Файл: Протокол 1 от 30. 08. 2022 приказ 139 от 09. 2022 протокол 1 от 31. 08. 2022 рабочая программа учебного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Журавлевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседаний МО заместитель директора по УВР директор
учителей естественно - Тарасова Г.А. Пегушева Г.В.
научного цикла протокол № 1 от 30.08. 2022 приказ №139 от 1.09.2022
протокол № 1 от 31.08.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География»
для 6-9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составители: Тарасова Галина Алексеевна,
Шаврина Наталья Ивановна
учителя географии
с. Журавлево
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» ориентирована на учащихся 5-9 классов и разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
3. Программа по географии для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений, авторской программы по географии И. И. Бариновой, Т. П. Герасимовой, В. А. Коринской, В. П. Дронова и др («Методическое пособие к линии учебников Бариновой, Герасимовой и др. «География. 5-9классы». Линия УМК «География. 5–9 классы» под ред. В. П. Дронова – М.:»Дрофа», 2013.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минпросвещения России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
1. И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин География. Начальный курс 5 класс, Дрофа 2019
2. Герасимова Т.П. , Н.П. Неклюкова География Начальный курс. 6 класс. Дрофа 2016;
3. Коринская В.А., Душина И.В. Щенев В.А. География. География материков и океанов. 7 класс, Дрофа 2017
4. Баринова И.И. География. География России. Природа. 8 класс. Дрофа 2018
5. Алексеев А.И. Низовдев В.А. Ким Э.В. География. География России. Хозяйство и экономические районы. 9 класс, Дрофа 2019
Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345. Программой отводится на изучение географии 272 часа, которые распределяются по классам следующим образом: 5 класс – 34 ч (1 ч. в неделю), 6 класс – 34 ч (1 ч. в неделю), 7 класс – 68 ч. (2 ч. в неделю), 8 класс – 68 ч. (2 ч. в неделю), 9 класс – 68 ч. (2 ч. в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ГЕОГРАФИЯ»
Личностные планируемые результаты
Критерии сформированности | Личностные результаты | Предметные результаты |
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России | Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах. Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения |
1.2. Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества | ||
1.4. Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной | ||
1.5. Сформированность ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов и потребностей региона, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде | ||
1.6. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | ||
Смыслообразование | 2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации. Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров. Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф |
2.2. Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | ||
2.5. Готовность к соблюдению правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах | ||
2.6. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей | ||
Нравственно-этическая ориентация | 3.1. Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира | Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования. Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде |
3.3. Сформированность морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия | Метапредметные результаты |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание) | Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты. Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему. Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат. Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей. Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения |
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планировании) | Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач. Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи. Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов). Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели. Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования). Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения. Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса. Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию |
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция) | Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности. Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований. Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата. Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата. Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата. Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка) | Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи. Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий. Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов. Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов |
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) | Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы. Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность. Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности) |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД) | Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства. Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов. Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство. Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выделять явление из общего ряда других явлений. Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений. Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям. Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации. Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения). Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ. Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными |
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические моделирование) | Обозначать символом и знаком предмет и/или явление. Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме. Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления. Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения. Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией. Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот. Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм. Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного. Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата |
Смысловое чтение | Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности). Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. Резюмировать главную идею текста; Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction). Критически оценивать содержание и форму текста. Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах. Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов). Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. |
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации | Определять свое отношение к природной среде. Анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов. Проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций. Прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора. Распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды. Выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы |
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем | Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы. Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями. Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска. Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество) | Определять возможные роли в совместной деятельности. Играть определенную роль в совместной деятельности. Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации. Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации. Выделять общую точку зрения в дискуссии. Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. |
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация) | Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства. Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.). Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности. Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей. Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога. Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником. Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств. Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления. Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя. Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Организация учебного сотрудничества .Дискуссия |
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) | Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации. Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи. Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. Использовать информацию с учетом этических и правовых норм. Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности |
География 6 класс. Начальный курс
Раздел (Тема) | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
Виды изображений поверхности Земли | описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов; уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута; уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории. | создавать простейшие географические карты различного содержания; моделировать географические объекты и явления; работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли; - ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе |
Литосфера | проводить с помощью приборов измерения абсолютной и относительной высоты; - давать характеристику рельефа своей местности; | наносить на контурные карты основные формы рельефа |
Гидросфера | - проводить с помощью приборов измерения направления и скорости течения водных потоков | - создавать собственные письменные и устные сообщения |
Атмосфера | проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра; описывать погоду своей местности. | - сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; - оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран |
Биосфера | - оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития | составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке; |
Население Земли | различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран; | выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения , его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику; объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов |
7класс. География Земли. Материки и океаны
Раздел (Тема) | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
Материки и океаны | различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран; устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям; объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; объяснять расовые отличия разных народов мира | объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами; приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности |
География России (8-9 классы) | ||
Географическое положение и административно-территориальное устройство России | различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни | -давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа; - приводить примеры рационального природопользования; - прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека; |
Природа России | различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России, ее отдельных регионов, Челябинской области; оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России и Курганской области; объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны и Курганской области; оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России и Курганской области; использовать знания об особенностях компонентов природы России, ее отдельных территорий и Курганской области, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России и Курганской области для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни | давать характеристику климата своей области (края, республики); показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты; использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде |
Население России | различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и Курганской области; факторы, определяющие динамику населения России и Курганской области, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения; использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России и Курганской области для решения практико- ориентированных задач в контексте реальной жизни; находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей; сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран. | выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику; объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России |
Хозяйство России | различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России и Курганской области; использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России и Курганской области для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России и Курганской области на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий; объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России; приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии; оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. | выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны; обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России; оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы; |