Файл: Вопросы по теории государства и права и конституционному праву.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учредительная
Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти
Мировоззренческая
Способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права
Основы конституционного строя РФ Основы конституционного строя РФ - это закрепленные в Конституции Российской Федерации главные, фундаментальные принципы, лежащие в основе жизнедеятельности российского государства и общества. К числу принципов (основ) конституционного строя относятся: Принцип демократизма, закрепленный в ст. 3 Конституции РФ, означает, что в Российской Федерации всеми государственными и общественными делами управляет народ - как непосредственно, так и через систему органов, образуемых либо им самим, либо органами, которые он сформировал (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Государственная Дума РФ, губернаторы, мэры и т. п.). Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ и предполагает создание в Российской Федерации государственных органов, предназначенных для исполнения трех основных функций государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной: принятие законов осуществляется высшим представительным органом (парламентом); исполнение законов возлагается на правительство и органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судами. Принцип федерализма, Конституция РФ определяет Россию как федеративное государство. Хотя субъекты Федерации имеют различные названия, все они созданы и действуют по единым принципам. Основными принципами российского федерализма являются принципы: · равноправия субъектов Федерации, · государственной целостности, · разграничения предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации, Принцип республиканизма, ст. 1 Конституции РФ закрепляет в России республиканскую форму правления. Все высшие органы государственной власти в России избираются населением либо формируются избранными им представительными учреждениями. Республиканская форма правления является обязательной и для субъектов Федерации. Принцип верховенства закона, Российское государство определяется Конституцией РФ как правовое - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах. Смысл правового государства раскрывается в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
представляет собой обязанность государства Принцип рыночной экономики, согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В ч. 2 этой же статьи установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Принцип социального государства, Статья 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одной из важнейших целей деятельности социального государства является сглаживание в обществе социальных противоречий, обеспечение общественного прогресса, основанного на принципе социальной справедливости. Принцип светского государства, в соответствии со ст. 14 Конституции РФ является светским государством - государством, в котором не существует официально признанной религии и ни одно из вероисповеданий не признается обязательным или предпочтительным Принципы политического и идеологического многообразия (плюрализма). Предполагает возможность свободного выбора для гражданина: состоять в любой, действующей в рамках Конституции РФ партии либо не состоять ни в какой партии. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности. В соответствии с ч. 2 ст.13 Конституции РФ никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
25. Конституционные права и свободы: понятие и классификация. Ответ: Конституционные права и свободы – это наиболее значимые меры возможного поведения, получившие отражение в Конституции. Классификация прав и свобод: 1. По субъектному составу того или иного права: 1) Права человека – являются исходными и присущи всем от рождения независимо от гражданства (личные, экономические, социальные, культурные, экологические); 2) Права гражданина – принадлежат только гражданам РФ (политические). 2. По способу осуществления прав и свобод: 1) Коллективные – могут быть реализованы только группой людей (право на забастовку); 2) Индивидуальные – могут быть реализованы как совместно, так и в индивидуальном порядке (большинство конституционных прав и свобод). 3. По степени ограничения государством: 1) Не подлежащие ограничению (личные права и свободы, экологические права, культурные права только в рамках свободы слова); 2) Ограничиваются со стороны государства (экономические, социальные, максимально ограничены политические права и свободы). 4. По сферам общественных отношений: 1) Личные права и свободы – дают человеку относительную независимость от общества: - право на жизнь (ст.20) - право на достоинство личности (ст. 21) - право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) - право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23-24) - право на неприкосновенность жилища (ст. 25) - право определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26) - свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 27) - свобода совести и вероисповедания (ст. 28) - свобода мысли и слова (ст. 29). 2) Политические права граждан – дают возможность гражданам РФ участвовать в управлении делами общества и государства: - свобода слова (ст. 29) - свобода печати и информации (чч.4-5 ст. 29) - право на объединение (свобода союзов) (ст. 30) - право на мирные собрания и публичные манифестации (ст. 31) - право участвовать в управлении делами государства (ст. 32) - право обращений (ст. 33). 3) Экономические права – связаны с производством, перераспределением, обменом и потреблением материальных благ: - свобода экономической деятельности (ст. 34) - право на частную собственность (ст. 35)
- право наследования (ч. 4 ст. 35) - трудовые права (ст. 37) 4) Социальные права – связаны с материальным вложением из государственного бюджета в пользу социально незащищенных лиц: - право на защиту материнства, отцовства, детства и семьи (ст. 38) - право на социальное обеспечение (ст. 39) - право на жилище (ст. 40) - право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) 5) Культурные права – человек может обращаться к культурным ценностям, созданным самим человеком, а также способ самовыражения: - право на образование (ст. 43) - свобода творчества и преподавания (ст. 44) - право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44) 6) Экологические права: - право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) - право на достоверную информацию об окружающей среде (ст. 42) - право на возмещение вреда, причиненного в ходе экологических правонарушений (ст. 42). Закрепленный в Конституции РФ перечень прав и свобод является основным и составляет основу (базу) конституционно-правового статуса личности в России, но не является исчерпывающим.
