Файл: Курсовая работа по дисциплине Художественная культура народов России чувашский народный костюм типологические и региональные особенности.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
Культурологический факультет
Кафедра педагогики и этнокультурного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Художественная культура народов России»
«ЧУВАШСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ:
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ»
Выполнил студент:
311 группы, 3 курса,
заочной формы обучения
Васильева Любовь Ивановна
Научный руководитель:
Тарасова Ю. Б.
Кандидат культурологии, доцент
Дата сдачи –
Процент оригинальности –
Подпись студента –
Подпись руководителя –
Подпись зав.кафедрой –
Курсовая работа защищена
«____»__________________20 г.
Оценка_______________________
Пред. Комиссии___________________ _______
(Ф.И.О.) (подпись)
Челябинск 2022
Оглавление
1.1.Одежда 6
1.2.Головные уборы 8
1.3.Ювелирные украшения 10
1.4.Орнаменты и вышивка 12
2.1. Костюм прибельской группы чувашей 16
2.2. Костюм приикской группы чувашей 19
Заключение 23
Список литературы 25
Введение
Национальный костюм любой народности заслуживает рассмотрения как комплексное явление. Чаще всего он может поведать как об истории и этногенезе народа, так и его верованиях, бытовом и культурном устройстве, т.е. обо всей совокупности явлений, образующих круг жизни сообщества. Чувашский народный костюм – самобытная и оригинальная проблема, занимающая яркое и важное место в истории культуры многочисленных народностей, входящих в состав Российской Федерации.
Актуальность темы исследования обусловлена повышенным вниманием, которое в последние годы уделяется вопросу народного чувашского костюма, попытками его возрождения, использования элементов, орнаментов, вышивок и других деталей в создании комплекса обновленных дизайнерских изделий современных мастерских региона; реконструкции костюма для музейных собраний и проходящих фестивалей чувашской культуры. С другой стороны, в имеющейся литературе наблюдается существенный перевес в сторону изучения вопросов частного характера: костюма той или иной области, его отдельных элементов. Или же, напротив, очень обобщенная и усредненная картина, в то время как актуальность данной темы заключается именно в попытке объединения информации и проведения сравнительного анализа типологических и региональных особенностей костюма, общих и частных его черт.
Степень разработанности темы отражает неослабевающий интерес к данному вопросу. Первое предметное обращение было произведено в работах Т.М. Акимовой, которая еще в конце 1920-х гг. занялась особенностями и эволюцией костюма саратовских чувашей. Своими исследованиями она определила появление ряда монографий, посвященных региональным особенностям чувашского костюма, самыми известными из которых являются труд П. Денисова 1950-х гг., Н. Николаева, Г. Оркова и Г. Иванова 1990-х гг. Во многом на основе подобных работ была составлена общая монография «Чувашский костюм: от древности до современности», увидевшая свет в 2002 г. Интересно, что в последние годы появился целый ряд работ, посвященных применению орнаментов, декора, покроя чувашского костюма для подготовки современных дизайнеров, или об их использовании при создании современного костюма (Р.М. Васильева, P.И. Воронова, И.В. Быкова и С.Н. Белова). Исследования по антропологии в последние годы проведены И.Г. Петровым. Его работы посвящены вопросам отражения в костюме социального статуса; возрастных характеристик; особенностей свадебного убора и его значения для традиционных и символических обрядов. Н.Ю. Кашпар и В.Г. Родионов много занимаются историей чувашского костюма, происхождением и эволюцией его отдельных частей; отдельное значение уделяется украшениям и их значению. Историко-археологические аспекты отражены в трудах Л.А. Таймасова и Н.И. Захаровой-Кульевой. Неоценимым подспорьем явились статьи теоретически-методологического характера, в частности, «Традиционная одежда и археологический костюм» И.Л. Измайлова.
Объект исследования – чувашский народный костюм.
Предмет – состав чувашского народного костюма, региональные особенности.
Целью работы является выявление отличительных признаков чувашского костюма в общем, и некоторых региональных отличий в частности.
Для достижения цели требуется решить следующие задачи:
- изучить типологические особенности чувашского народного костюма, рассмотреть общие особенности чувашского костюма, его состава и деталей;
- определить орнамент и символику, которые чаще всего наиболее ярко выражают сакральное и защитное значение костюма той или иной народности; выяснить их применение в тех или иных деталях костюма (вышивка, ювелирные украшения), а также символические функции (защитные, благопожелательные и т.д.);
- описать региональные особенности чувашского народного костюма.
Для комплексного и разностороннего решения указанных задач необходимо прибегнуть к сравнительному и типологическому анализу. Курсовая работа состоит из введения, двух глави заключения. Первая глава посвящена особенностям элементов костюма, их характеристикам, а вторая исследует отличительные особенности чувашского костюма по региональному принципу.
1. Типологические характеристики чувашского народного костюма
-
Одежда
Чувашский национальный костюм славится большим разнообразием элементов в частности, головных уборов, одежд, отличающихся особой нарядностью, подчеркнутой богатым украшательством: вышивкой, бисером, монетами и ракушками.
Локально элементы чувашского национального костюма вплоть до начала прошлого столетия были все еще в обиходе. В настоящее же время они – объект сохранения традиций чувашского этноса.
Основным элементом чувашского национального костюма, базой, является белая рубаха. У женщин она более длинная, нежели у мужчин, ее длина достигает щиколоток. Сверху носили, как правило, передник, кафтан или халат. В холодное время года надевали суконные штаны и шубу из овчины. Мужская рубаха по длине достигала колен, поверх брюк она подпоясывалась.
Одежда обильно украшалась вышивными элементами, причем, чем богаче – чем праздничнее она была (мужская одежда украшалась в праздничном варианте). Любопытно заметить, что Чувашию принято называть «краем ста тысяч песен и вышивок».
В общем же мужской костюм по чувашской традиции, на что обращено внимание Н.Ю. Кашпар, включал в себя рубаху, пестрядинные штаны синего цвета (с белыми полосами) на поясе, кожаную шапку (с меховым подкладом), суконные онучи и лапти [3, с. 142].
С.М. Михайлов много писал про состав мужского костюма, однако наиболее интересно описание костюма жениха. В обряде сватовства жених являлся «в щегольском кафтане, в шляпе с шелковою кистью и сапогах» [7, с. 72].
Свадебный же мужской костюм, по дополнению Л.А. Таймасовой, состоял из кафтана, который подпоясывался шелковым кушаком. На спине у жениха размещался туваткал («четвероугольник»), обильно вышитый, а спереди вешали сапон – фартук с вышивками, цепляя его за шею. Головным убором жениха служила красная парадная суконная шапка [14, с. 159].
С.М. Михайлов описал и одежду друзей жениха. Они одевались соответственно празднично: красные кумачные или синие пониточные кафтаны (каптал), или же, за неимением, простой кафтан.
Из обуви они представлялись в сапогах и щегольских шляпах с кистями [7, с. 74].
В описании С.М. Михайлова свадебный наряд женщин представлен кафтаном суконным или пониточным, синего цвета (хыд) (Рис.1). Он подпоясывался широким шелковым вязаным поясом с прекрасными наконечниками из золотого или серебряного позумента. За неимением такого кафтана невесты надевали сару (желтянку), рукава которой вышивались вычурными узорами шелком желтого цвета. Сзади к поясу подвешивался вышитый туваткал. На голове красовался убор хушпа [7, с. 74].
К.П. Прокопьев замечал, что в наряде невесты основными элементами (праздничными) были платье с передником, украшенная бисером и серебряными монетами шапочка, нагрудные и нашейные украшения (Рис.1, Приложение), а также большое богато вышитое по углам белое покрывало [12, с. 19].
Н.Ю. Кашпар рассматривала детский костюм. Трехлетний ребенок, в соответствии с данными автора, носил рубаху, штаны, чулки и лапти на деревянных подметках. Костюм девочки 13 лет включал рубаху, передник и чулки.
Автор также замечала, что поясные подвески треугольной формы во второй половине XIX – начале XX в., о которых мы уже упоминали, входили в состав женского костюма верховых и средненизовых чувашей. Носили их углом вниз сзади на пояснице [3, с. 64].
Таким образом, женская повседневная одежда не была столь богата на узорочье и украшения, однако, орнамент, тем не менее, сохранялся. Повседневные рубахи были без украшений, праздничные и обрядовые вышивались по горловине, плечам, низу рукавов и подолу.
-
Головные уборы
Обзор научных работ дал основание выделить несколько основных головных уборов в составе национального чувашского костюма. Так, И.Г. Петров представил подробное описание головного убора жениха: это меховая шапка из тонкой шерсти [1, с. 45].
В основном, ее делали из белой или светло-серой смушки, по форме же она напоминала цилиндр. Кроме того, шапки могли шиться также из овчины и сукна (овчина мехом наружу огибала голову, тогда как сукно закрывало ее верхнюю часть).
Исследователь предположил, что данная шапка надевалась как свадебная по причине ее дороговизны и, соответственно, престижности [9, с. 62].
Исследователь И.Г. Петров описывал сурбан (сурпан) как головной убор замужней женщины, представляющий собой внешне удлиненную полосу белого холста с украшенными вышитыми и ткаными узорами концами [10, с. 139].
Сведения Е.А. Ягафовой позволили нам дополнить образ сурбана. В частности, исследователь разбила его на несколько частей. Основной частью служило полотенце сурбан, состоящее из частей отбеленного полотна с красными кромками.
На концах полотенца вышивался орнамент, или же они обрамлялись кумачем и кружевом, или же бахромой. В более ранних вариантах встречаются вставки в виде узкой полосы холста с красными кромками, украшенного вышивкой в технике паклава (двусторонняя гладь) [17, c. 170].
Н.Ю. Кашпар же писал, что кромка вышивкой оформляется в виде геометрического орнамента (ромбовидного) [3, с. 145].
Этот обычай надевания головного убора сурбан / тастар символизировал, как стоит обратить внимание, перевод девушки в статус замужней женщины [3, с. 63].
Н.Ю. Кашпар, обсуждая этнографическую коллекцию собирателя Озерова, отметила, что к костюму должен идти головной убор, состоящий из головного полотенца сурбан с тканым декором концов и фабричного платка, который заменял пестрядинную головную повязку, или же просто из платка [3, с. 143].
В.Г. Родионов обращал, что женским головным убором также служил низкий хушпу, который лишь слегка покрывал лоб и виски, представляясь в виде широкой ленты [13, с. 121].
Ученый Г.Б. Матвеев писал о трех разновидностях такого головного убора как хушпу:
- невысокие кожаные цилиндры без дна, полностью расшитые серебряными монетами и стройными рядами из бисера ближе к лобной части и по верхнему краю.
Преимущественно характерны для средненизовых чувашей аниш-цивильской подгруппы и носились, что примечательно, в комплексе с височной подвеской (пущ еппи) (Рис.2, Приложение);
- высокий кожаный конус, расшитый монетами. У конуса в верхней части имелось отверстие, а на основание пришивались наушники в виде треугольников. Преимущественно распространен у низовых чувашей;
- полусфера. В большей степени характерно для закамских и прибельских чувашей [5, с. 58].
Таким образом, тенденция к богатому оформлению вышивкой и элементами украшения сохраняется не только в одежде, но и в головном уборе. Бисер и монеты, геометрический узор – это основная характеристика национального головного убора чувашей.
-
Ювелирные украшения
Чувашские украшения, исходя из их сложной визуально конфигурации, также сложны и в исполнении. Мастерицы использовали для них, как правило, наиболее редкие, дорогие материалы и элементы, каждый из которых наделялся, безусловно, своим традиционным магическим влиянием.
В XVIII-XIX вв. в качестве элементов для изготовления ювелирных украшений служили в основном наиболее мелкие металлические элементы (трубки, кольца, спирали, булавки и иглы, полые шарики, свинцовые бусинки, пуговицы, проволока), а также раковины каури, стеклянные бусы, бисер.