Файл: Экзаменационные вопросы по игпзс задание 1 Определите особенности брачносемейного права в странах Древнего Востока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 895
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако период Новейшего времени ознаменован не только развитием демократических институтов и социальных компромиссов, воспринимаемых государством и правом, но и их забвением в двух мировых войнах и существовании ряда военных диктатур.
3. Охарактеризуйте правовое положение варны брахманов в Древней Индии.
Брахманы – занимаются обучением, изучением Вед (начинали с 8 лет), жертвоприношением для себя и для других, раздачей и получением милостыни. Самые лучшие из людей. Рождение брахмана - вечное воплощение дхармы, ибо он рожден для дхармы и предназначен для отождествления с Брахмой. Занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Запрещено богатеть, чтобы не отвлекаться от своего предназначения. Запрещено касаться оружия не для защиты. Денежные операции - только через посредников.
Брахманы: исполняли жреческие обязанности (изучали веды и обучали ими других людей, это их предназначение), освобождались от уплаты налогов, от телесных наказаний и смертной казни
4. Дайте определение терминам: протекторат, узуфрукт.
Протекторат — форма межгосударственных отношений, при которой одно государство находится под защитой (в первую очередь, военной) другого государства.
Узуфру́кт (лат. usus — использование, лат. fructus — доход) — вещное право пользования чужим имуществом с правом присвоения доходов от него, но с условием сохранения его целостности, ценности и хозяйственного назначения.
Задание №17
1. Что такое рецепция римского права? Каково её историческое значение?
Рецепция – восстановление действия того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Оно заключается в могущественном влиянии на процесс дальнейшего развития законодательной базы европейских стран.
2. Определите основные черты государственного строя Веймарской республики по Конституции 1919 г.
В июле 1919 г. в городе Веймаре была принята конституция германского государства, известная в истории как Веймарская конституция, провозгласившая Германию парламентской республикой с федеральным устройством. В ее преамбуле были закреплены принципы «народного единства» и «народного суверенитета», а также «свободы» и «социальной справедливости». Носителями государственной власти становились выборные на основе всеобщего избирательного права рейхстаг и президент.
3. Назовите основные черты Восточной деспотии.
Черты: концентрация власти, ее сосредоточение в лице единоличного правителя – деспота (монарха, фараона); централизация власти и формирование сложной иерархической структуры общества; бюрократический аппарат, поддерживаемый военными; подчинение общества религии, сакрализация власти и правителя; сохранение общинного строя. Функции: 1) организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооружений); 2) финансовую - взимание податей; 3) военную - оборона своей территории или захват чужих территорий; 4) подавления сопротивления общинников и рабов.
4. Дайте определение терминам: варварские правды, система «вассалитета-сюзеренитета».
Варварские правды (лат. Leges barbarorum – законы варваров), общее условное название записей (сборников) обычного права различных германских племён, расселившихся на территории Римской империи, в период становления раннефеодальных государств (5–10 вв.). Наиболее известны Салическая правда (по точному наименованию – Салический закон – Lex salica), Рипуарская и Бургундская правды, составленные в 5–6 вв.
Сюзеренитет-вассалитет - система отношений личной зависимости одних феодалов от других, получившая широкое распространение в Европе в средние века. В Русском государстве вассальные отношения существовали только между великими и удельными князьями. Вассальная зависимость устанавливалась на договорных условиях. Неисполнение обязанностей со стороны вассала или сеньора (сюзерена) влекло за собой расторжение договора и нередко войну.
Задание №18
1. Определите и аргументируйте уникальность римской рабовладельческой республики.
В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй.
Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов.
Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота — люмпен-пролетарии.
Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами — свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность.
Рабы были государственные и частновладельческие. Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной.
Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и, в конечном счете, прикреплявшимися к земле.
По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.
Высшими государственными органами являлись народные собрания, сенат и магистратуры.
В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.
Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские.
Куриатные собрания лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и, в конце концов, были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.
Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы не избирались. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, контролировал избрание народными собраниями должностных лиц. В распоряжении сената находилась казна государства. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. В чрезвычайных обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
Государственные должности в Риме именовались магистратурами. Специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали. Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры — иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).
Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.
Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.
Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах.
2. Охарактеризуйте установление фашистской диктатуры в Германии и его законодательное закрепление.
Ядро фашистской идеологии составляли идеи расового неравенства, военной экспансии, классовой гармонии, вождизма, всевластия государственной машины. В соответствии с этими требованиями создавались нормативно-правовые акты страны.
Декрет от 28 февраля 1933 г. «О защите народа и государства» имеет своей основной задачей организацию государственного противодействия «коммунистическим актам насилия, представляющим угрозу для государства».
Помимо приостановления действия ряда принципиальных норм Веймарской конституции, гарантирующих права и свободы граждан, декрет ужесточал уголовную ответственность за совершение на территории Германии террористических актов и вводил смертную казнь за некоторые виды преступлений, за которые прежде в Уголовном кодексе Германской империи предусматривалось лишь назначение каторжных работ. Логическим продолжением декрета стал принятый спустя два месяца Закон от 4 апреля 1933 «О защите от политических актов, связанных с насилием».
Основной закон страны - Веймарская конституция 1919 г., действовал весь период существования фашистской диктатуры. Руководство рейха вполне устраивали заложенные в ней принципы, такие, как строгая регламентация сферы общественных отношений, личной жизни граждан, ограничение прав земель, возможность применения к ним т. н., «экзекуции», предоставление Президенту Германской империи сильных исполнительно-распорядительных полномочий.
Несмотря на предоставленные гражданам широкий круг свобод, в том числе в свободе совести, слова, неприкосновенности жилища в тексты многих статей были включены оговорки, согласно которым граждане могли лишаться определенных прав на основе имперских законов.
28 февраля 1933 г., издается чрезвычайный декрет президента: «В защиту народа и государства» по данному декрету были отменены все демократические права и свободы, завоеванные в ходе упорной и трудной борьбы многих поколений немецких трудящихся.
Декрет предоставлял властям неограниченные права в производстве арестов, обысков, наложении штрафов и конфискации имущества, предусматривал такие наказания, как смертная казнь по политическим мотивам и бессрочная каторга. В преамбуле декрета подчеркивалось, что он направлен против деятельности коммунистической партии.
Следующим этапом развития германского нацистского законодательства стала разработка и реализация законодательной программы, имевшей своей целью укрепление политических позиций имперского правительства, ограждение его от критики со стороны многочисленной и все еще достаточно сильной оппозиции и, наконец, наделение его чрезвычайными полномочиями по управлению страной. Эти действия нашли свое выражение в Указе от 21 марта 1933 г. «О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств» и в имперском Законе от 24 марта 1933 «О чрезвычайных полномочиях правительства».
24 марта 1933 г., рейхстаг принимает Закон “Об устранении бедственного положения народа и государства”, на основании которого правительство получает законодательные права, в том числе и по вопросам бюджета.
Непосредственное участие в подготовке всех имперских законов отныне принимала канцелярия национал-социалистской партии, подчиненная Гитлеру. Это был конец Веймарской республики с ее представительными учреждениями.