ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1112
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9
Консультант обычно отвечает за обеспечение безопасности консультации, технологию доступа к разрешению проблем клиента, а клиент – за соб- ственную активность, искренность, желание осуществить изменение своего ролевого поведения;
4) уточнение проблемы клиента в целях максимальной ее субъективи- зации, а также тестирование ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Этому помогают вопросы: «Как вы раньше справлялись с трудностями, что вам помогало?», «В каких ситуациях вы были силь- ными и как использовали свою силу?»;
5) укрепление веры клиента в успешность и безопасность процедуры консультирования и собственно ее проведение. Можно использовать утверждение следующего содержания: «Ваше желание осуществить из- менения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании со стремлением консультанта сотрудничать с вами, его профессиональны- ми качествами и опытом будут надежной гарантией успешной работы»;
6) коррекционное (терапевтическое) воздействие. Данный этап вклю- ча ет обсуждение с участниками положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения. Здесь возможны такие вопросы:
«Что самое плохое для вас в сложившихся обстоятельствах?», «Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?» Также воздействие предполагает совместный поиск новых шаблонов поведения. Консультант предлагает следующие вопросы: «Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?»,
«Как вели себя значимые для вас люди, оказавшись в похожей ситуа- ции?», «Вы смогли бы так поступить?», «Что вам поможет совершить такой же поступок?» На этом этапе можно также использовать приемы визуализации;
7) проведение «экологической проверки» – задание членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5–10 лет и исследовать соб- ственное состояние;
8) «страхование результата» в целях обретения клиентами уверен- ности в том, что они способны освоить новые стереотипы поведения.
Для этого используются домашние задания, приглашение на повтор- ную консультацию через некоторое время для обсуждения полученных результатов;
9) процедура «отсоединения». В ряде случаев «отсоединение» может произойти автоматически при достижении клиентами необходимого эффекта. Однако иногда консультант вынужден его стимулировать, за- вершая консультативный процесс.
Существует большое количество трудов по психологии, обосновы- вающих продолжительность консультативного процесса и отдельных консультативных встреч. Большинство авторов сходятся во мнении, что продолжительность одной консультации в среднем составляет 1–1,5 часа.
Длительность консультирования определяется запросом клиентов и их
10
готовностью работать. В зарубежных источниках краткосрочное кон- сультирование ограничивается 15–25 встречами.
Психотерапевтическая работа требует длительного времени и может занимать несколько лет. Отечественные авторы указывают, что в нашей стране клиенты часто стремятся к решению проблемы за одну встречу.
По данным Ю. Е. Алешиной, в среднем консультирование индивиду- ального клиента по семейным проблемам длится 2–4 встречи, консуль- тирование целой семьи – 5–6 встреч. Не рекомендуется устанавливать продолжительность этих встреч более 2 часов.
Основные принципы семейного консультирования
Основными принципами семейного консультирования, как и любого вида психологического консультирования, являются:
• добровольность обращения клиента;
• конфиденциальность;
• личная ответственность клиента;
• профессиональная компетентность и ответственность консуль- танта;
• стереоскопичность диагноза;
• реконструкция истории семьи;
• совместная выработка решений;
• привлечение широкого социального окружения;
• комплексность в работе с семьей, единство диагностики и кор- рекции;
• структурирование позиций в процессе консультирования;
• выявление подтекста обращения клиента.
При отсутствии явных противопоказаний специфическим для се- мейного консультирования и необходимым условием его высокой эф- фективности следует считать требование работы с семьей как целостной системой.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные этапы развития отечественной семейной психотерапии.
2. Назовите приоритетные задачи семейного консультирования с уче- том основных тенденций развития семьи в современном обществе.
3. В чем заключается специфика семейного консультирования по сравнению с семейной психотерапией?
4. Какие существуют модели консультативной помощи семье?
5. Перечислите стадии семейного психологического консультирова- ния и раскройте их содержание.
6. Дайте характеристику основных принципов оказания психологи- ческой помощи семье.
11
Задания
1. Проанализируйте, в чем заключаются сходства и различия между понятиями «семейное консультирование» и «семейная психотерапия»?
Заполните таблицу.
Критерий
Семейное консультирование
Семейная психотерапия
Сходство
Различие
Изучите и проанализируйте нормативные правовые документы
(см. список литературы), регламентирующие деятельность работы психолога-консультанта в социальной сфере с различными социально уязвимыми категориями населения, и проанализируйте их. Создайте памятку для работы психолога, выписав основные положения таких документов.
2. ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ
И НАРУШЕНИЙ
Особенности диагностики семьи
Психолог, приступая к диагностике семьи, должен четко представлять цель своей работы на данном этапе консультации. Цели изучения семьи:
• установление семейного диагноза – выявление у одного или не- скольких членов обратившейся за консультацией семьи нарушений, которые препятствуют ее нормальной жизнедеятельности;
• определение психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция взаимоотношений в этой семье.
Диагностика семейных отношений связана с рядом
проблем:
1) сложностью семьи как социальной и психологической системы, включающей в себя большое число всевозможных отношений и вза- имосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т. д.;
2) отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого пони- мания ее сущности и структуры в современной психологической науке.
Общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи, не выработана. Вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми, подхода- ми к проблемам семейных отношений. Это связано с тем, что семейное консультирование и его методология находятся в стадии становления;
12 3) скрытостью (интимностью) многих происходящих в семье собы- тий в соответствии с моральными и эстетическими нормами, обычаями и традициями нашего общества;
4) изменчивостью и быстротой протекания событий семейной жиз- ни, что позволяет им легко ускользать даже от опытного и тренирован- ного наблюдателя;
5) разбросанностью данных, представляющих интерес для семейного консультанта, в разных сферах деятельности семьи и проявляющихся только в отдельные моменты ее жизни (доминирование – подчинение).
Задачи, стоящие перед психологом, можно разбить на три группы:
1) решение наиболее общего вопроса: нужно ли при исследовании причин определенных негативных тенденций в поведении индивида обращаться к семье?
2) определение системы изучения семьи, играющей ту или иную роль в возникновении и развитии конфликтных отношений;
3) выявление путей и методов получения необходимых сведений о семье. Диагностика семейных отношений может быть сведена к трем основным группам вопросов: добрачные, супружеские проблемы и вза- имоотношения детей и родителей.
Психолог в своей работе с семьей использует различные
методы пси- ходиагностики: беседу, опрос, наблюдение, эксперимент, метод социо- метрии, биографический метод, количественно-качественный анализ документов, тестирование.
Диагностика в добрачный период
Особенности предбрачного ухаживания позволяют установить исто- ки зарождения трудностей, которые могут проявиться на каком-либо из этапов жизненного пути.
Тесты в этой области можно разделить на две группы: первая на- правлена на исследование оценки юношей и девушек себя как будущих супругов и родителей; вторая, ориентированная на оптимальный подбор пар для знакомства и потенциального супружества, помогает прогнози- ровать супружеские отношения.
Первую группу составляют следующие тесты:
• методика оценки старшеклассником себя как будущего семьяни- на – позволяет определить, как подросток представляет себе эту роль и в какой степени выделенные им качества выражены у него в настоя- щее время;
• тест на превентивную удовлетворенность браком – показывает, насколько юноши и девушки в перспективе будут удовлетворены своим браком;
• методика «Функционально-ролевая согласованность» – помогает определить структуру распределения ролей в семье. Для анализа функ- ционально-ролевой согласованности используются три структуры ролей:
13
нормативная (как должно быть); желаемая (как хотелось бы); квазиреаль- ная (как скорее всего сложится). Также в качестве предмета обсуждения рекомендуется выделить представления старшеклассников о распределе- нии семейных ролей в нормативном, желаемом и квазиреальном планах.
Вторую группу составляют следующие диагностические материалы:
• анкета-интервью «Вы вступаете в брак» (В. А. Сысенко
1
) – позволяет выявить мнение вступающих в брак о различных проблемах, с которыми сталкиваются молодые люди;
• тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И. Ф. Юнда) – по- могает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание ува- жительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспита- ние детей, интимная жизнь, налаживание здорового семейно-бытового режима и т. д. Кроме этого, с помощью данной методики можно наметить перспективы благополучия семейных отношений;
• методика определения психологической совместимости в браке
(Ю. А. Решетняк, Г. С. Васильченко) – модифицированный вариант теста
Т. Лири. Несовместимость супругов хотя бы на одном из четырех уров- ней супружеских отношений – психофизиологическом, психологиче- ском, социально-психологическом, социокультурном – может привести к дисгармонии в супружеских отношениях. С помощью этой методики практический психолог прогнозирует степень совместимости будущей супружеской пары на психологическом уровне. Методика может быть использована также в целях оптимального подбора пар для знаком- ства и потенциального супружества. Прогноз совместимости будущей супружеской пары строится и на основании результатов опросников, диагностирующих динамические особенности личности. Пример мы приведем позже, когда будем рассматривать методы диагностики су- пружеских отношений;
• шкалы любви и симпатии (3. Рубин) – эту методику можно исполь- зовать как при индивидуальной работе, так и в группах. Ее преимуще- ство – в простоте обработки и легкости заполнения. Используя данную методику, психолог может выявить особенности эмоционального отно- шения респондента к любимому человеку.
Методы психодиагностики супружеских отношений
Данный блок опросников выявляет особенности общения и взаимо- отношений, качества личности супругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей, а также позволяет понять нравственно-психологические основы супружеских отношений.
1
Здесь и далее в скобках указаны фамилии авторов приведенных диагно- стических методик и психотерапевтических техник.
14
Методики изучения особенностей общения и взаимоотношений в су-
пружеской паре:
• опросник «Общение в семье» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Ду- бовская) – измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, уровень взаимопонимания супругов, легкость и психотерапевтичность общения;
• проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер) – направлен на диагностику характера коммуникаций в семье;
• методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Вол- кова) – выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой;
• методика «Распределение ролей в семье» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гоз- ман, Е. М. Дубовская) – определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи; хозяина (хозяйки) дома; ответственного за воспитание детей; органи- затора семейной субкультуры, развлечений; сексуального партнера; психотерапевта;
• методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер,
В. В. Юстицкис) – позволяет выявить наиболее типичное состояние инди- вида в собственной семье: удовлетворительное / неудовлетворительное, нервно-психическое напряжение, семейная тревожность. Известно, что характер общения и взаимоотношений в супружеской паре детермини- рован эмоциональной атмосферой в родительской семье;
• проективная методика «Семейная генограмма» (Э. Г. Эйдемиллер) – с ее помощью можно представить истоки модели общения супругов.
Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотношений, неосознаваемый ее членами.
Методы исследования индивидуальности супругов:
• определение типа темперамента (Г. Айзенк);
• 16-личностный факторный опросник (Р. Кеттелл);
• тест MMPI (Дж. Мак-Кинм, С. Хатэуэй);
• методика рисуночной фрустрации (С. Розенцвейг);
• цветовой тест (М. Люшер) и др.
Результаты индивидуально-психологического исследования исполь- зуют для установления меры личностной совместимости и информиро- вания супругов об особенностях характера друг друга.
Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей:
• опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю. Е. Алешина,
Л. Я. Гозман) – дает возможность выявить взгляды человека по 10 сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии;