Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главным предметом спора между Израилем, Иорданией и Сирией является река Ярмук. Первые столкновения произошли в 1951 году, когда Иордания объявила о своих планах развития ирригации Иорданской долины за счет ресурсов Ярмука. В ответ на это Израиль инициировал осушение Халейских болот, что привело к пограничным стычкам между Израилем и Сирией. В последующие годы почвой для разногласия послужила инициатива строительства дамбы в Макарине, план которой был подписан Иорданией, БАПОРом и Сирий. Израиль запротестовал, поскольку его интересы не учитывались при разработке этого плана. В том же 1953 году вновь начались военные столкновения между Сирией и Израилем, когда последний начал реализацию крупного инфраструктурного проекта Всеизраильский Водопровод на Галилейском море. Сирия обратилась с жалобой в ООН, но по резолюции Совбеза от 1954 Израиль получил право продолжить строительство, которое возобновилось в 1955 году. Цель проекта заключалась в поставке воды в засушливые районы Негевской пустыни. Конфликт дошел до военного сопротивления, когда Сирия направила к границе свои танки и разрушила первые постройки дамбы.
Казалось, вооруженного конфликта невозможно было бы избежать. Однако его сумели урегулировать при секретном посредничестве США.
Ресурсы Иордана нередко использовались в качестве военного оружия, как например, произошло в 1982 году. Тогда Израиль, зная, что Ясир Арафат и его последователи скрываются в Ливане, желая надавить на него, во время войны перекрыл поставки питьевой воды в Бейрут во время его осады. В 2006 году разногласия также возникли между соседями – Израилем и Ливаном, когда участники движения Хезболла уничтожили израильский завод по переработке сточных вод. В ответ Израиль разрушил водопроводы, резервуары, насосные станции, расположенные на берегу реки Литани.
Попыткой урегулирования конфликта стало предложение американского правительства принять специальный план использования водных ресурсов Иордана с целью избежать кровопролития между арабами и израильтянами, и учесть интересы всех сторон. Этот план известен как план Джонстона.
На основе анализа конфликта на Ближнем Востоке можно выделить несколько главных факторов развития конфликта. В первую очередь, это климатические особенности региона, которые являются причиной водного дефицита. Неправильное использование водных ресурсов и, как следствие, высокий уровень загрязнений только усугубляют проблему. Водные ресурсы бассейна критичны для экономического развития стран региона. Израиль абсолютно зависим от Иордана, как от единственного источника воды. Это объясняет его жесткую и бескомпромиссную позицию в решении многих вопросов. Такую позицию объясняет и тот факт, что Израиль является сильнейшим в военном плане государством региона, которое к тому же получает негласную поддержку США.
Разрешению этого водного конфликта препятствуют политические разногласия между соседями и высокий уровень недоверия и враждебности. В первую очередь это касается внутреннего конфликта между Израилем и Палестинскими территориями.
2.2. Конфликт в бассейне реки Ганг.
Одним из самых опасных и конфликтных регионов можно по праву считать Южную Азию, где беспрецедентный рост населения и растущий спрос на воду приводят к появлению конфликтов между соседствующими государствами и ставят под угрозу региональную безопасность.
Один из крупнейших речных бассейнов - бассейн Ганга, Брахмапутры и Мехгны является главным источником водных ресурсов в Южной Азии, а также главным фактором экономического и социального развития для стран региона.
Истоки Ганга и Брахмапутры расположены в Гималайских горах, и затем, пересекая территорию Индии и Непала, попадают в Бангладеш. Важной особенностью этого речного бассейна является то, что реки пополняются в летние месяцы, во время таяния ледников, и могут даже выходить из берегов, именно поэтому Бангладеш часто страдает от сильных наводнений. В зимние месяцы объем воды сильно падает, что может даже приводить к засухе.
