Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во-вторых, можно указать причину высокого уровня загрязнения отдельными государствами. Это как раз послужило причиной возникновения конфликта на Дунае, когда выбросы нескольких государств, наносили непоправимый урон экологическому состоянию реки.
В-третьих, потенциал для конфликта может возникнуть из-за политических разногласий. В качестве примера можно привести бассейн реки Евфрат, когда стороны не могли урегулировать водный конфликт, поскольку Сирия вмешивалась во внутренние дела Турции, финансируя оппозиционные группировки в стране.
При анализе водных конфликтов и их основных факторов большое внимание необходимо обращать на политический режим и политическое устройство враждующих сторон. Борьба становится острой только в том случае, если страны не могут прийти к консенсусу. Очевидно, что в странах с демократическим устройством гораздо вероятнее то, что конфликт не будет развиваться, а будет решен путем переговоров без применения силы. В авторитарных же государствах сценарий скорее будет иным. Это зависит от степени легитимности власти и уровня влияния гражданского общества на политические решения. Там, где этот уровень высок, возможность водной войны трудно себе вообразить. Эффективность институтов также очень важна. В тех государствах, где существует развитая система институтов принятия решения и формирования ответственности, конфликты гораздо быстрее уладить мирным путем через посредничество или представительские программы. В развивающихся странах, которые не активно вовлечены в систему глобальных механизмов, это сделать сложнее, попросту в них не существует рычагов и инструментов влияния.
1.3 Классификация водных конфликтов
О типах водных конфликтов говорится в нескольких исследовательских работах. Некоторые ученые разделяют конфликты на внутри и межгосударственные, кто-то говорит о реальных и потенциальных конфликтах, военных и политических и т. д. Но наиболее полная классификацию была разработана специалистами Тихоокеанского Университета. Она включает следующие типы водных конфликтов:
-
Борьба за контроль над водными ресурсами. Военные столкновения между Сомали и Эфиопией в2004-2006 когда долговременная засуха усугубила конфликт за контроль над водными ресурсами, попадают в указанную категорию. Еще один пример - конфликт между Израилем и Сирией в 1962. -
Водные ресурсы используются в качестве военного средства. Например, во время ирано-иракской войны 1980–1988 Иран использовал водные ресурсы для того, чтобы затопить оборонительные базы противника. Другим примером является конфликт между Ливаном, Израилем и Сирией в 1982 году, когда Израиль препятствовал поставке воды в Бейрут во время осады города. -
Водные ресурсы используются в качестве политического средства. В 1997 году Малайзия выдвинула угрозу сократить поток воды в Сингапур в ответ на критику своей политики. -
Водные ресурсы - объект терроризма. В 80-х во время освободительных войн в Южной Африке проводились регулярные террористические атаки на линии электросетей, исходящих от гидроэлектростанции Кахора-Баса. -
Водные ресурсы - военная цель. Во время израильско-сирийского конфликта в 1967 Израиль уничтожил сирийские гидротехнические сооружения у устья реки Иордан. По мере эскалации конфликта, враждующие стороны заняли прилегающие к реке территории. Уже через два года разногласия возникли между Израилем и Иорданией. Израиль направил два военных отряда с целью разрушить только что построенный Восточный Горский Канал. -
Конфликты из-за вопросов социального и экономического развития. К этому типу конфликтов относится угроза Кыргызстана перекрыть поток воды в Казахстан до получения поставок угля. В то же время Узбекистан угрожал лишить Казахстан воды до осуществления выплат по долгу.
Водные конфликты — это реальная угроза, нависшая над человечеством, своего рода бомба, которая может взорваться, если не будут предприняты адекватные меры. Основными факторами развития межгосударственных разногласий по вопросам водопользования являются усугубляющийся водный кризис, интернационализация речных бассейнов, недостаток регулирования водопользования, политические разногласия и политические режимы. Водные конфликты могут принимать разные формы. Это могут быть столкновения за контроль над ресурсами или конфликты, в которых водные ресурсы играют роль военного оружия или являются военной целью. Зачастую водный конфликт возникает между государствами, расположенными ниже и выше по течению и спровоцирован целым рядом различный факторов.
Важно отметить, что несмотря на то, что уровень загрязнений и показатели водного стресса являются важными факторами развития водного конфликта, стоит обращать большее внимание на политические отношения между странами, эффективность институтов и политические режимы.
2. Сравнительный анализ водных конфликтов на примере бассейнов рек на Ближнем Востоке, в Азии и Африке.
Основываясь на данных предыдущей главы, можно заключить, что в современном мире можно найти много примеров конфликтов в международных речных бассейнах. Многие из них были успешно решены, и представляют положительный пример, к опыту которого могут обратиться враждующие стороны. Однако в некоторых регионах нашей планеты водный конфликт является не просто приближающийся угрозой, а реальностью, которая уже оказывает влияние на жизни миллионов людей. В данном анализе представлены наиболее опасные водные конфликты, которые развиваются в современном мире, поскольку в бассейнах данных рек проживает огромное количество человек, и данные разногласия наносят угрозу стабильности в тех регионах, где они происходят. Более того, рассматриваемые конфликты имеют огромный потенциал для эскалации, поскольку проблемы, с которыми сталкиваются государства бассейна уже на протяжении нескольких десятилетий, до сих пор не урегулированы. Важно изучить природу данных конфликтов, а также выделить основные факторы, которые провоцируют конфронтацию.
