxxii].

Объективный и субъективный логос.

            В трактовке логоса Гераклитом имеются две стороны. С одной стороны, это - то объективное, что он хочет выразить этим понятием, или, - объективный закон. С другой стороны, выражение этого понятия в мышлении передается посредством слова или иначе - то, что соответствует  понятию. Согласно Гераклиту, субъективный логос людей имеет все возможности быть в согласии с объективным логосом, но большинство людей в силу обывательского самомнения и умонастроения находятся в разладе с ним. Большинство, склонное к чувственным удовольствиям и духовной спячке, не умеет ни выслушать, ни сказать. В противовес большинству, субъективный логос которых расходится с объективным логосом, логос-разум наилучших людей, в душе которых огненный элемент преобладает над влажным, находится в согласии с логосом мира.


Весьма оригинально Гераклит раскрывает  диалектику всеобщего логоса и многообразия вещей, диалектику единого и многого вообще, логос всеобщ, присущ всем вещам, но в то же время в известном отношении находится вне их, отличен и обособлен от них, подобно тому, как смысл речи и содержится, и не содержится в отдельно взятых словах. Смысл речи, его логос, есть нечто единое и целое, единораздельное целое, которое связано со всеми словами, но отлично от слов, взятых разрозненно. То же можно сказать и о мире - космосе, единство и стройность которого определяются его логосом.

Об объективном характере логоса, независимости его от челове­ческого мнения свидетельствует и используемый Гераклитом образ прорицательницы Сивиллы, чьими устами неосознанно, независимо даже от неё самой, передается истина этого закона. "Сивилла  неистовы­ми устами произносит угрюмое, неприкрашенное, неподмазанное,  речь её  звучит сквозь тысячелетия, ибо она побуждаема божеством"[xxxiii]. Логос в качестве объективного закона характеризуется самим Ге­раклитом, как единый  божественный закон: "...все человеческие законы питаются единым божественным, который  простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх"[xxxiv].

Сложнее  объяснить вторую сторону этого вопроса, - какими средствами выражено понятие закона. О логосе как истине, правде говорится и во Фрагменте 28: "То, что самый испытанный (мудрец) знает и соблюдает, есть только мнение. И, однако, Правда настигнет лжецов и лжесвидетелей"[xxxv].

Здесь можно видеть объективный всеобщий смысл истины логоса, превосходство его над любым индивидуальным представлением, хотя бы даже человека наимудрейшего, неизбежность победы истины над любым субъективным мнением, над лжесвидетельством.

Но логос как истина, правда, мудрость - это уже категория разума, или познания, и свидетельствует о подходе Гераклита к пониманию закона как умопостигаемого. Отсюда и происхождение самого термина логос (разум, слово). Но это только подход. Категория познания ещё не выделена полностью. Логос понимается и как разум - как тот разум, который присущ самому первоогню. "Всем управляет Перун”, т.е. он направляет. Перуном же он называет вечный огонь, он говорит также, что “огонь разумен и является причиной управления всем”[xxxvi]. Поскольку логос всеобщ, то и разум присущ всему.