Главный международный конфликт в этом бассейне касается распределения ресурсов между Индией и Бангладешем, поскольку, как страна, находящаяся выше по течению, Индия забирает слишком много воды, и Бангладеш не получает достаточного количества водных ресурсов для нормальной жизнедеятельности. История конфликта между Индией и Бангладеш начинается в 1951 году, когда Индия объявила о своих планах строительства Дамбы Фаракка. Это повлекло за собой резко негативную реакцию Пакистана, который опасался, что использование Дамбы сильно снизить объем воды, получаемой из Ганга. Инициатива имела три главные цели - отвести часть воды в реку Хугли для того, чтобы обеспечить нормальное судоходство в порте Калькутты, а также гарантировать приток пресной воды в город. Строительство Дамбы завершилось в 1974 году, когда Бангладеш уже обрел независимость от Пакистана. Серьезной проблемой является то, что строительство проекта не было одобрено или даже согласовано с представителями Бангладеш. Это типичный пример водного конфликта, когда страна, расположенная выше по течению, предпринимает единоличные действия, которые оказывают негативное воздействие на состояние других стран. По оценкам экспертов, эксплуатация Дамбы привела к тому, что в Бангладеше вырос уровень загрязнений, ухудшились условия для судоходства, снизился улов рыбы, поднялся уровень солености и т. д. С целью решения данной проблемы Индия и Бангладеш подписали два соглашения. Первый договор был подписан в 1977 году, и в нем говорилось о пропорциях, которые должен получать Бангладеш в каждый из установленных периодов.
Был также создан специальный Комитет, который должен отслеживать экологическую ситуацию в бассейне. В договоре также прописаны все необходимые механизмы для решения каких-либо споров между соседними странами, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Договор был весьма эффективным, однако он перестал действовать в 1982 году, и так и не был продлен. В последующие годы были подписаны лишь некоторые краткосрочные соглашения, которые не предусматривали никаких гарантий обеспечения потока для Бангладеша. Новый договор был заключен лишь в 1996 году. Этот договор не предусматривал никаких гарантий поставок воды для Бангладеша, который очень уязвим в периоды засухи зимой и во время наводнений в летний период. В этом договоре также не предусматривались механизмы для разрешения споров, и потому что Бангладеш вынужден «безмолвно» справляться с ужасными последствиями засух и наводнений. К тому же остальные государства, которые имеют на своей территории реки, принадлежащие бассейну, не являются участниками договора, и потому могут разрабатывать собственные проекты, не проводя никаких дополнительных согласований. Это оказывает негативное влияние на экологическую обстановку в бассейне, который и без того отличается очень высоким уровнем загрязнений. Помимо негативных последствий, с которыми сталкивается только Бангладеш, в Индии также появляется много проблем, связанных с ухудшением окружающей среды. Из-за эксплуатации Дамбы Фаракка стал высыхать лес Сандербанс
Очевидно, что это не самый острый конфликт из всех существующих на планете, но он может стать таким через несколько лет. Индия не заинтересована в том, чтобы создать нормальное соглашение, а у Бангладеш нет политической силы, чтобы принудить ее к этому. Обе страны уже столкнулись с проблемой перенаселения, которая в будущем только усугубиться. Бангладеш, например, занимает 8-е место в мире по объему населения. Из-за постоянных наводнений и нехватки воды, многие жители мигрируют в ближайшие государства, что вызывает их вполне оправданное недовольство. Проблема мигрантов из Бангладеша стала актуальной для Мьянмы, Малазии и других государств. В одной Индии проживает порядка 20 миллионов нелегальных иммигрантов из Бангладеша. Поэтому если не будет решен вопрос о распределении воды между соседями, то и без того неустойчивая безопасность в Южной Азии окажется под угрозой.
2.3 Водные конфликты в Африке.
Африка считается одним из самых уязвимых регионов в мире, поскольку постоянный рост населения и растущий спрос на воду ставят под угрозу нормальное экономическое и социальное развитие региона. Крупнейшим речным бассейном, заслуживающим особого внимания, является бассейн реки Нил - самой протяженной реки на планете.
Нил, длина которого составляет 6852 км, протекает по территории десяти стран Африки. Истоком реки принято считать о. Виктория в Уганде. Главными притоками Нил являются реки Голубой Нил, Белый Нил и Атбара. Важной чертой данного бассейна является то, что практически половина его ресурсов сосредоточена в странах с очень низким уровнем осадков. Это означает, что в этих странах ресурсы реки практически не пополняются. В то же время низкий уровень осадков означает, что население зависит от Нила, как от единственного и безальтернативного источника воды. Это приводит к чрезмерному использованию водных ресурсов и их сильному истощению.
До середины двадцатого века африканские территории были колониями ведущих европейских держав. Так как водные ресурсы были и остаются ключевым фактором экономического развития региона, то система ирригации и водопользования была создана еще Британской Империей. Ключевая роль при этом отводилась Египту, который получал наибольшие привилегии при распределении водных ресурсов. И сегодня Египет претендует на наибольший объем водных ресурсов региона, основываясь на своих показателях населения и экономического роста, а также апеллируя к тому факту, что Нил является единственным источником пресной воды. Еще в эпоху колониального правления в регионе всегда было много споров по поводу того, как должны распределяться водные ресурсы и где- в верховьях или низовьях должен находиться контролирующий орган. Конфликт в бассейне Нила является типичной формой разногласий между странами, расположенными выше и ниже по течению.
Попыткой урегулирования конфликта стало создание в 1925 году специальной Комиссии, главной задачей которой было установление эффективной системы водного менеджмента между соседствующими государствами. Тогда было заключено соглашение, по которому Египет получал гарантии на 48 куб. м/год при этом, особые права на пересмотр договора, а также права претендовать на дополнительные объемы воды в случае засухи. Наиболее серьезные разногласия возникли между Суданом и Египтом, когда последний в 1952 году, сразу после Июльской революции объявил о своих намерениях на строительство Асуанской Плотины. Для строительства дамбы необходимо было провести новые переговоры с Суданом, поскольку ее заполнение требовало значительного увеличения потока воды. Первый раунд переговоров состоялся в 1954 году, однако странам не удалось прийти к договоренности. В этот период отношения между странами обострились не только по политическим причинам, но и также по поводу решения водных вопросов. В 1958 году Египет направил свои войска на спорные территории для урегулирования конфликта. Зная, что египтяне собирались возводить плотину на своей территории, Судан нарушил соглашение 1929 года, построив плотину Сеннаре в 1959 году. Однако это действие не спровоцировало никаких серьезных разногласий, и уже в том же году был заключено Соглашение по Водам Нила. Согласно этому договору, общий поток Нила измеряется в 84 млрд. куб. м/год, в соответствии с которым, распределение водных ресурсов происходит следующим образом: 48 млрд. куб. м/год для Египта и 4 млрд. куб. м/год для Судана.
Главной проблемой данного договора является то, что он не учитывал и не учитывает растущие потребности других стран, и также не был подписан другим крупным государством-Эфиопией. После того, как Соглашение было заключено между Египтом и Суданом, Эфиопия выступила с заявлением о том, что будет развивать проекты в одностороннем порядке, и что для своих сельскохозяйственных нужд будет дополнительно забирать 40 млн куб. м/год. Серьезный конфликт между Египтом и Эфиопией разгорелся в 1978 году. В 70-е годы Эфиопия стала разрабатывать планы по строительству плотин и водохранилищ на Голубом Ниле, что ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность Египта. Даже небольшие дамбы в Эфиопии могут значительно уменьшить объем потока Нила в Египте. Конфликты между государствами продолжаются и до сих пор. В начале 1990-х годов Египет даже заблокировал решение Африканского Банка о выдаче кредита Эфиопии, необходимого для строительства нового водохранилища.
Водный вопрос в Африке – это вопрос благосостояния миллионов человек, которые до сих пор живут в ужасных условиях. Примером является Эфиопия, которая постепенно начинает предъявлять высокий спрос на воду и располагает некоторыми средствами, необходимыми для строительства инфраструктурных проектов.
В 90-е годы при посредничестве Всемирного Банка был предложен ряд проектов, нацеленных на то, чтобы создать эффективную систему водопользования в регионе – Инициатива по развитию бассейна Нила. Благодаря этой инициативе страны региона начинают осознавать важность и необходимость сотрудничества, и даже Египет и Судан были готовы пойти на серьезные уступки для Эфиопии, суть которых заключается в пересмотре действующего договора и перераспределении воды в пользу Эфиопии и других стран, расположенных выше по течению. Однако, новый договор, предложенный Всемирным Банком в 2009 году, так и не был подписан Египтом и Суданом.
Таким образом, главную опасность для бассейна представляет быстрый рост населения прилежащих территорий, который будет сопровождаться деградацией природных ресурсов и снижением качества пресной воды. По оценкам экспертов, численность населения, проживающего в бассейне Нила, в скором времени может составить приблизительно 350 млн человек, по сравнению с 250 млн, которые проживают там сегодня. Как известно, наибольшая доля водопользования всегда приходится на сельское хозяйство. Вопрос развития сельского хозяйства для африканских стран – это вопрос национальной продовольственной безопасности. Так как в странах данного речного бассейна ожидаются высокие темпы прироста населения, то логично ожидать и развитие первичного сектора в регионе. Проблема также состоит в низком уровне инфраструктуры, необходимой для хранения и транспортировки воды в наиболее засушливые участки. Сложность также представляют нехватка знаний в области метеорологии для того, чтобы прогнозировать засухи, наводнения, ураганы и прочие природные явления.