Файл: Вопросы по теории государства и права и конституционному праву.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы по теории государства и права и конституционному праву
1. Юриспруденция: понятие и система. Место юриспруденции в системе гуманитарных наук. Ответ: Юриспруденция, наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки. В системе общественных наук юридическая наука (правоведение) выступает как единая отрасль знаний, предметом изучения которой является государство и право. Эта область знаний является системой взаимосвязанных наук, которая по сферам проявления может быть дифференцированным на циклы наук: - теоретически-исторические (теория государства и права, история государства и права и др.) - государственные (государственное право, административное право и др.); - гражданские (гражданское право, гражданский процесс, хозяйственный процесс, семейное право и др.); - криминалистические (уголовное право, уголовный процесс, исправительно-трудовое право и др.). Отдельное место занимают науки, которые изучают такие, что реализуют право, отношения между государствами - международное право (частное и публичное), а также науки, изучающие государство и право других стран. Юридическая наука, как было уже отмечено, далеко не единственная наука, объектом исследования которой являются государство, право, личность. Изучением последних занимаются также и другие науки. Среди них важное место занимают неюридические отрасли знаний и дисциплины, такие, как философия, политология, экономические науки, социология и социальная психология.
2. Теория государства и права: понятие, предмет, функции и методология. Ответ: Теория государства и права (как наука) – это специальная юридическая наука, цель которой заключается в познании основных закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права как самостоятельных социальных явлений. Предмет теории государства и права – это теоретическая модель всей государственно-правовой организации общества в целом. Именно с этой моделью работает теория государства и права, её она создаёт, перестраивает, уточняет и развивает. Другими словами, предмет теории государства и права - это сущностные свойства права и государства в их понятийно-правовом постижении и выражении (это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлениях). Функции теории государства и права как науки. 1. Онтологическая функция – (онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности) – Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и
почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д. 2. Гносеологическая функция – (гносеология – теория познания) – теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции, понятия и приёмы, тем самым способствует развитию правового познания. 3. Эвристическая функция – (эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий) – теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии. 4. Методологическая функция – будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определённый уровень, теоретическую и логическую целостность. 5. Политико-управленческая функция – теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления. 6. Идеологическая функция – (идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом) – теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создаёт научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор,
оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом. 7. Практически-организаторская функция – теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства. 8. Прогностическая функция – на основе познания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой. Методология юридической науки - это учение о том, как, какими путями и способами, с помощью каких философских начал необходимо изучать государственно-правовые явления, это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность. 1. Существует точка зрения, (Д.А. Керимов) что методология – явление интегральное, объединяющее в себе ряд компонентов: мировоззрение и фундаментальные общетеоретические концепции, всеобщие философские законы и категории, обще- и частно-научные методы, т.е. не только система методов, но и учение о них. 2. В.П. Казимирчук толкует методологию юр науки как применение обусловленных принципами материалистической диалектики системы логических приемов и специальных методов исследования правовых явлений. 3. С точки зрения А.Д. Горбузы, И.Я. Козаченко и Е.А. Сухарева, методология юр науки – это базирующееся на принципах материализма научное познание (исследование) сущности государства и права, адекватно отражающее их диалектическое развитие.
3. Форма государственного правления: понятие и виды. Особенности формы государственного правления в России. Ответ: Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами. Виды: монархии и республики. Монархия- это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные. При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Ограниченные монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. Из-за таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут ответственность. Существует 3 вида республик: президентская республика, смешанная, парламентская. Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением так, как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом так, как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Парламентская - центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Российская Федерация представляет собой республику смешанного типа, поскольку формирование Правительства РФ осуществляет Президент РФ с
участием Государственной Думы. Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Однако Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы. Республиканская форма правления в России имеет особенности по сравнению с типичными формами президентской и парламентской республик. “Гибридный” характер новой формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы российского государства, социальнополитических и социально-экономических условий проведения реформ. Сочетая черты президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти.
4. Форма государственного устройства: понятие и виды. Особенности формы государственного устройства в России. Ответ: Формой государственного устройства называют политикотерриториальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства. Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административнотерриториальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: федерация, конфедерация и империя. Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач. Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти. Конституция, устанавливающая форму правления в России в виде республики, утверждает ее основной признак: формирование высших органов государственной власти, в том числе главы государства, проводится на основе всеобщих выборов и на определенный срок. Однако в тексте основного закона нет упоминания о том, какой же вид республики – президентской или парламентской – предлагается к установлению в стране. Нечеткость и недосказанность конституционных формировок, разграничивающих полномочия президента, премьер-министра и парламента, а также последующая практика их взаимоотношений представляют возможность по-разному оценивать сложившуюся ситуацию.
5. Политический (государственный) режим: понятие и виды. Особенности политического (государственного) режима в России. Ответ: Государственный (политический режим) — это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства. Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку власти законом прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация же государственной власти — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Выделяют следующие разновидности политических режимов: 1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением. 2. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. 3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийногосударственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует. 4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы, в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму, от тоталитаризма и авторитаризма к демократии. Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить об амбивалентности (двойственности) современного политического режима. Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.