Файл: Т. И. Ачи нович. Минск бгу, 2022. 199 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1114

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

187
Нуклеарная (ядерная) семья – семья, состоящая из мужа, жены и детей (может включать бабушку и/или дедушку, если они живут с семь- ей и непосредственно участвуют в уходе за детьми).
Парадоксальное предписание – предписание консультанта продол- жать симптоматическое поведение для выявления вторичной выгоды; доведение им существующей между созависимыми партнерами двойной связи до крайности в расчете на ее прекращение.
Парадоксальные техники – комплекс методов, основанный на эффекте парадокса, когда членам семьи даются противоречивые ин- струкции и поведение меняется в результате принятия или отвержения рекомендаций консультанта.
Паттерны взаимодействия – устойчивые способы поведения чле- нов семьи и постоянно повторяющиеся коммуникативные стереотипы, включающие в себя определенные послания (сообщающие или содер- жащие некий смысл для членов семьи).
Первичная выгода – ослабление тревоги с помощью защитных механизмов психики.
Перенос – перемещение чувств к значимой фигуре на другого че- ловека и их отреагирование.
Поведенческие техники – комплекс методов, направленных на уменьшение конфликтов и стимулирование эффективных внутрисе- мейных взаимодействий через непосредственное выполнение во время консультации или дома заданий, предложенных психотерапевтом.
Позитивная коннотация – положительное переформулирование ситуации.
Посттравматическая стрессовая реакция – нормальная реакция на ненормальные обстоятельства; состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки его обычного опыта.
Правила взаимодействия – небольшой набор устойчивых взглядов на жизнь (убеждения, установки, ценностные ориентации, мировоззре- ние), которые проявляются в определенных паттернах поведения.
Проблема – указание на противоречия, которые клиент хотел бы, но не может устранить из своей жизни.
Психологическое консультирование – процесс взаимодействия между помогающей стороной и стороной, обращающейся за помощью, который включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, преодоле- ния трудностей и реализация стремлений клиента.
Развод – разрыв супружеских отношений в юридическом, экономи- ческом и психологическом аспектах и реорганизация семейной системы.
Данное событие всегда сопряжено с продолжительными и болезненными переживаниями всех членов семьи.
Разобщенные границы – слишком прочные границы, которые ригидно разделяют семейные подсистемы.


188
Расшатывание семейной системы – изменение иерархической организации семьи путем создания коалиции консультанта с одним или несколькими ее членами.
Расширенная семья – семейный клан, включающий несколько се- мей, связанных кровным родством, по крайней мере в трех поколениях.
Рефрейминг – позитивное переформулирование, нахождение в симп томе, проблеме положительного смысла, который можно ис- пользовать в психотерапевтических целях.
Самодиагноз – собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлении о себе, семье и человеческих отношениях.
Семейная иерархия – распределение по силе, значимости и авто- ритетности (социальной, личностной, материальной и др.) семейных подсистем. В дисфункциональных семьях часто присутствует феномен перевернутости семейной иерархии, которая существует на фоне сим- биотических связей, коалиций и смещения семейных ролей.
Семейная история – специфическая, несущая эмоциональную на- грузку проблема, вокруг которой формируется периодически повторя- ющийся в семье конфликт.
Семейная легенда – интерпретация отдельных событий, искажаю- щая реальные факты семейной истории и позволяющая поддерживать миф о семейном благополучии. Семейная легенда выполняет защитную функцию. Она может относиться к микро-, макросистемному или ин- дивидуальному уровню психологического функционирования семьи.
В отличие от семейного мифа, семейная легенда осознается как неправда, искажение информации (например, легенда о супружеской верности при наличии измены, легенда о естественной смерти суицидента и др.).
Со временем семейная легенда может стать частью семейного мифа.
Семейная органическая конституция – типичные образцы се- мейного реагирования, влияющие на формирование жизненного стиля личности каждого члена семьи (по А. Адлеру).
Семейная парадигма – семейная концепция социального мира, которая руководит чувствами, мыслями и действиями членов семьи.
Семейная проекция – процесс проецирования определенной функ- ции в семейной системе на конкретного ребенка в семье.
Семейная система – открытая система, где все члены взаимодей- ствуют друг с другом и с окружающими системами (школа, производство и др.). Она постоянно развивается вследствие обратных связей с внеш- ним миром и стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся связей (см. гомеостаз), а с другой – к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования.
Семейная подсистема – отдельный элемент семейной системы
(см. семейная система). Она определяется такими факторами, как по-


189
коление, пол, интересы, и охватывает следующие подгруппы семьи: родительскую, супружескую, детскую, женскую, мужскую и др.
Семейное консультирование – консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях близких для него людей.
Семейные правила – явные или скрытые нормы, которые органи- зуют интеракцию членов семьи в более или менее стабильную систему.
Семейные роли – индивидуально определяемые паттерны поведе- ния, которые подкрепляются ожиданиями и нормами семьи.
Семейные традиции и ритуалыповторяющиеся узаконенные действия, имеющие символический смысл и являющиеся важным фак- тором стабилизации системы, который редуцирует тревогу ее членов.
Семейные ценностиидеалы, представления о семье, ее особен- ностях, которые одобряются и культивируются в кругу семьи, а также служат важным фактором регуляции взаимоотношений между ее члена- ми. В семье могут находить отражение общегосударственные ценности.
Семейный диагноз – клиническая основа семейной психотерапии
(семейного консультирования), требующая от специалиста знания си- стемного подхода и умения собрать анамнестические сведения.
Семейный миф – многофункциональный семейный феномен, проявляющийся в виде совокупности представлений членов семьи о ней же. Его функция (оберегающая) заключается в сокрытии от со- знания отвергаемой информации о семье. Это психологическая защита семьи, способствующая поддержанию ее целостности, например «Мы – дружная семья» и др.
Семейный ритуал – система действий, совместно выработанных членами семьи, которая в строгой последовательности определяет их поведение в особых ситуациях.
Семейный сценарийустойчивые паттерны структурной ор- ганизации и микродинамики семьи, повторяющиеся из поколения в поколение.
Сиблинги – братья и сестры.
Сиблинговая позиция – функциональная роль ребенка, связанная с его порядком рождения в семье.
Системная гипотеза – гипотеза, которая описывает ситуацию в се- мье в целом, объясняет циркулярные и парадоксальные стереотипы взаимодействия ее членов.
Системная травма – непредсказуемые жизненные события (смерть одного из родственников, внезапная болезнь, рождение внебрачного ребенка, развод родителей, вынужденная перемена места жительства и др.), связанные с историей семьи, которые несут разрушительный эффект для последней, несмотря на ее попытки к ним приспособиться.
Системные сдвиги – выраженные изменения во внутреннем ба- лансе взаимоотношений внутри системы. Они возникают в результате


«застревания», препятствия, неадекватной адаптации при семейном кризисе.
Скульптура семьи – техника, позволяющая участникам понять семейный опыт на языке тела.
Смешанная семья – нуклеарная семья, включающая свекровь и зятя, мачеху или отчима, пасынка или падчерицу, а также приемных детей.
Созависимость – слитные, симбиотические взаимоотношения с ад- диктом, при которых чрезмерная эмоциональная близость приводит к стиранию межличностных границ и утрате идентичности.
Социометрические техникиметоды для наблюдения, измерения и изменения социального взаимодействия. Уделяется внимание месту каждого члена семьи в системе с позиции того, каковы результаты его деятельности и каким образом они воспринимаются другими членами системы. За счет этого исследуются паттерны и схемы взаимодействия.
Стереотипы взаимодействия – устойчивые способы поведения членов семьи, их поступки и сообщения, которые часто повторяются.
Структура семьи – сеть требований и функций (соответствующих видам внутрисемейной деятельности), формирующая способы взаимо- действия в семье, а также основанные на них постоянные, поддающиеся предсказанию типы (способы) поведения.
Структурные техники – группа техник, целью которых является реорганизация семейной системы, создание пространства для ее струк- турных изменений за счет предоставления членам семьи возможностей для апробирования новых ролей и помощи в установлении и поддержа- нии адекватных границ между подсистемами.
Триангуляция – вовлечение в пару третьего человека для снижения напряженности в семье.
Триангуляция (конфликтный треугольник) – способ снизить остроту конфликта в диаде путем включения в отношения третьего человека в семейных отношениях: например, конфликт в результате симбиотической связи матери и ребенка-подростка, а третье лицо кон- фликта – отец-аутсайдер.
Устойчивость семьи – проявление семьей сильных сторон в стрес- совые периоды.
Циркулярное интервью – техника, сущность которой составляют вопросы на определенные темы, задаваемые по кругу каждому члену семьи.
Экстернализация – практика, в основе которой лежит следующее убеждение: проблема – это нечто, что управляет жизнью человека, вли- яет на нее и пронизывает ее, нечто отдельное и отличающееся от самого человека.
Эмоциональный разрыв – процесс, с помощью которого триангу- лированный ребенок пытается «освободиться» от родительской семьи.


191
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основной
Варга, А. Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика / А. Я. Варга, К. Бейкер. – М. : Когито-Центр,
2015. – 496 с.
Витакер, К. Танцы с семьей: подход, основанный на личном опыте /
К. Витакер, В. Бамберри. – СПб. : Питер, 2019. – 220 с.
Джонсон, С. М. Обними меня крепче: семь диалогов для любви на всю жизнь / С. М. Джонсон. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 349 с.
Змановская, Е. В. Психология семьи. Основы супружеского консульти- рования и семейной психотерапии : учеб. пособие / Е. В. Змановская. – М. :
Инфра-М, 2017. – 376 с.
Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие / А. Г. Ли- дерс. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2015. – 546 с.
Олифирович, Н. И. Практика семейной психотерапии: системно-анали- тический подход : учеб.-метод. пособие / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента. –
2-е изд. – М. : Акад. проект, 2018. – 355 с.
Олифирович, Н. И. Семейные тайны в работе психолога: системно-ана- литический подход / Н. И. Олифирович. – Минск : БГПУ, 2016. – 323 с.
Олифирович, Н. И. Теория семейной психотерапии: системно-аналитиче- ский подход : учеб.-метод. пособие / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента. – М. :
Акад. проект, 2017. – 300 с.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирова- ния : учеб. пособие / Е. И. Артамонова [и др.] ; под ред. Е. Г. Силяевой. – М. :
Академия, 2015. – 192 с.
Семьеведение: Теория и практика / под ред. О. Г. Прохоровой, Е. И. Хо- лостовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 379 с.
Сенько, Т. В. Психодиагностика и психотерапия семьи / Т. В. Сенько. –
Бельско-Бяла : ADDENDIUM, 2017. – 383 c.
Системная психотерапия супружеских пар : сб. ст. / автор-сост. А. Я. Вар- га. – М. : Когито-Центр, 2017. – 340 с.
Социальная защита и здоровье личности в контексте реализации прав человека: наука, образование, практика [Электронный ресурс] : материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 26–27 нояб. 2015 г. / редкол.: Э. И. Збо- ровский (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2016. – 921 с.
Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер,
В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2015. – 672 с.
Дополнительный
Агейко, О. В. Социальная перцепция семейных отношений у детей из не- полных семей : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. В. Агейко. – Минск,
2004. – 18 с.

192
Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб. : Акад. проект,
1997. – 286 с.
Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консуль- тирование / Ю. Е. Алешина. – М. : Класс, 2007. – 208 с.
Андреева, Т. В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева. – СПб. :
Речь, 2005. – 436 с.
Андреева, Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 244 с.
Антонов, А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. – М. :
Класс, 1996. – 126 с.
Арутюнян, Ю. В. Этносоциология / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева,
А. А. Сусоколов. – М. : Класс, 1998. – 96 с.
Ачинович, Т. И. Взаимосвязь детско-родительских отношений и представ- лений о распределении ролей в семье у юношей и девушек / Т. И. Ачинович,
В. М. Турок // Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века : материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. учащихся, студентов и молодых исследователей, Минск, 26 апреля 2017 г. / Рос. гос. соц. ун-т., фил. в г. Минске ; редкол.: С. А. Полетаев (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Бестпринт,
2017. – С. 261–264.
Ачинович, Т. И. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи / Т. И. Ачинович, Д. Д. Боровикова // Социальная психология: вопросы теории и практики : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. памяти М. Ю. Кондратьева, Москва, 12–13 мая 2021 г. / ФГБОУ ВО МГППУ. –
М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – С. 81–83.
Ачинович, Т. И. Особенности ценностных ориентаций супругов на разных этапах брака / Т. И. Ачинович, И. В. Титовец // Социальный мир: роль моло- дежи в решении проблем XXI века : материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. учащихся, студентов и молодых исследователей, Минск, 26 апр. 2017 г. /
Рос. гос. соц. ун-т., фил. в г. Минске ; редкол.: С. А. Полетаев (гл. ред.) [и др.]. –
Минск : Бестпринт, 2017. – С. 259–261.
Ачинович, Т. И. Особенности эмоциональной сферы женщин, подверг- шихся домашнему насилию / Т. И. Ачинович, В. И. Штанюк // Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы : матери- алы VI Междунар. молодеж. науч.-культур. форума, г. Томск, 21–23 марта
2016 г. / под науч. ред. Л. В. Ахметовой. – Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та,
2016. – С. 122–123.
Ачинович, Т. И. Ролевые ожидания и притязания в браке и удовлет- воренность браком в семьях разного типа / Т. И. Ачинович, Н. Н. Козел //
Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века : материалы
XIII Междунар. науч.-практ. конф. учащихся, студентов и молодых исследо- вателей, Минск, 26 апр. 2017 г. / Рос. гос. соц. ун-т., фил. в г. Минске ; редкол.:
С. А. Полетаев (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Бестпринт, 2017. – С. 248–250.
Ачинович, Т. И. Социально-психологическая помощь женщинам, подвер- женным домашнему насилию / Т. И. Ачинович, Т. М. Севко // Инновационные социально-психологические технологии: от теории к практике : сб. мате- риалов междунар. науч.-практ. фестиваля каф. соц. работы и реабилито- логии фак. филос. и соц. наук Белорус. гос. ун-та, посвящ. 100-летию ун-та,