Файл: Конкуренция и концепции выживания организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 470

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкуренция и концепции выживания организации

Содержание

Введение

  1. Теоретические аспект конкуренции предприятия

    1. Понятие и сущность конкуренции предприятия. Функции конкуренции. Виды конкуренции

    2. Функционирование организации в условиях конкуренции

  2. Анализ конкурентоспособности ООО

    1. Характеристика ООО

    2. Анализ конкурентных преимуществ ООО

Заключение

Список использованных источников

Введение

Экономика стран эффективно развивалась благодаря конкуренции. В связи с этим все начали изучать и исследовать сущность конкуренции, ее функции, тенденции и возможности ее развития.

Обеспечение устойчивого экономического развития требует обязательного наличия здоровой и развитой конкурентной среды, в рамках которой осуществляется соперничество между всеми экономическими субъектами, установлены ограничительные меры, препятствующие формированию и распространению монополии, действуют запреты на осуществление недобросовестной конкуренции. Термин «конкуренция» применяется для обозначения состязательной составляющей в деятельности каких-либо субъектов. На практике существуют различные трактовки понятия «конкуренция», суть которых в конечном итоге сводится к одному. Конкуренция – борьба производителей услуг и товаров за рынки сбыта, отдельные рыночные сегменты. 

Целью курсовой работы является изучении конкуренции и концепции выживания организации. При этом можно выделить следующие основные задачи:

- рассмотреть нормативно-правовое регулирование конкуренции; - изучить понятие и сущность конкуренции, концепции выживания организации;

- представить организационно-экономическую характеристику организации;

-провести оценка уровня конкурентоспособности;

- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности организации.

В данной курсовой работе использовались общенаучные методы, такие как анализ, синтез. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


  1. Теоретические аспекты конкуренции предприятия




    1. Понятие и сущность конкуренции предприятия. Функции конкуренции. Виды конкуренции

В настоящее время проблема повышения конкурентоспособности остра для всех предприятий всей отрасли. Чтобы добиться хорошего результата работы предприятия, необходимо раз в раз адаптироваться к изменениям в условиях. В настоящее время всё чаще требуется разработка инновационной концепции развития предприятия чтобы увеличивать конкурентоспособность предприятия. Чтобы разработать данные концепции, надо досконально изучить экономические категории конкурентоспособности.

Для того, чтобы избежать серьёзных расчетов при расчете цен на товары или услуги, необходимо иметь достаточно хорошие теоретические и практические знания по обеспечению конкурентоспособности товаров и услуг. Из-за ошибок в установлении ценовой политики можно столкнуться с существенными убытками, а иногда и с банкротством предприятий.

Сейчас прослеживается чрезмерное повышение цен. Производители, продавцы вынуждены бороться за предпочтения потребителя. Предпочтение покупателя всегда будет уделено товару и услуге, которая будет более доступна как по цене, как и по качестве.

В чём сущность конкуренции? Чтобы ее раскрыть, дадим понятие конкуренции. Конкуренция – это такой сложный процесс взаимодействия субъектов рынка в экономике, при котором борьба этих субъектов (рыночных организаций) приводит к улучшению сбыта продукции более успешного, сильного, передового (конкурентоспособного) предприятия. Развитие конкуренции на рынке, помимо возможности увеличения каналов сбыта, позволяет более конкурентоспособному предприятию получить возможность наиболее детально изучить потребности потенциальных потребителей и занять более высокую ступень на рыночной нише.

Конкурентоспособность предприятия – способность успешно соперничать на рынке и получать социально экономические выгоды относительно соперников.

Конкурентоспособность может быть выражена через групповые, интегральные и обобщённые показатели.

Цель оценки конкурентоспособности – определение положения предприятия на каком-либо из рынков.

С помощью конкурентоспособности предприятия, если считать ее как числовую характеристику, оцениваются достигнутые предприятием результаты в течение какого-либо периода. Поскольку конкурентоспособность предприятия можно считать числовой характеристикой, то оценивается достижение предприятием результатов за какой-либо период. Обеспечение конкурентоспособности зависит от преимуществ, которые были приобретены в течение периода, в сравнении с действующими конкурентами. Это могут быть преимущества экономические, инвестиционные, финансовые, имиджевые и др.



Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она способствует развитию экономики, самих сотрудников, деятельности самостоятельных организаций. Через него производители, как будто, контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

Функции конкуренции в рыночной экономике предназначены для того, чтобы процесс совершенствовался, и недостатков становилось меньше. Так, конкуренция выполняет следующие функции, представленные на рисунке 1.



Рисунок 1 – Функции конкуренции
- Регулирующая функция. Функция регулирования заключается в том, что основные производственные факторы направляются в те сферы, в которых они наиболее необходимы и которые можно использовать максимально эффективным образом. Это связано с необходимостью предпринимателя для выпуска тех товаров (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель.

- Функция размещения. Свободная конкуренция позволяет ресурсам и произведенным продуктам, и товарам концентрироваться в том месте, в котором они способны обеспечить максимальный доход. Рабочая сила скапливается в тех районах, в которых обеспечивается большая прибыль. При неправильном применении ресурсов предприятие или компания в условиях конкуренции автоматически лишаются самой основы для своей деятельности.

- Инновационная и адаптационная функция. Конкуренция ведет к тому, что производственные факторы направлены на увеличение производительности труда и эффективности производства предприятия. Инновации совершенно необходимы, поскольку производители все время вынуждены добиваться повышения стоимости вложенных ресурсов, а также корректировать структуру производства в соответствии с изменяющимися потребностями потребителей. Производитель, не учитывающий этого, претерпевает «фиаско» в конце.

- Распределительная функция. Конкуренция проявляется также в борьбе между конкурентами за получение самых больших объемов материальных благ и услуг национальной экономики, при этом на наиболее выгодных условиях. Конкуренция разделяет совокупное производство, в первую очередь, в зависимости от уровня дефицита одного или иного фактора производства. К примеру, если число людей, которые захотят получить работу много, то оплата их труда будет ниже, если же в случае нехватки рабочей силы.


- Контролирующая функция. При наличии реальной конкуренции не один поставщик или потенциальный покупатель не могут добиться господствующего положения на рынке и диктовать условия другим его участникам. Иначе говоря, контролирующая функция проявляется в недопущении господства монополий на рынке. Конкуренция ограничивает монополии и ставит их в определенные рамки.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что на достижение своей цели может рассчитывать только та фирма, которая заняла выгодное место на рынке, в отличии от ее конкурентов, которые не смогли выйти на уровень выше. Также роль и функции конкуренции остаются значительными. Важность обеспечения конкурентоспособности для успешного функционирования предприятия хорошо осознается как теоретиками, так и практиками, что привело к появлению большого количества исследований, посвященных как общим методологическим проблемам конкурентоспособности, так и вопросам управления ею в конкретных ситуациях.

Конкуренция является системой. Как и любая система конкуренция делится на виды. Виды конкуренции отражены на рисунке 1.2.

Виды конкуренции


Совершенная Несовершенная конкуренция

(чистая конкуренция)

Олигополия Монополия

Монополистическая

конкуренция


Рисунок 1.2


Таким образом, анализ рисунка 1.2 позволяет сделать вывод, что существует четыре вида конкуренции.

- Совершенная конкуренция проявляется в том случае, когда соперничество проявляется между большим количеством участников. При этой конкуренции продавцы не оказывают значительного влияния на цену. Весь товар, находящийся на данном рынке, однотипен и информация о нем открыта. Данный вид конкуренции наблюдается на сельскохозяйственном рынке



- Монополистическая конкуренция – это тип рыночной несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта контролируют за объем продаж. Данный вид конкуренции наиболее близкий к совершенной конкуренции. В монополистической конкуренции, как и в совершенной конкуренции, участвует много продавцов. Продавцы оказывают незначительное влияние на цены товара (или услуги). Весь товар (или услуги) на рынке носит дифференцированный характер, то есть, различны по своему характеру. Весь товар открытой информации. Часто такое пример конкуренции встречается на рынке бытовой техники.


- Олигополия – это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует небольшое количество участников. Таким образом, данный вид конкуренции характеризуется снижением количества продавцов, которое колеблется от 2 до 5 предпринимателей. При олигополии конкуренция больше походит на «сговор», «договоренность». Весь товар на рынке может быть и открытым, и дифференцированным.


- Монополия характеризуется единичным присутствием на рынке. Цена товара зависит от продавца, то есть, определяется монополистом. Но все же она ограничивается. Нельзя сказать, что монополист может выбрать абсолютно любую цену. Если цена будет слишком сильно завышена от равновесной цены, то продавец не сможет продать весь свой товар. Поскольку, на рынке, при данном типе конкуренции, участвует лишь один предприниматель, то его товар считается уникальным.
Таким образом, в зависимости от ситуации на рынке могут существовать абсолютно разные виды конкуренции.

    1. Функционирование организации в условиях конкуренции

Для эффективного функционирования организации необходимо искать способы увеличения конкурентных преимуществ. Данные преимущества позволяют организации повысить конкурентоспособность организации. Любая организация стремится к росту прибыли и увеличению доходов своих собственников.

В условиях жесткой конкуренции, каждое предприятие обозначает одной из стратегических целей, таким образом, чтобы стать лучшим среди своих конкурентов. Ключевым инструментом достижения цели выступает удовлетворение интересов потребителей продукции предприятия, предоставление им такого товара, который будет целим и полностью соответствовать всем требованиям современного общества. В условиях жестокой конкуренции каждая компания обозначает свою стратегическую цель, чтобы быть лучшей среди своего конкурента. Ключевой инструмент достижения цели является удовлетворение потребительских интересов продукции предприятия и предоставление такого товара, который будет соответствовать требованиям ее потребителей.