Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К сожалению, политический фактор играет огромную роль в решении водного конфликта. Египет как региональный лидер не имеет никакой инициативы для того, чтобы соблюдать интересы Эфиопии - слабого государства. В то же время Египет заинтересован в стабильной ситуации в Судане, поскольку внутренние конфликты в стране содержат в себе угрозу для внутренней безопасности в Египте.
2. 4 Основные выводы
Рассматривая приведенные выше конфликты в международных речных бассейнах, можно выделить несколько основных характеристик, присущих каждому из них.
В речных бассейнах, расположенных на Ближнем Востоке и Северной Африке наблюдается дефицит природных ресурсов, вызванных естественными причинами. При этом обязательно существует как минимум одно государство, которое страдает от острого дефицита водных ресурсов. Это государство, как правило, и является главным агрессором и провоцирует развитие конфликта. В Азии большую проблему представляют загрязнения, которое сильно снижает качество водных ресурсов.
В каждом из рассматриваемых бассейнов существует как минимум одно государство, которое полностью зависит от ресурсов бассейна. Это объясняет жесткую и непримиримую позицию, которую отстаивают зависимые государства региона. Конфликт между соседствующими государствами возникает тогда, когда нет адекватного соглашения о водопользовании. Отсутствие сформулированных норм и гарантий, механизмов пересмотра и адаптации договоров к новым условиям приводят к тому, что ситуация в бассейне по-прежнему остается неустойчивой. Отсутствие договора также предполагает отсутствие сбалансированной и эффективной системы водного менеджмента. Ни в одном из рассматриваемых бассейнов не функционируют межправительственные органы, которые отвечали бы за контроль над экологической ситуаций и выступали бы в качестве площадки для решения межгосударственных споров.
Важную роль играет политическая и военная мощь соседствующих государств. Поскольку, если в водном конфликте участвуют страны с большой разницей в военно-политическом потенциале, то наиболее сильное государство будет злоупотреблять своими правами на водные ресурсы ввиду отсутствия стимулов учитывать интересы более слабых государств. Это ведет к тому, что сильные государства предпринимают односторонние действия по развитию бассейнов, что несет в себе огромный потенциал для эскалации водного конфликта.
Ключевым фактором в развитии водного конфликта служат политические разногласия. В большинстве случаев водные конфликты удается решить мирным путем, однако в рассматриваемых регионах этого не происходит. Напротив, государства с каждым годом загоняют себя в тупик, из которого потом будет еще сложнее выбраться. Практически во всех бассейнах прослеживается четкая корреляция между политическими столкновениями и водным конфликтом. Государства, которые имеют историю отношений «богатую» войнами и конфликтами, не проявляют инициатив к сотрудничеству. Постоянные разногласия и столкновения определяют характер отношений между странами, который отличается высоким уровнем недоверия. Это ведет к тому, что страны рассматривают водные ресурсы в краткосрочной перспективе в рамках своих выгод и не анализируют негативные последствия, которые оказывает данный подход на благосостояние соседних государств и на всю систему в целом. Очевидно, что для того, чтобы решить проблему водных конфликтов, враждующим сторонам необходимо сменить парадигму и найти новый подход, в противном случае, ситуация в бассейнах может оказаться еще более нестабильной и опасной.
3. Возможные пути решения водных конфликтов
3.1 Выгоды от сотрудничества
В предыдущей главе были подробно рассмотрены водные конфликты и их влияние на политическую и экономическую обстановку в различных регионах нашей планеты. Несмотря на то, что в истории развития отношений между рассматриваемыми государствами имели место вооруженные столкновения, сегодня стороны стараются отказываться от применения силы для решения подобных споров. К сожалению, отсутствие военных действий еще не означает, что конфликт исчерпал себя, ведь по-прежнему существует большой потенциал для его эскалации. Очевидно, что государствам выгоднее урегулировать их мирным путем и как можно скорее.
Совершенно очевидно, что разногласия по поводу распределения водных ресурсов могут быть разрешены исключительно посредством кооперации, об этом говорится в многочисленных работах видных ученых и политических деятелей, которые призывают враждующие стороны встать на мирный путь. Важно, чтобы государства осознали то, что сотрудничать гораздо выгоднее, чем конфликтовать, и это объясняется не только малопонятными, эфемерными политическими дивидендами. Можно привести достаточное количество рациональных аргументов, которые объясняют жизнеспособность и эффективность такого подхода.