26. Понятие и принципы федеративного устройства России. Конституционный статус субъектов Российской Федерации. Ответ:Федеративное устройство Российского государства – это его политикотерриториальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом. Федерализм является одной из основ конституционного строя России. В ст. 5 Конституции РФ закреплены принципы федерализма, т.е. исходные начала, лежащие в основе территориального устройства нашего государства. Это следующие принципы. Принцип государственной целостности. Несмотря на то, что территориально федеративное государство состоит из относительно самостоятельных единиц (субъектов Федерации), это единое государство. Субъекты Федерации не имеют права в одностороннем порядке выйти из состава Российской Федерации. Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается единством территории и экономического пространства. Границы между субъектами федерации не являются государственными. Принцип государственной целостности проявляется также в наличии единого гражданства, в верховенстве федеральной Конституции и единстве правового пространства, в наличии единой денежной единицы. Принцип единства системы государственной власти. Все органы государственной власти, как федеральные, так и субъектов федерации взаимосвязаны между собой и являются звеньями единой системы. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий составляет сущность федеративного государства. В Российской Федерации предметы ведения разграничены в Конституции РФ (ст. 71—73) на три группы: предметы ведения Российской Федерации; предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации; предметы ведения субъектов Федерации. Что же касается полномочий (т.е. прав и обязанностей) по данным предметам ведения, то они разграничиваются в текущем законодательстве. Также в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 11) возможно договорное разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации. Равноправие народов Российской Федерации следует понимать в формальном смысле, именно как равенство прав, свобод и обязанностей. Фактически народы, населяющие Российскую Федерацию, различаются по численности, уровню экономического и культурного развития. Народы, населяющие Российскую Федерацию, на равных основаниях могут избирать и быть избранными в органы власти, в других формах участвовать в осуществлении государственной власти. Кроме того, Конституция РФ
гарантирует равенство прав и свобод независимо от расы, национальности, языка. Запрещается дискриминация по национальному признаку. Принцип равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти проявляется в том, что все субъекты РФ на равных началах представлены в федеральных органах государственной власти и иных государственных органах. На федеральном уровне установлены общие, одинаковые для всех основы организации системы органов государственной власти субъектов РФ. Установлены равные для всех субъектов Федерации принципы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы. Основные вопросы статуса урегулированы ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Статус субъекта РФ включает не только совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, но также и его принадлежность к определенному виду субъектов. Все субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов компетенции РФ. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
27. Президент Российской Федерации: функции, гарантии, полномочия. Ответ: Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Правовой статус Президента России закреплён в четвёртой главе Конституции Российской Федерации. В 80 статье. Конституции определены функции Президента: Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение. Правовой статус бывшего Президента Российской Федерации и членов его семьи регулируется Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». За Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, и членами его семьи
сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий. Его жизнь и здоровье подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента Российской Федерации, на случай гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; причинения увечья или иного повреждения здоровья. Бывший Президент Российской Федерации независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации. Также экспрезиденту Российской Федерации предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач. Ему пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер. Он может бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов, правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления
и организации, и право на внеочередное получение услуг связи. Он имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру. Неприкосновенность Президента распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. Он может быть лишен неприкосновенности только в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.
В основные полномочия Президента РФ как главы государства и фактического главы исполнительной власти входят такие полномочия: 1. В области международных отношений: Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет