ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1113
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15
• опросник «Интересы – досуг» (Т. М. Трапезникова) – выявляет со- отношение интересов супругов, меру их согласия в формах проведения досуга;
• самоактуализационный тест (CAT) (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман,
Е. М. Дубовская) – разработан на основе опросника личностных ориен- таций Э. Шострома и используется индивидуально и в группах в исследо- вательских целях, а также в отдельных случаях коррекционной работы; позволяет определить ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность по отношению к себе, самоуважение, самопринятие и т. д.
Методы изучения нравственно-психологических основ супружеских
отношений:
• тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бу- тенко, Т. Л. Романова) – предназначен для экспресс-диагностики сте- пени удовлетворенности / неудовлетворенности, а также согласова- ния / рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супру- жеской паре. Опросник применяют индивидуально в консультатив- ной практике и в процессе исследования той или иной социальной группы;
• методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных си- туациях» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман) – дает возможность охарактери- зовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре;
• опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) (Э. Г. Эйде- миллер, В. В. Юстицкис) – облегчает диагностику отклонения семьи от конструктивного направления.
Психолог, приступая к изучению данных проблем, может использо- вать тесты, диагностирующие супружеские конфликты, удовлетворен- ность браком, его стабильность.
Помимо тестирования, в исследовании супружеской пары можно использовать беседу, интервью, опрос.
Методы беседы или интервью могут быть использованы при необ- ходимости изучения микроокружения семьи. Этот фактор также имеет значение для стабилизации брака и семьи в целом. Кроме того, необхо- димо знать, на какой стадии супружества находится пара, так как для каждого периода характерны типичные проблемы, структура отношений, уклад и образ жизни семьи. Эти знания психолог может получить только в результате свободной беседы.
Метод опроса позволяет практическому психологу выявить соци- ально-экономические и демографические характеристики супруже- ской пары: жилищные условия, семейный бюджет, стаж брака, возраст и разницу в возрасте супругов, образование, род занятий, количество и возраст детей. Положительно влияют на супружеский брак хорошие жи-
16
лищные и материальные условия, приблизительно одинаковый возраст супругов или более старший (три – семь лет) возраст мужа, отсутствие разницы в образовании, число детей от одного до четырех человек.
Целесообразно после каждого комплексного исследования добрачно- го и брачного периодов супружеской пары составлять психограмму супру-
жества (А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова) по следующим направлениям:
• зоны конфликтов супружества, потенциальный инициатор кон- фликта в каждой из зон;
• степень личной совместимости;
• общая мера взаимопонимания и согласия в различных сферах семейной жизни;
• общий прогноз отношений в паре;
• рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы с парой в целом и каждым супругом в отдельности.
В основе психограммы супружества лежит сравнительный анализ результатов, полученных в процессе всестороннего исследования су- пружеских взаимоотношений.
Диагностика детско-родительских отношений
Диагностическое обследование психического развития ребенка вклю- чает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Что- бы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, психолог должен знать, как строится межличностное общение ро- дителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов.
Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межлич- ностные отношения в системе «родитель – ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка.
Методики исследования межличностных отношений в системе
«родитель – ребенок» глазами родителя. Изучая межличностные отноше- ния в данной системе глазами родителя, семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания: родительские уста- новки и реакции, отношение родителей к ребенку и его жизни в семье, нарушения воспитательного процесса, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности и т. п. Эти аспекты взаимоотношений родителей и детей исследуются с помощью следующих методик:
• тест «Родительско-детские отношения» (англ. parental attitude
research instrument – PARI) (американские психологи Е. С. Шефер,
Р. К. Белл; адаптирован Т. В. Нещерет);
• тест-опросник анализа семейного воспитания (АСВ) и профилак- тики нарушений воспитания (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) – пред-
назначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании;
• тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга,
В. В. Столин) – представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, об- ращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними;
• опросник для исследования эмоциональной стороны детско- родительского взаимодействия (Е. И. Захарова).
Методики исследования межличностных отношений в системе «роди-
тель – ребенок» глазами ребенка. Для оказания эффективной психоло- гической помощи очень важно соблюдать принцип стереоскопичности диагноза. С этой целью проводится диагностика того, как дети вос- принимают взаимоотношения в семье. Психолог может использовать проективные методики и опросники:
• графический тест «Рисунок семьи» – наиболее популярен у психо- логов, широко используется в многочисленных исследованиях межлич- ностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей;
• проективная методика Р. Жиля – исследует межличностные отно- шения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений;
• методика «Диагностика эмоциональных отношений в семье»
(А. Г. Лидерс, И. В. Анисимова) – разработана для двух возрастных групп: дошкольников и младших школьников, а также для подростков.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите цели изучения семьи.
2. С какими трудностями может столкнуться психолог при диагнос- тике семейных отношений? Как их преодолеть?
3. Какие методики позволяют сделать прогноз супружеских отноше- ний в перспективе?
4. Как можно диагностировать особенности общения и взаимоотно- шений супругов?
5. На что направлена диагностика супружеских отношений?
6. Какие методики исследования межличностных отношений в систе- ме «родитель – ребенок» могут применяться в работе с детьми?
Задания
1. Проведите диагностику детско-родительских отношений, исполь- зуя методики для родителей и детей. Разработайте рекомендации для гармонизации отношений по результатам диагностики.
2. Проведите диагностику супружеской совместимости в паре.
• тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга,
В. В. Столин) – представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, об- ращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними;
• опросник для исследования эмоциональной стороны детско- родительского взаимодействия (Е. И. Захарова).
Методики исследования межличностных отношений в системе «роди-
тель – ребенок» глазами ребенка. Для оказания эффективной психоло- гической помощи очень важно соблюдать принцип стереоскопичности диагноза. С этой целью проводится диагностика того, как дети вос- принимают взаимоотношения в семье. Психолог может использовать проективные методики и опросники:
• графический тест «Рисунок семьи» – наиболее популярен у психо- логов, широко используется в многочисленных исследованиях межлич- ностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей;
• проективная методика Р. Жиля – исследует межличностные отно- шения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений;
• методика «Диагностика эмоциональных отношений в семье»
(А. Г. Лидерс, И. В. Анисимова) – разработана для двух возрастных групп: дошкольников и младших школьников, а также для подростков.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите цели изучения семьи.
2. С какими трудностями может столкнуться психолог при диагнос- тике семейных отношений? Как их преодолеть?
3. Какие методики позволяют сделать прогноз супружеских отноше- ний в перспективе?
4. Как можно диагностировать особенности общения и взаимоотно- шений супругов?
5. На что направлена диагностика супружеских отношений?
6. Какие методики исследования межличностных отношений в систе- ме «родитель – ребенок» могут применяться в работе с детьми?
Задания
1. Проведите диагностику детско-родительских отношений, исполь- зуя методики для родителей и детей. Разработайте рекомендации для гармонизации отношений по результатам диагностики.
2. Проведите диагностику супружеской совместимости в паре.
18
Раздел II
СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
3. ДОБРАЧНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Проблемы, связанные с выбором брачного партнера
Наиболее часто психологические проблемы, связанные с выбором брачного партнера, решаются в процессе индивидуального консульти- рования. Как показывает опыт А. Н. Елизарова, Г. Навайтиса и других исследователей, в добрачном консультировании в основном решаются следующие проблемы:
• общение с противоположным полом;
• поиск брачного партнера;
• добрачная беременность несовершеннолетних.
Многие молодые люди, которые имеют трудности в общении с проти- воположным полом и поиске брачного партнера, обращаясь за помощью к консультанту, не могут достаточно четко и ясно изложить суть про- блемы и запроса. В этом случае психолог может использовать перечень вопросов, которые рекомендует Р. С. Немов:
• Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать будущий иде- альный для вас супруг (супруга)?
• Вы задумывались о том, существует ли в действительности такой человек?
• В какой мере вашему идеалу соответствует человек, с которым вы собираетесь связать свою судьбу?
• Есть ли какие-либо психологические качества, которые вы не хо- тели бы видеть у своего будущего супруга (супруги)?
• Имеются ли признаки проявления подобных качеств личности у человека, с которым вы планируете связать свою будущую семейную жизнь?
• Пытались ли вы как-то повлиять на своего будущего супруга (су- пругу), и если да, то что из этого получилось?
• Есть ли у вас какие-либо недостатки, к которым вашему будущему супругу (супруге) будет трудно привыкнуть?
• Пытались ли вы что-то изменить в себе в лучшую сторону, и если да, то каковы результаты этих попыток?
• Что еще, кроме уже названных вами личностных качеств, вы счи- таете важным для будущей супружеской жизни?
• Как ко всему этому относится ваш реальный избранник?
19
Получив подробные ответы на эти вопросы, психолог обобщает их и подводит итог первой встречи, имея уже четкое представление о том, с какой проблемой столкнулся клиент.
Как показывает практика, в процессе консультирования выявляются следующие вопросы, связанные с выбором брачного партнера:
• проблема «маски», когда будущие супруги принимают на себя не свойственную им роль (от которой, возможно, придется отказаться), что чревато возникновением внутриличностного конфликта;
• расчет на возможность переделать свою личность, если необходимо подстроиться под партнера;
• стремление изменить своего избранника;
• идеализация партнера;
• одиночество (трудности в установлении близких отношений с про- тивоположным полом) и др.
Проблемы, связанные с поиском потенциального брачного партнера, как указывает А. Н. Елизаров, могут быть следствием нижеперечислен- ных причин:
• особенности личности клиента;
• давление социума или обстоятельств;
• семья клиента;
• ловушки отношений между партнерами;
• неэффективные стратегии поиска потенциального брачного партнера.
Особенности личности клиента затрудняют поиск партнера. В дан- ной ситуации проблемы связаны не столько с особенностями личности, сколько с тем, что клиент не замечает своей уникальности или расцени- вает ее как нарушение. Он считает себя таким, как все, или же не таким, как все, но в этом случае осознание своей «инаковости» сопровождается желанием от нее избавиться, подогнать себя под определенный стан- дарт. Человек не ценит и не любит своей уникальности, не понимает ее глубокого смысла для мира и общества.
Таким образом, первая задача – помочь клиенту осознать свои осо- бенности, их преимущества, принять и полюбить их. Вторая задача – попытаться выяснить, каков тот человек, с которым клиенту было бы хорошо. Распространенная ошибка клиентов – осознанно или на под- сознательном уровне считать, что все люди противоположного пола, в принципе, одинаковы.
Давление социума или обстоятельств ведет к преждевременному поиску брачного партнера. Речь идет о давлении социальных стандартов или обстоятельств на человека, побуждающих интенсифицировать поиск партнера при фактической неготовности к брачной жизни. К факторам, подталкивающим к преждевременному поиску брачного партнера, мож- но отнести:
• неудовлетворенную потребность в родительской любви;
• миф о том, что девушка «перезреет»;
20
• пример родственников, друзей, знакомых;
• материальные трудности в родительской семье.
В случае преждевременного поиска брачного партнера, как указывает
А. Н. Елизаров, возможно использование неадекватных способов, а также наблюдается тенденция к сведению к минимуму этапов знакомства.
Семья клиента может препятствовать браку. Это происходит по сле- дующим причинам:
• клиент встроен в эмоциональную жизнь семьи, выполняет в ней определенную значимую функцию;
• негласно семья требует от клиента решить задачу, с которой не смогли справиться другие члены семьи. Это связано с системой се- мейных ценностей;
• клиент не встроен в эмоциональную жизнь семьи и не выполняет в ней значимую функцию, но в силу своей недифференцированности он все же приписывает себе определенную функцию и стремится ее выполнять.
Отношения становятся
ловушкой для потенциального партнера.
А. Н. Елизаров выделяет три основные ловушки отношений, которые затрудняют поиск брачного партнера.
Первая ловушка. Выше были представлены обстоятельства, когда клиент не готов вступить в брак или его семья препятствует данному союзу. Тогда для его потенциального партнера, который готов к браку, отношения становятся мучительными. В этом случае говорят, что один человек крадет у другого жизненную энергию, ресурсы, жизненную силу, т. е. имеет место энергетический вампиризм.
Вторая ловушка. К. Хорни описала определенный образ жизни и со- ответствующий ему склад личности, при которых вступление в брак для человека становится проблематичным, а его установки по отноше- нию к браку носят амбивалентный характер. С одной стороны, человек стремится понравиться другому, установить с ним прочные отношения; с другой – его пугает конечный этап, он бессознательно создает трудности на пути сближения, делает практически все, чтобы разрушить отношения.
Третья ловушка. Согласно А. Адлеру, существует тип развития лич- ности, который рассматривает область отношений между двумя су- ществами разного пола как сферу борьбы за власть, доминирование.
Отношения с противоположным полом начинают анализироваться как опасные. Для того чтобы уклониться от них, люди склонны уходить в болезнь или длительные страдания по поводу неразделенной любви.
Это позволяет долгое время воздерживаться от вступления в реальные отношения с противоположным полом, от брака.
Часто клиент использует
неэффективные стратегии поиска по-
тенциального брачного партнера. Нередко встречается такая некон- структивная стратегия поиска партнера, как максимально спонтанное поведение и отсутствие сознательных усилий (неосознанная стратегия).