Файл: Экзаменационные вопросы по игпзс задание 1 Определите особенности брачносемейного права в странах Древнего Востока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 897
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа - Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту. В судебную компетенцию мировых судей входило разбирательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Разбирательства проводились на сессиях мировых судей, созывавшихся четыре раза в год. Феодальный путь развития Англии, Франции, Германии был различным, обусловленный традициями и особенностями каждого государства в отдельности. Социально-классовая структура государств была во многом похожа одна на другую. Государство, в котором главное место занимали правящие классы, обладающие большей правоспособностью, нежели неимущие. Процесс формирования, процесс феодализации, в целом, у данных стран схож, различия лишь во временных рамках завершения этих процессов. Однако, можно сделать выводы, что парламент возник в Англии как важнейшая часть государственной организации, с определенными полномочиями и правилами деятельности. Напротив, во Франции генеральные штаты складывались медленно, по мере того, как у королевской власти возникала необходимость в них. Ни регламента, ни правил, ни порядка созыва генеральные штаты, в отличие от английского парламента, так и не получили. Решения генеральных штатов не имели обязывающего характера для королевской власти. В то время как в Англии только парламент имел право вотировать новые налоги, Генеральные Штаты даже не имели права регистрировать королевские указы. Впоследствии это право во Франции приобрел особый судебный орган - парижский парламент.
В отличие от стран Западной Европы, в Германии процесс образования единого централизованного государства не был завершен. Поэтому и сословно-представительные органы не получили большого развития. Германский рейхстаг, созываемый регулярно, на самом деле являлся источником междоусобиц и ничем не помог центральной власти.
4. Дайте определение терминам: аллод, принципат.
Аллод – это наследственная, свободно отчуждаемая земельная собственность в раннефеодальных государствах.
Принципат – это условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н.э. – 284 н.э.) специфической формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты.
или
Принципат – это форма управления, когда власть императора (Августа) ещё не абсолютна и значения имеют республиканские органы власти, особенно Сенат.
Задание № 15
1.Проанализируйте влияние касто-варновой системы на правовое положение населения в Древней Индии по законам Ману.
Касто-варновая система была одной из важнейших составляющих жизни населения в Древней Индии. Эта система определяла многие аспекты жизни, в том числе и правовое положение людей.
Если рассматривать правовое положение населения в Древней Индии в соответствии с касто-варновой системой и законами Ману, то можно выделить несколько ключевых моментов.
Прежде всего, следует отметить, что касто-варновая система предполагала разделение населения на 4 основные касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (неполноценных). Каждая каста имела свой набор правил и обязанностей.
Так, для брахманов было характерно более высокое правовое положение, чем для представителей других каст. Брахманы были признаны лидерами общества и имели право на осуществление религиозных и образовательных функций.
Кшатрии же имели более привилегированное правовое положение, чем вайшьи и шудры. Они были защищены государственными органами, могли занимать высокие должности в администрации и имели право вести войну.
Вайшьи также имели некоторые общественные привилегии, например, право владения землей, торговлю и профессиональную деятельность.
Наименее привилегированным считались шудры. Они не могли участвовать в религиозных обрядах, носить драгоценности, обучаться и занимать высокие должности в администрации.
Таким образом, касто-варновая система имела серьезное влияние на правовое положение населения в Древней Индии. Различные касты имели свой набор правил и обязанностей, что отражалось на социальном и экономическом статусе людей.
2.Чем отличаются англосаксонская система права от континентальной
системы права?
Континентальная правовая система по другому называется романо-германской.
Возникла на основе Римского права.
Присутствует деление права на частное и публичное, в соответствии с этим выделяются и отрасли права (хотя в Римском праве развивалось только частное право).
Главным источником является НПА (нормативно-правовой акт).
Правовой обычай играет незначительную роль. Если он приобретает устойчивый характер, его стремятся закрепить законом.
Англо-саксонская правовая система
Основным источником является судебный (правовой) прецедент.
Ведущая роль в формировании права отводится судам.
Отсутствует деление права на частное и публичное.
Отсутствует деление на отрасли.
Значение имеет статутное право (нормы права, создаваемые законодательными органами).
Правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника.
Правовая доктрина имеет особое значение и носит прикладной характер.
3.Определите основные отличия аллодальной от бенефициарной систем землевладения на примере франкского государства династии Меровингов и Каролингов. Какую роль они играли в феодальном государстве?
