Файл: 1. Проанализируйте событие x в. языческую реформу Владимира i в 980 г по схеме.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 2. Сословия и сословные категории в России (конец XVIII в.)
Сословия | Сословные категории |
Господствующее сословие | Дворяне |
Привилегированное сословие | духовенство (черное и белое) |
Полупривилегированные сословия | купцы |
Военно-служилое сословие (казаки, калмыки и часть башкир) | иностранные колонисты разночинцы солдаты и солдатские дети |
Податные сословия | мещане цеховые ремесленники |
Крестьяне: | государственные (однодворцы, экономические, приписные, черносошные, ясачные, ямщики), дворцовые, помещичьи |
7. Перечислите реформы 1860-х – 1870-х годов. Почему в исторической литературе их нередко называют «политическими»?
Опираясь на данные, размещенные на официальных сайтах, а также любую иную достоверную информацию, заполните следующую таблицу:
Реформа | Время проведения (начала) | Разработчики | Цели реформы | Основные мероприятия | Итоги |
Земская | 1864 г. | Комиссия во главе с Н.А. Милютиным | Создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления (земств) | -лишены политической власти -запрещено общаться друг с другом -введены в губерниях, где были русские помещики. -Решали вопросы местного хозяйственного значения -Избирательное право получали только мужчины 21 года. | - Отделение от административной власти - Выборность, всесословность - Хозяйственно-финансовая самостоятельность |
Городская | 1870 г. | П. А. Валуев | Введение городского самоуправления по типу земского | Городские думы и управы ведали исключительно местным благоустройством | Развитие инфраструктуры на местах, улучшение качества жизни |
Судебная | 1864 г. | С.И. Зарудный | Прекратить злоупо-требление в суде, подрывавшие авторитет верховной власти | Реформа меняла принципы и процедуры судопроизводства. Появился суд присяжных, который созывался для участия в процессах при особо тяжких уголовных преступлениях. | Судебная реформа привела к тому, что в Российской Империи появился новый суд, который был современным и отражал все ведущие тенденции в мировом судопроизводстве. |
Военная | 1874 г. | военный министр Д. А. Милютин | Преодоление технической отсталости армии; Сокращение военных расходов. | -реорганизация армии, - выделение в ней полевых (действующих) войск и Местных( резервов). - введение всеобщей воинской повинности. | Принят новый военный устав. Расширена сеть военно-учебных заведений. Создана система военных округов. Осуществлено перевооружение армии. Введение всеобщая воинская повинность. |
Образования | 1864 г. | Головнин А.В. | Утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных знаний. | Было подписано три основных положения: - «О начальных народных училищах» для среднего и начального образовательного уровня для нижних слоев общества. - «О гимназиях и прогимназиях». Для получения классического образования. - «Университетский устав». | - Сторонники классических образовательных программ (в основе – математика и латынь) примирились с теми, кто стоял на стороне реализма (естественные науки, филология). -Были созданы педагогические общества и комитеты грамотности. Начали собираться педагогические съезды. -Был наведен порядок в системе прогимназий и гимназий. -Образование стало более доступным для всех слоев общества. -Была ликвидирована монополия церкви на начальное образование. -Начальные школы могли открываться на деньги частных лиц и организаций. |
Назовите причины введения местного самоуправления. В чьих интересах были введены земства?
Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политической жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократического общественных направлений.
Для ответа на этот вопрос рассмотрите порядок выборов губернских и уездных земских учреждений и определите, какая из социальных групп играла в них ведущую роль. Какие функции выполняли земства?
Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914—1918 гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России.
Почему земства были учреждены только в Европейской части России (46 губерний)?
Земские учреждения стали открываться постепенно начиная с февраля 1865 года. Первым их них было Самарское губернское собрание. К 1 января 1866 года земства были введены в 19 губерниях, к 1876 году — в 34 губерниях Европейской России и в Области войска Донского (из 59 губерний и 16 областей). Действие земской реформы не распространялось на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, в которых не было или почти не было помещичьих владений, а также на национальные районы России — Польшу, Литву, Белоруссию, Кавказ, Казахстан и Среднюю Азию. Тем самым была исключена возможность получение поляками большинства голосов земских гласных.
