Файл: Экзаменационные вопросы по игпзс задание 1 Определите особенности брачносемейного права в странах Древнего Востока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 894

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определите основные функции императорской власти в Византийской империи в додинастический период.

В Х в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.
Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр — начальник дворца и квестор — главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чиновников.

Роль центрального государственного аппарата возросла в IX— XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура стала еще более сложной и громоздкой. Количество ведомств ("секретов") увеличилось до 60. С IX в. вследствие роста императорского хозяйства и двора усложняется дворцовая администрация. Различия между государственными ведомствами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для центрального управления Византии этого времени, — распыление отдельных государственных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчиненных друг другу "секретов". Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и др.


  1. Дайте определение терминам: брахманизм, «право сильного».

Брахманизм - господствующая религия в Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия восходит к ведам, хотя между ними существует большое расхождение.

Право сильного - принцип, что кто сильнее, тот и прав часто применялся в Древнем Риме. Но что греха таить, и сейчас этот принцип широко применяется, несмотря на то, что в законодательстве такой принцип нигде не закреплен.


Задание № 10

 

  1. Проанализируйте развитие Афин в период расцвета государственности (V в. до н. э.). Докажите, что в Афинах существовала система «разделения властей».

На рубеже 6-5 веков до н.э. в Афинах утверждается республиканская форма правления с реальным участием всего свободного населения в управлении государством. (прямая демократия)

  1. Высшим органом законодательной власти в стране не только юридически, но и фактически являлось народное собрание. (абора) Роль и авторитет которой значительно усилился. Для принятия важнейших решений вводится обязательный кворум. По регламенту включались обязательные повестки дня. В частности не реже одного раза в год должно было проводиться народное собрание с вопросом о остракизму. – лишение всяких гражданских прав и изгнание из страны, как средство для сохранения демократии.

  2. Высшим органом исполнительной власти в стране становится совет пятисот, избираемым по филам по 50 человек из каждой филы. На срок в один год, с обязательным отчетом после окончания срока полномочий. Они избирались самым демократичным способом – по жребию. Совет 500 состоял из 10 комиссий по 50 чел в каждой. Каждая комиссия реально управляла государством в течение одного месяца.

  3. Высший судебно законодательный орган Гелия. Она формировалась в результате выборов по тем же принципам, что и совет пятисот. Выборы по жребию на 1 год и с обязательным отчетом после окончания сока полномочий. Отличие: норма представительства гелии по 600 человек от каждой филы. В целом 6 тысяч человек. В составе гелии формировалось 10 судебных коллегий. По 501 человеку в каждой. Судебная коллегия могла принимать решения только при полном составе. Судебные дела для рассмотрения по коллегиям распределялись только в день заседания по жребию.

  4. В составе гелии формировался еще один законодательный орган номофет. Он формировался по жребию из состава гелиэи, в количестве тысячи человек.


Афинское государства в период рассвета республики реально использовало форму правления в виде прямого народоправства. Т.к. практически все свободное население мужское население участвовало в политической деятельности в той или иной степени опираясь на основополагающие демократические принципы. 1. Выборность.2. срочность. 3. Отчетность. 4. Принцип подчинения меньшинства большинству.
2. Определите основные этапы объединительного процесса в Германии. Кратко их охарактеризуйте.

1. Создание Северо-Германского союза.

Между двумя крупнейшими из германских государств – Пруссией (в ней правил король из династии Гогенцоллернов) и Австрией, находившейся под властью императора из династии Габсбургов, разгорелась борьба за руководящую роль в объединении Германии.

2. Провозглашение Германской империи.

19 июля Франция объявила войну Пруссии. Прусская армия в августе отбросила одну часть французских войск к крепости Мец и осадила ее там, другую окружила под Седаном. Здесь 82-тысячная французская армия сдалась в плен вместе с императором Наполеоном III. После седанской катастрофы дорога на Париж была открыта, и прусские войска двинулись на французскую столицу. Буржуазное правительство Франции вступило в переговоры с пруссаками о капитуляции.

Итак, в этой войне, известной под названием франко-прусской, Франция была разгромлена и перед Северо-Германским союзом, перед Пруссией встала давно запланированная задача присоединения южно-германских государств. 18 января 1871 года в Версальском дворце, в свое время служившем местопребыванием французских королей, прусский король Вильгельм I был провозглашен императором Германии. Объединение Германии завершилось. Присоединение южных государств было оформлено договорами, ратифицированными соответствующими парламентами. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство, принявшее название Германской империи.

3. Конституция Германии 1871 года.

По новой германской конституции в состав новообразованной империи вошли 22 монархии (среди них Пруссия, Бавария и Саксония) и несколько вольных городов, включая Гамбург. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.

По своему социально-политическому содержанию конституция 1871 г. была выражением компромисса, установившегося в ходе развития страны
, между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом.

В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодального землевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще, включая городскую промышленность и ремесло.

Конституция Германии 1871 года – реакционная и абсолютистская по своему духу и заложенным в нее идеям – была полна юридических нелепостей и несообразностей. Император был связан контрасигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король, он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся конституции, финансов и военного дела.
3.Охарактеризуйте правовое положение варны шудр в Древней Индии.
Основу социальной структуры Древнеиндийского государства составляло деление общества на четыре варны.

Четвертой Варной была варна шудр — неприкасаемых. В их число попадали обедневшие общинники, изгнанники, отпущенные на волю рабы и др. Обязанностью шудр было служение представителям всех высших варн. Шудры могли заниматься ремеслом, театральным искусством и т.д. Они могли иметь семью, владеть имуществом и передавать его по наследству. Шудры имели право обращаться за защитой своих интересов в суд, давать свидетельские показания.

 

4. Дайте определение терминам: ордалии, империя.
 Ордалии (judicium Dei) — это система судебных доказательств, принятая в Западной Европе в раннее Средневековье и существовавшая преимущественно до XIV века. Традиционно считается, что они применялись при обвинительной процедуре (accusatio), которая предполагала, что единственным судьей как в гражданских, так и в уголовных процессах являлся сам Господь.
Импе́рия (от лат. imperium — власть) — государство во главе с императором или колониальная, либо международно значимая держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия (организованную армию) и действующая в интересах военных сословий.

Задание № 11

1. Составьте схему механизма принятия законопроекта в Афинах в 5 в. до н.э. с демонстрацией системы «разделения властей».




1.Первоначально законопроект попадает на обсуждение 1-го собрания года (Народного собрания).

2. Если законопроект одобрялся большинством голосов, то его отправляли в Совет 500.

3. Другой экземпляр выносился на всенародное обсуждение (вывешивался на площади).

4. А тем временем Совет 500 пишет решение по поводу предлагаемого законопроекта и отправляет его 3-е собрание года (Народного собрания).

5. В Народном собрании принимают, а затем уже отправляют в гелиэю, а именно: в коллегию номофетов (она состояла из 501 чел.), где перед ней стоял автор законопроекта и 5 оппонентов (из Народного собрания); они спорили, а коллегия номофетов слушала и разрешала спор необходимым путем: быть законопроекту законом или нет.

Таким образом, схема процедуры принятия законопроекта была достаточно сложной, что не позволяло законодательным путем изменять существующий строй. В механизме принятия законопроекта задействованы в равной степени все три ветви власти: законодательная (Народное собрание), исполнительная (Совет 500) и судебная (гелиэя). Это подтверждает существование в афинском государстве в V в. до н.э. системы разделения властей – важного элемента демократического правления.

2. Определите особенности образования Германской империи и его законодательного закрепления в Конституции 1871 г.

18 января 1871 г. во время осады Парижа, в Версале было провозглашено образование Германской империи во главе с прусским королем Вильгельмом I. Согласно Франкфуртскому миру 1871 г. с Францией, к Пруссии отошли Эльзас и Восточная Лотарингия. Пруссия получила 5 млрд франков контрибуции.

Германская империя состояла из 25 земель: 22 монархии (4 королевства - Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртемберг, 18 герцогств и графств) и 3 вольных города (Любек, Бремен и Гамбург) с республиканским устройством. Германская империя в виде федерации нашла правовое закрепление в Конституции 1871 г. Особенности Конституции:

1. В ней была законодательно закреплена конституционная монархия с широкими полномочиями монарха, бесконтрольностью назначаемого им канцлера и значительными полномочиями Союзного совета.