Для того, чтобы провести качественный анализ рассматриваемых конфликтов, необходимо рассмотреть экологические и климатические особенности региона, проследить демографические показатели, а также изучить характер политических отношений между странами
2. Водные конфликты и основные выводы.
2.1. Конфликт в бассейне реки Иордан.
Один из наиболее острых и продолжительных конфликтов по поводу распределения водных ресурсов, это конфликт между Израилем, Палестиной и другими арабскими странами вокруг реки Иордан.
Река берет свое начало неподалеку от Голанских Высот. В точке слияния трех рек: Хацбани, которая начинается в Ливане, Баниас – на территории Голанских высот и Дан – на территории Израиля. Иордан пополняется за счет своих притоков. В первую очередь, это река Ярмук, одна из непересыхающих рек в регионе. Ее важность также определяется тем, что она естественным образом снижает уровень солености Иордана. Другим крупным притоком является река Сейль-эз-Зарка. Известно, что регион Ближнего Востока отличается засушливым климатом и редким осадками. В Израиле расположены два крупнейших водоносных горизонта, а также несколько более мелких на границе с Иорданией и Ливаном. В общей сложности в них сосредоточены примерно половина всех доступных ресурсов питьевой воды.
Анализ водного конфликта между Израилем, палестинскими территориями и арабскими государствами невозможен вне контекста политических разногласий в регионе. Ключевой фактор развития водного конфликта – это откровенная вражда между соседями, которая началась в день создания государства Израиль, а также отсутствие сильных стимулов прийти к соглашению. С момента создания еврейских поселений в Палестине лидеры Сионистского движения говорили об особой важности водных ресурсов для экономического развития и для обеспечения национальной безопасности. После принятия решения ООН о создании государства Израиль арабские страны провозгласили в качестве одной из своих главных целей уничтожение еврейского государства. Отношения между государствами особенно ухудшились после шестидневной войны, которая изменила весь геополитический ландшафт региона. Израиль аннексировал Голанские высоты, тем самым приобретая полный контроль над истоком Иордана, а также получая контроль над 50% водных ресурсов Ярмука. Израиль также установил особый статус администрируемых территорий на западном берегу. Шестидневная война стала главным событием, которое определило развитие, как политического, так и водного конфликтов в регионе.
По оценкам экспертов, 46% всех конфликтов в регионе были спровоцированы территориальными претензиями сторон, тогда как базой для 27% водных конфликтов стало стремление государств взять под контроль акватории, в то время как 13% выступали в качестве военного средства в вооруженных конфликтах. Водный конфликт в бассейне Иордана, можно разделить на два блока.
Во-первых, это борьба между Израилем и Палестинскими оккупированными территориями. Этот конфликт можно охарактеризовать как межнациональный, а не межгосударственный, поскольку формально эти территории входят в состав Еврейского Государства. И вторая часть – это разногласия между Израилем и соседними арабскими странами.
Безусловно, конфликт между палестинцами, проживающими на администрируемых территориях, и израильтянами спровоцирован, среди прочего, неравномерным и неадекватным распределением и использованием воды. Сегодня часто говорится о том, что Израиль нарушает права палестинцев, и это провоцирует дальнейшие разногласия, которые могут доходить до вооруженных противостояний.
После аннексии палестинских территорий на западном берегу в 1967 году Израиль установил особую систему водного менеджмента. Израильская комиссия по водным ресурсам получила неограниченные полномочия по решению вопросов водопользования, полностью отстранив от этого процесса палестинские органы власти. В 60-е годы были установлены квоты на забор воды, а также на строительство новых колодцев на администрируемых территориях. В 1986 году Израиль сократил на 10 %квоты на использование воды из колодцев, предназначенных для палестинского населения. Это была открытая дискриминация, которая продолжается до сих пор. В 90-е годы в дополнение запретам на строительство новых колодцев вводились многие другие ограничения. Например, палестинские фермеры не могли использовать воду из колодцев после 4 часов дня для своих сельскохозяйственных нужд. Однако, как известно, полив растений обычно осуществляется в вечернее время. Глубина палестинских колодцев не могла превышать 70 метров, тогда как для Израильских поселений на западном берегу глубина колодцев достигала 300–400 метров. Из-за этого существовала огромная разница в объеме воды, получаемой из колодцев – так, объем палестинских колодцев достигал 13000 куб. м в год, а израильских- 750000 куб. М.
Главной проблемой, которая провоцирует международные разногласия по поводу распределения и использования воды, заключается в высокой степени недоверия партнеров и их нежелании сотрудничать. Арабские страны не могли и представить себе саму вероятность сотрудничества с евреями, и потому для них самым очевидным способом решения вопросов является война. Израиль также не доверяет своим соседям, поскольку все последние попытки пойти на компромисс заканчивались новыми террористическими актами и новыми открытыми противостояниями.