Аллодальная система землевладения означает полную собственность на сельскохозяйственные земли, где владелец самостоятельно определяет, как использовать свои земельные ресурсы и не подчиняется никаким обязательствам перед другими лицами или королем. В бенефициарной системе землевладения земельные участки предоставлялись бенефициарам, то есть вассалам, которые обязаны были служить королю военно или политически за это право владеть землей.
В Меровингском государстве все земельные участки были в аллодальной собственности, и крупные землевладельцы имели большую власть и влияние на короля. При Каролингах была введена бенефициарная система землевладения, что позволило королю повысить свою власть и контроль над земельными ресурсами. Согласно этой системе, король передавал участки земли своим вассалам взамен на услуги.
В феодальном государстве аллодальная система играла роль основы власти крупных землевладельцев, что позволяло им иметь большое влияние на политику государства. В то время как бенефициарная система позволяла королю завоевывать новых вассалов и контролировать их действия.
4. Дайте определение терминам: доминат, пандекты.
Доминат — форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату и установленная императором Диоклетианом (284—305 годы). В доминат включают период тетрархии. Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с III по V века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью», «поздней империей».
Пандекты (дигесты) — обширный систематизированный сборник извлечений из трудов авторитетных римских юристов, являющийся важнейшей частью свода римского гражданского права.
Задание № 16
1. Укажите основные отличия принципата от домината?
В эпоху принципата закончился процесс перехода государственной власти от римской аристократии к рабовладельческому классу.
Принципат (от «принцепс-сенатус», первый сенатор) — специфическая форма монархии с сохранением внешних признаков республики, то есть объединяющая и монархические, и республиканские черты.
Для этой политической системы характерно сочетание полисно-республиканских и имперско-монархических элементов.
Данная форма правления сложилась в античном Риме в период ранней империи (27 г. до н. э. по 284 г. н. э) благодаря Гаю Юлию Цезарю и окончательно установлена его преемником Октавианом Августом.
В отличие от домината, при принципате, оставались республиканские учреждения, хотя фактически и была монархия со соредоточением всей верховной власти в руках единственного человека — принцепса. Он являлся верховным жрецом, единолично избирал на ключевые должности, командовал армией, мог отменять решение любого органа. Принцепс наделялся всеми республиканскими полномочиями магистратов: консула, цензора, плебейского трибуна. Власть не передавалась по наследству. Сенат был единственным органом законодательной власти.
Период правления домината отличается отказом от маскировки монархической власти в виде республиканских учреждений. В сравнении с принципатом, для него характерно расширение социальной (колонат) и идеологической базы власти (христианство), разделение империи на Западную и Восточную.
2. Определите основные тенденции развития государственности в новейшее время.
В первой половине XX в. стала очевидной неспособность путем свободно-предпринимательского капитализма решать общественно важные вопросы и нормально существовать в нестабильных условиях, произошло расширение участия государства в экономическом регулировании. Это означало переход к новым взаимоотношениям между обществом, предпринимательской средой и государственным механизмом, предполагающий создание экономической системы смешанного типа.
После Второй мировой войны выявились две основные тенденции: дальнейшее развитие демократии и увеличение роли государства в важнейших сферах жизни общества. Доминирующим политическим режимом стала либеральная демократия, наряду с которой время от времени появлялись и откровенно авторитарные и тоталитарные государства. Другой явной тенденцией стало укрепление и расширение политических, гражданских, экономических, социальных, гуманитарных прав и свобод человека, среди которых особое развитие получили избирательные права и права меньшинств. Кроме того, стремительно возрастало значение негосударственных политических организаций. Во внешнеполитической сфере появлялись межгосударственные организации и объединения, и их деятельность постепенно становилась определяющей не только в области международного сотрудничества, но и при проведении внутриполитического курса.
Повсеместное распространение получил принцип разделения властей, исключающий злоупотребление властью и ее концентрацию, а также гарантирующий надлежащую реализацию и обеспечение прав и свобод граждан. В большинстве стран появились органы конституционного надзора.
В XX в. в результате научно-технической, информационной, демографической и других революций произошли крупные перемены в экономической и социальной сферах жизни общества. Для этого времени стала характерной небывалая ранее активность государства во всех сферах общественной жизни (в экономике, политике, идеологии, в социальной сфере), приведшая к падению роли парламентаризма и повсеместному усилению исполнительной власти. Вместе с тем со временем стало очевидно усиление роли правительства и рост государственного участия в вопросах экономического и социального развития общества. Это происходило в процессе приобретения органами исполнительной власти определенной части законодательных полномочий (делегированное законодательство), а также и предоставления таким отдельным органам права действий в некоторых случаях по собственному усмотрению (дискреционная власть).