Файл: Практикоориентированное задание 1 Задание административноправовой статус иностранного гражданина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 501

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практикоориентированное задание 1

Задание 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА

  1. Раскройте содержание обязательных процедур, которые должен пройти иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию.

1. В пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации необходимо предъявить заполненную миграционную карту.

2. После въезда на территорию Российской Федерации иностранный гражданин обязан в течение 3 дней встать в территориальном подразделении Главного управления по вопросам миграции МВД России на учет по месту пребывания.

3. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу и достижения 18 летнего возраста.

4.Если разрешение на работу выдано иностранному гражданину на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 дней со дня получения такого разрешения предоставить в территориальное подразделение Главного управления по вопросам миграциии МВД России:

  • документы, подтверждающие отсутствие него заболевания наркоманией;

  • документы, подтверждающие отсутствие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (лепра (болезнь Гансена), туберкулез, сифилис, хламидийная лимфогранулема, шанкроид);

  • сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека ( ВИЧ — инфекции).

5. Иностранному гражданину, получившему разрешение на работу сроком действия более 90 дней с даты въезда на территорию Российской Федерации, необходимо трудоустроиться до истечения 90 дней с даты выезда в Российскую Федерацию, иначе ему придется выехать из Российской Федерации, несмотря на имеющееся разрешение на работу сроком свыше 90 дней.

6. После заключения трудового или гражданско — правового договора работодатель или заказчиком работ (услуг) обязан уведомить об этом территориальный орган занятости соответствующего субъекта Российской Федерации и указать срок действия такого договора для продления срока пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

8. Иностранный гражданин вправе продлить срок пребывания с целью осуществления трудовой деятельности, но не более чем на 1 год.

9. При заключении нового трудового договора работодатель обязан снова уведомить территориальное подразделение Главного управления по вопросам миграциии МВД России о заключении иностранным работником нового трудового договора и передать иностранному работнику отрывную часть нового бланка уведомления с соответствующей отметкой.


  1. Определите кто и на каких основаниях несет ответственность за нарушение трудовыми мигрантами существующих правил?

Получить штраф может как физическое, так и юридическое лицо. Привлечь к административной ответственности могут в следующих случаях:

  • если на работу был принят иностранный гражданин, который не имеет официального разрешения на пребывание и осуществление трудовой деятельности в РФ;

  • если у мигранта нет документов, которые подтверждают его личность;

  • если иностранное лицо было принято на работу по одной специальности, а работает по другой;

  • если в установленные сроки работодатель не уведомил миграционную службу о принятии на работу иностранных граждан;

  • при нарушении норм ТК РФ. Если: работник не получил средства защиты и для техники безопасности, если он не проинструктирован под подпись в журнале о технике безопасности, если работник допущен к работе без прохождения медицинского осмотра, работник должен пройти аттестацию и получить допуск к работе, но по факту этого нет;

  • если работник взят на должность водителя, но и у него нет российских прав.

  • если у иностранного лица нет ИНН. Такой документ обязательно выдается при получении разрешения на работу в РФ. Если его нет, значит нет и разрешения на работу либо документ поддельный;

  • если на работу принят иностранец без патента или с патентом, который выдавался для работы в другом регионе РФ.

Также штраф работодатель может получить, если с работником заключен трудовой договор с нарушением ТК РФ. Размер материального взыскания будет зависеть от тяжести проступка, а также статуса работодателя – физическое это лицо или юридическое.

Сам работник также будет отвечать согласно законам РФ. Так, согласно статье 18.10 КоАП РФ, пункту 1 ему придется выплатить штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей. Дополнительно его могут выдворить с территории РФ.

Если данное административное нарушение было зафиксировано в городе федерального значения, то штраф будет больше – от 5 000 до 7 000 рублей, дополнительно нелегала выдворят за пределы РФ.

Если же иностранное лицо неправильно оформило разрешение на работу, работает не в том регионе или не по той специальности, то размер штрафа будет от 4 000 до 5 000 рублей.

В том случае, если нелегальный работник уже получил предписание суда, но проигнорировал это, в силу вступает статья 20.25 КоАП РФ – он заплатит штраф от 3 000 до 5 000 рублей и его принудительно выдворят за территорию РФ в административном порядке.



Уголовная ответственность

С 1996 года в УК РФ была введена новая статья – 322.1 «Организация незаконной миграции». Субъектом преступления по этой статье является лицо возрастом от 16 лет. Санкции здесь таковы:

  • за организацию въезда нелегальных рабочих, их незаконного пребывания на территории РФ грозит лишение свободы на срок до 5 лет. В качестве дополнительного наказания могут назначить ограничение свободы на срок до 2 лет;

  • если вышеуказанное преступление было совершено группой лиц, то лишение свободы на срок до 7 лет, дополнительно штраф до 500 000 рублей. Дополнительное наказание может быть в виде ограничения свободы на срок до 2 лет.

Также существует ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина в жилом помещении – статья 322.2 Уголовного кодекса РФ.

  1. Проанализируйте законодательство и раскройте содержание административно-правового механизма учета иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в качестве трудового мигранта? Определите, механизм миграционного учета носит уведомительный или разрешительный характер?

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - это государственная деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов РФ в сфере миграции.

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется на основании Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Закон о миграционном учете регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства
, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию РФ, передвижением по территории РФ при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах РФ либо выездом из Российской Федерации.

Особенностью указанного Закона является то, что им вводится новый административно-правовой механизм учета иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих (пребывающих) в РФ, упрощающий правила регистрации данных лиц по месту жительства и по месту пребывания на территории РФ.

Основными новациями механизма миграционного учета является его общий уведомительный характер. Разрешительный порядок регистрации и учета указанных лиц может быть введен федеральными конституционными законами и федеральными законами в отдельных случаях (например, в пограничной зоне, в закрытых административно-территориальных образованиях, в закрытых военных городках). Ранее установленная обязательная регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства по месту их пребывания заменяется более упрощенным правовым режимом - учетом указанных лиц по месту пребывания.

Законом о миграционном учете более четко определены права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении миграционного учета. Так, в частности, предусматривается, что при наличии у постоянно или временно проживающего в РФ иностранного гражданина двух и более жилых помещений в РФ он обязан заявить одно из них как свое место жительства. При этом регистрация производится с фиксацией сведений о его других жилых помещениях, находящихся на территории РФ. Обязанность проходить ежегодную перерегистрацию не предусматривается.

Миграционный учет осуществляется в целях:

  • создания необходимых условий для реализации гражданами РФ и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;

  • выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;

  • формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;

  • планирования развития территорий РФ;

  • управления в кризисных ситуациях;

  • защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности РФ и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;

  • систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;

  • решения других социально-экономических и общественно-политических задач.


Миграционный учет включает в себя:

  • регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений;

  • обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;

  • ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Основаниями для постановки на миграционный учет являются:

  • факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию;

  • факт регистрации рождения на территории РФ иностранного гражданина или иного лица, не приобретающего на момент рождения гражданства РФ;

  • факт утраты гражданства РФ лицом, находящимся в Российской Федерации.

Основаниями для снятия с миграционного учета являются:

  • факт выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;

  • факт смерти иностранного гражданина в Российской Федерации;

  • вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

  • факт приобретения гражданства РФ иностранным гражданином, находящимся в Российской Федерации.

Иностранные граждане при осуществлении миграционного учета имеют право:

  • на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;

  • на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;

  • на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;

  • на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;

  • на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;

  • на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные федеральными законами и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами РФ.