Укажите цель судебной реформы. Какие принципы судопроизводства и какая система судов были введены «судебными уставами» 1864 г.? Как долго продолжалась судебная реформа? Назовите её основные недостатки.
Судебная реформа 1864— комплекс мер по совершенствованию системы судопроизводства, судоустройства, предусматривающий создание новой, более современной судебной системы в России. Основными принципами судебной реформы, введенной новыми
судебными уставами 20 ноября 1864 г., стали: бессословность судопроизводства, гласность и состязательность процесса (суд стал устным), подсудность всего населения империи, независимость судей от администрации, упрощение структуры суда и право судей толковать законы. Формально реформа длилась 35 лет и официально закончилась 1 июля 1899 года, когда новые судебные органы появились в отдаленных уездах Вологодской губернии. Недостатки реформы: сохраняла ряд пережитков прошлого: особые суды.
Военная реформа оказалась наиболее сложной. Она проводилась долго (началась в 1862 г. и окончилась в 1874 г.), поэтапно и сразу по нескольким направлениям (изменение принципа комплектования армии, реорганизация управления войсками, перевооружение). Назовите основные мероприятия на каждом из названных направлений. Удалось ли к концу правления Александра II модернизировать русскую армию? Подтвердилась ли на практике успешность этой военной реформы?
Мероприятия: специальная комиссия для улучшения по военной части под руководством Ридигера, после его кончины- генерала Н.Ф. Плаутин. В 1857 г. окончательно были отменены военные поселения. 1859 г. обязательный срок службы в сухопутных войсках был сокращен до 15, а во флоте до 14 лет. На регулярно проводимых совещаниях под руководством Милютина тщательно обсуждались различные вопросы намечавшихся военных реформ, для разработки наиболее важных проблем создавались особые комиссии. Одну из первых реформ явилось реорганизация центрального военного управления и создания местных органов управления виде военных округов. В 1863 г. состоялась реорганизация департамента генерального штаба. 1 января 1869 г. Александр II утвердил новое «Положение о военном министерстве» в котором верховное начальство над всеми сухопутными силами империи сосредотачивалось в особе императора. Одновременно с преобразованием в центральном военном управлении проходило и реорганизация местного военного управления. В период с 1862 г. по 1867 г. была осуществлена военная окружная реформа. В 1862 г. были созданы Варшавский, Виленский, Киевский военные округа. Сроки мобилизации армии были сокращены с 6 месяцев до 9-26 дней. Было введено новое «положение о полевом управлении войск в военное время», позволившее устранить многие недостатки прежней организации.
Почему необходимо было провести реформу образования в 1860-е гг.? Назовите изменения в системе высшего образования (университетов). Какие типы школ были введены в ходе реформирования системы образования?
Почему реформы 1860-х – 1870-х гг. носили незавершенный характер?
Причиной для проведения реформы послужила нехватка учебных заведений, как высших, так и средних. В ходе реформ 1860-х годов была увеличена сеть народных училищ. 18 июня 1863 – принят «Университетский устав». Реформа образования при Александре 2 фактически началась в этом году с этого документа, в 1864 году продолжилась. Главное в новом уставе – университетам была возвращена автономия. У каждого университета был «совет профессоров», который избирал ректора и декана. Именно ректор, декан и совет профессоров полностью и единолично отвечали за образование:
-
Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей. -
Утверждали программу обучения. -
Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины. -
Решали все финансовые вопросы.
-
Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин. Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы. Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.
Начальные школы теперь были следующих типов:
-
Воскресные. -
Церковноприходские. -
Земские. -
Частные. -
Государственные.
Буржуазные реформы 1860 – 70-х гг. – эпоха Великих реформ, когда стал складываться союз царя, дворян и буржуазии. Реформы должны были способствовать развитию капитализма, использовать буржуазию в своих интересах. С