Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
равное распределение водных ресурсов между соседями и эффективного использования -
обязательство соблюдать интересы соседних государств, а также не причинять ощутимого вреда. Однако этот принцип сложно интерпретировать, поскольку сложно определить, что подразумевается под «ощутимым вредом» -
обязательство уведомлять соседние государства о предстоящих проектах, а также проводить консультации и переговоры -
принцип сотрудничества и обмена информацией -
принцип мирного разрешения конфликтов.
Очевидно, что по-настоящему эффективным соглашением можно назвать то, которое устраняет основную причину развития конфликта, будь то загрязнения или неадекватное распределение ресурсов. Также важно, чтобы в договоре содержались все необходимые механизмы для пересмотра договора и разрешения возникающих споров. Эффективность соглашения также определяют создаваемые механизмы мониторинга и контроля, которые и будут отвечать за успешное функционирование целой системы.
Безусловно, заключение подобного соглашения - долгая и серьезная работа, и ввиду сложной обстановки в рассматриваемых регионах практически невозможная. Для того, чтобы был сделан шаг в сторону сотрудничества, важно создать необходимые условия, которые способствовали бы развитию процессов кооперации в регионе. Анализируя основные процессы в рассматриваемых регионах, а также основные параметры, способствующие развитию конфликта, можно выделить главные факторы, наличие которых обуславливает мирное разрешение конфликта.
В первую очередь, это взаимное признание сторонами друг друга в качестве равноправных партнеров, чьи интересы они готовы принимать и учитывать. Для того, чтобы в дальнейшим договор соблюдался и конфликт не развивался далее важно не только признание партнеров, но и также приблизительное равенство политической и военной силы у государств. Если государство обладает большим политическим весом, то тогда не будет сдерживающего фактора в виде угрозы применения силы его партнера, и договор вряд ли будет соблюдаться.
Очевидно, что история отношений между соседями также играет немаловажную роль. Если, например, имели место вооруженные столкновения, то тогда уровень доверия между партнерами очень низкий, и они не будут готовы идти на уступки, поскольку будут ожидать предательства.
Необходимо также привлекать местные органы управления к решению вопросов, связанных с созданием системы водопользования. Во-первых, местная администрация обладает гораздо большим объемом реальной информации о проблемах, а также возможностях и недостатках, которые могут иметь место. Без участия сильной третей стороны мощное государство использует свою силу, чтобы надавить на партнера. Предоставление внешней помощи может помочь прийти к соглашению.
Важно также проводить правильную информационную политику, другими словами, важно создавать правильный имидж сотрудничества и кооперации. Важно, чтобы необходимость в диалоге осознавали не только на уровне руководителей государств, а также на уровне простых жителей. Необходимо, чтобы население понимало целесообразность компромисса и всех издержек, которые могут возникнуть.
Очевидно, что подписание эффективного соглашения является главным шагом на пути урегулирования конфликта и создания эффективной системы водного менеджмента. Главные цели, которые должна выполнять система, заключаются в обеспечении социального равенства, экономического роста и защиты окружающей среды при участии гражданского общества и правительственных структур.
Сегодня многие эксперты и специалисты основывают свои рекомендации и планы по урегулированию конфликтов на главных принципах интегрированного управления водными ресурсами. Этот подход был разработан в 2002 году во время Международного Саммита и определяется как процесс, способствующий координированному водными ресурсами с целью повышения благосостояния населения без причинения вреда живым экосистемам.
Главной чертой данного подхода является то, что во главу угла при разработке системы водопользования ставиться главная задача, связанная с водными ресурсами, которую должно решить государство. Так, для развивающихся стран приоритетными направлениями являются борьба с бедностью, голодом и загрязнением окружающей среды. Развитые страны скорее используют отдельные элементы этого процесса при создании локальных систем.
Одной из базовых характеристик данного подхода является интеграция, причем как вертикальная, так и горизонтальная. Горизонтальная интеграция подразумевает создание институтов, которые должны координировать размещение водных ресурсов по разным секторам, которые рассматриваются в совокупности, как система. Иными словами, спрос на воду для сельского хозяйства анализируется во взаимосвязи со спросом, которую предъявляют промышленность, городское или сельское население и т. д. Данный подход, несомненно, позволит вывести решение конфликтов в международных бассейнах на новый уровень. Вертикальная интеграция означает координацию стратегий управления водными ресурсами и согласование основных политик по всем уровням, начиная с локального до международного через созданную институциональную структуру. Данный подход также основывается на принципе децентрализации, а именно смещении полномочий по решению вопросов водопользования на более низкий уровень.
Таким образом, можно сделать вывод, что ключевыми моментами для разрешения конфликта являются сотрудничество и кооперация. Без этих составляющих урегулирование разногласий практически невозможно. Следующим шагом должно стать создание эффективного и адекватного соглашения, которое должно учитывать интересы всех сторон и определять механизмы пересмотра и изменения договора в связи с изменяющимися условиями. Важно внимательно подойти к оценке бассейна и провести качественный анализ социальных и экономических факторов для обеспечения наиболее эффективного распределения водных ресурсов. Важно также создать сбалансированную систему водного менеджмента, основу которой должны составлять эффективные механизмы и сильные институты.
Заключение
Вода является редким ресурсом, представляющим исключительную важность для развития благосостояния любого государства. Однако сегодня человечество сталкивается с серьезным кризисом водных ресурсов. Особенно эта проблема актуальная для стран Ближнего Востока и Африки. Ввиду того, что основным источником пресной воды являются международные реки, между странами, чьи территории входят в бассейны международных рек могут возникать разногласия по поводу распределения водных ресурсов. Водный конфликт может возникнуть только тогда, когда не существует эффективного договора или соглашения, регулирующего отношения между странами по данному вопросу.
Основными причинами возникновения водного конфликта являются столкновение интересов стран, находящихся выше и ниже по течению, односторонние действия государств по использованию ресурсов бассейна, а также политические разногласия между соседствующими государствами.
Существует несколько типов водных конфликтов, когда водные ресурсы могут использоваться в качестве военного, политического средств, а также выступать в качестве военных мишеней и объектов террористических актов. Однако самым распространенным типом водного конфликта является борьба за контроль над водными ресурсами.
В каждом бассейне есть как минимум одно государство, которое полностью зависит от ресурсов бассейна. По иронии именно это государство страдает от дефицита водных ресурсов, и как следствие, предъявляет еще больший спрос на воду.
Если существует большая разница межу политическим и военным потенциалом у соседних государств, то сильное государство будет нарушать права слабого, именно поэтому необходимо найти сильную третью сторону, например международный институт, который выступал бы гарантом соблюдения договора.
Огромно влияние характера политических отношений между государствами. Во многих случаях прослеживается четкая корреляция в хронологии развития политического конфликта и конфликта водного. Главной проблемой является отказ от сотрудничества и кооперации. Однако именно это и должно стать основой для урегулирования водных споров.
Для того, чтобы разрешить существующие водные конфликты, а также предотвратить наступление новых необходимо сменить парадигму или подход к использованию природных ресурсов. Важно осознавать, какую ценность они имеют не только для одного конкретного государства, но и для миллионов других людей, которые проживают в речных бассейнах.
Первым шагом на пути устранения потенциала для водного конфликта является создание межбассейнового соглашения, созданное с учетом интересов всех сторон, и помимо того с анализом долгосрочных перспектив развития бассейна.
Важно рассматривать речной бассейн в комплексе или системе для того, чтобы разработать наиболее эффективную систему водного менеджмента. Необходимо создать межправительственные органы и комитеты, а также привлечь к работе региональные организации, которые за счет своего авторитета могут в каких-либо вопросах выступать в качестве арбитра. Важно создать систему, нацеленную на эффективное использование, а также сохранение водных ресурсов.
Совместное решение проблем является залогом стабильности и безопасности. Естественно, что должно пройти еще время для того, чтобы «вечные враги» сумели встать на новый путь. Однако, чем быстрее это произойдет, тем быстрее исчезнет потенциал для развития конфликта.
| | |