Во-первых, государствам может дорого обойтись развязывание конфликта, а тем более вооруженное нападение. Первым начать вооруженное противостояние может только сильное государство, расположенное ниже по течению. И если оно разрушит дамбы или заводы, то может понести еще больший ущерб. Более того, государствам гораздо выгоднее сотрудничать поскольку это подразумевает и экономические выгоды, так как тогда можно разделить бремя издержек по очистке воды и другим проектам между всеми сторонами. Кооперируясь, стороны могут договориться и разработать разумное соглашение, которое им позволит реализовать собственные интересы без нанесения ущерба своему партнеру. Например, гораздо выгоднее прийти к соглашению о поставках воды взамен на низкие тарифы на электричество, нежели искать альтернативные источники. Важно также выделить институциональный фактор, который подразумевает, что наличие договоров и институциональных рамок играют гораздо большую роль, чем просто хорошие отношения между соседями. Это своего рода страхование от политических рисков и ухудшения отношения с соседом. Безусловно, в странах с неустойчивым политическим
режимом может произойти практически все, что угодно, но как правило, даже несмотря на резкое ухудшение отношений между соседями, государства стремятся соблюдать заранее установленные договоры. Более того, страны, которые представляют консолидированную силу по вопросам водопользования, могут с легкостью получить финансирование на проведение какого-либо проекта по очистке воды или возведение новой дамбы. Естественно, что, отказываясь от конфронтации, стороны начинают создавать систему доверительных отношений, которая в будущем может стать основой для эффективных соглашений
Для того чтобы решить те водные конфликты, которые имею место сегодня, необходимо изменить парадигму или подход к решению данных задач.
Те принципы, по которым люди жили ранее – войны за землю и воду, стремление уничтожить противника, чрезмерная и неразумная эксплуатация природных ресурсов оказываются неэффективными в настоящее время. Такие стратегии были оправданы столетия назад, но сегодня они все больше и больше подтверждают свою несостоятельность.
Ключевым элементом в процессе разрешения водных конфликтов должна стать кооперация на всех уровнях. На локальном уровне необходимо создавать организации, которые проводили бы мониторинг экологической обстановки и отвечали бы за распределение ресурсов по секторам.
На уровне государств необходимо стимулировать работу межправительственных комитетов и комиссий, которые были бы ответственны за соблюдение установленных договоров, а также служили бы в качестве переговорных площадок для разрешений возникающих разногласий.
На международном уровне сотрудничество должно осуществляться в рамках международных организаций, которые могут направлять своих специалистов в особо опасные регионы, а также оказывать информационную поддержку при заключении договоров и соглашений. К таким организациям, в первую очередь, относятся многие органы ООН, чья деятельность в той или иной степени связана с трансграничными водными ресурсами.
3.2 Заключение соглашения и создание эффективной системы водного менеджмента
Некоторые эксперты утверждают, что сотрудничество само по себе не имеет высокой ценности, если взаимно нарушаются права договаривающихся сторон. Стоит вспомнить примера бассейна Ганга, где формально присутствуют все признаки кооперации, однако на деле Индия серьезным образом ущемляет права Бангладеша.
Здесь встает сложный вопрос о том, как измерить эффективность бассейновых соглашений, каким критериям они должны соответствовать. Согласно многим экспертам, эффективный договор должен соответствовать трем основным критериям:
-
Простота и четкость формулировок. Иными словами, в договоре должно быть четко обозначено, по поводу каких объектов устанавливается соглашение, и толкование формулировок не должно быть двояким. -
Устойчивость. Договор должен иметь долгосрочную направленность и соответствовать принципу устойчивого развития. -
Универсальность. Этот принцип означает, что договор составлен с учетом возможного изменения существующих условий и может быть применен, даже если таковые произойдут.
Также важно, чтобы бассейновое соглашение должно быть составлено с учетом важнейших факторов. А именно: география бассейна, гидрология, потребление воды каждым из государств, влияние изменения климата, созданные и функционирующие системы водопользования, экономические и социальные показатели спроса на воду в каждом из государств, численность населения, которое полностью зависит от данного бассейна, наличие альтернативных источников воды и загрязнение.
Для того, чтобы соглашение было эффективным необходимо, чтобы оно соответствовало нормам международного права. В данном контексте необходимо сказать, что теоретические основы и принципы регулирования международных вод своими истоками восходят к трем базовым теориям - теории абсолютного территориального суверенитета, теории абсолютной территориальной целостности, а также теории ограниченного территориального суверенитета. Суть первой теории, также известной, как доктрина Хармона, заключается в том, что государство имеет неограниченные права использовать ресурсы озер и рек, протекающих на его территории без оглядки на соседние государства.
Вторая теория утверждает, что государства, находящиеся ниже по течению, также имеют полные права на получение в полном объеме водных ресурсов из международных бассейнов.
И последняя теория основывается на том, что государства могут использовать водные ресурсы для любых целей до тех пор, пока это не причиняет вред и не ущемляет интересы соседних государств.
Именно последняя теория получила наибольшее признание среди участников международной системы и легла в основу принципов международного права относительно регулирования водных ресурсов. Важно, чтобы соглашение соответствовало следующим установленным принципам: