Файл: Вопросы по теории государства и права и конституционному праву.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Механизм и аппарат государства – соотношение понятий. Органы современного Российского государства: понятие и виды. Ответ: - Понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны, т.е. механизм государства и государственный аппарат признаются совпадающими по объему и содержанию. - В механизм государства помимо государственного аппарата включают еще и так называемые материальные придатки. К ним, как правило, относят вооруженные силы, полицию, органы безопасности, исправительные учреждения и т.д. — иными словами, вооруженные формирования, силовые структуры. - Существует точка зрения (Р.А. Ромашов, А.В. Якушев), согласно которой в механизм государства помимо государственного аппарата включаются государственные предприятия и учреждения, партии парламентского большинства, органы местного самоуправления и т.д. - Имеется позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются органы государства в статике, а под механизмом — те же органы, но в динамике. Таким образом, понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой, как вещь, находящаяся в покое, в статике (государственный аппарат), и эта же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства).
Орган государства - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства. По различным критериям органы государства классифицируются на соответствующие виды. В науке широко распространено следующее деление: 1) органы государственной власти (законодательные); 2) органы государственного управления (исполнительные); 3) органы суда и Прокуратура, призванные рассматривать и разрешать юридические дела и осуществлять правосудие; 4) Вооруженные Силы, ФСБ и МВД (силовые структуры); 5) дипломатические органы (посольства и консульства).
7. Понятие, сущность и социальное назначение права. Основные концепции правопонимания. Ответ: Право – это система общеобязательных формально определенных
, установленных (санкционированных) и обеспечиваемых государством правил поведения (норм), выражающих общую индивидуальную волю и являющихся государственным регулятором общественных отношений. Сущность представляет собой категорию, означающую самое главное и существенное в чем-либо, совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления. Таким образом, сущность права – это внутренние необходимые ключевые стороны этого явления. В юридической науке в основном сложилось два подхода к сущности права: классовый и общесоциальный. В рамках классового (марксистского) подхода право определяется как воля господствующего класса. С этой точки зрения сущность права раскрывается через его понимание как мощной социально-политической силы, как инструмента классового и политического господства. Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации. Тем самым сущность права предопределяет такие его свойства, как общеобязательность, гарантированность в случае нарушения силой государственного принуждения, защита прежде всего интересов господствующего класса. Сторонники общесоциального подхода рассматривают право, как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества, средство поиска согласия, взаимных уступок. По их мнению, именно на это должны быть направлены основные усилия, принуждение должно использоваться во вторую очередь. В современной юридической литературе признается значение права как необходимого инструмента регулирования экономических отношений, отношений по использованию природных ресурсов, по охране окружающей среды, по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, в утверждении народовластия, институтов демократии. В целом социальное назначение права проявляется в закреплении необходимых отношений, искоренении негативных явлений из жизни общества, создании условий для благоприятного развития новых, более прогрессивных отношений. Существуют следующие концепции правопонимания: 1) Естественная концепция говорит о том, что наряду с право, установленным государством, есть и те права, которые предоставлены человеку независимо от его государственной принадлежности. Поэтому, если законы государства противоречат естественному праву, то они должны быть изменены подобающим образом. 2) Историческая школа говорила, что право – это процесс длительного и естественного развития государства и общества.
3) Нормативистская теория говорит о том, что право и государство - понятия практически тождественные, поскольку обязательность исполнения правовых норм выводилась из авторитета правовой нормы, который исходил от государства. 4) Марксистская теория сводилось к тому, что право – это воля класса, находящегося при власти в данный момент. 5) Психологическая школа указывала, что право – это элементы субъективной человеческой психики, то есть психологические закономерности. 6) Социологическая концепция указывала, что право – это устоявшийся порядок общественных отношений.
8. Формы (источники) права: понятие и виды. Нормативный правовой акт: понятие и виды. Ответ: Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования. Различают четыре основных вида источников (норм) права: 1. Правовой обычай Обычай является одним из самых старых видов социальных ном. Вообще обычай - правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки. Правовым обычаем называется обычай, санкционированный государством, после установления юридической санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым. 2. Судебный прецедент Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила (некоторые исследователи в качестве источника права выделяют ещё и юридический прецедент). Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило, нижестоящими), должны решаться так же. 3. Нормативный правовой акт Нормативный правовой акт - документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативный правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). 4. Законы и подзаконные акты Закон - нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют: основные - Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу; конституционные - принимаемые по
некоторым вопросам конституционного значения; кодифицированные - сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений; текущие - принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества.
6. Нормативные договоры Источником права в России являются также нормативные договоры. Самым распространённым видом нормативных договоров являются международные договоры, в различных правовых системах присутствуют и иные нормативные договоры. Согласно статье 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, причём если международным договором РФ установлены иные правила (нормы), чем предусмотренные законом, то применяются правила (нормы) международного договора. Источниками права являются также Федеративный договор, иные договора и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (внутрифедеративные договора), коллективные трудовые соглашения.
Нормативные правовые акты - это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких-либо юридических последствий. Виды нормативных правовых актов в зависимости от порождаемых юридических последствий: нормативно-правовые акты (НПА) - направлены на установление, изменение или отмену норм права; акты толкования (интерпретационные) - направлены на разъяснение норм права; акты применения права (или правоприменительные, индивидуальноправовые) - направлены на реализацию предписаний правовых норм. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы: 1. законы; 2. подзаконные акты. Законы: Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ федеральные законы - это акты текущего законодательства,