Файл: Курсовая работа По теме Организация охраны труда в фармацевтических организациях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 3078

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Организация охраны труда в фармацевтических организациях

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  1. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

  2. Принятие и реализация федеральных законов, других нормативных правовых актов (в том числе субъектами РФ), целевых программ (в том числе отраслевых) об улучшении условий и охране труда.

  3. Государственное управление охраной труда.

  4. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда.

  5. Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

  6. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от этих случаев и членов их семей на основе обязательного социального страхования.

  7. Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

  8. Координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности.

  9. Распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.

  10. Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда.

  11. Подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда.

  12. Организация государственной статистической отчетности об условиях труда, производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях.

  13. Обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда.

  14. Международное сотрудничество в области охраны труда.

  15. Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда (разработка и внедрение безопасных техник и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты и т.д.).

  16. Установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.


В рамках данного материала далее рассматриваются основные практические аспекты осуществления некоторых указанных направлений более подробно.

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является основополагающим направлением и главной целью в области охраны труда.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в соответствующих требованиям охраны труда условиях. Предусмотренные трудовым договором условия труда должны соответствовать требованиям охраны труда. Условиями труда является совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняется место работы, должность и средний заработок.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья работодатель обязан предоставить ему другую работу на время устранения такой опасности или оплатить время простоя.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от него исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой.

Отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, отказ от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности.

Принятие и реализация федеральных законов, других нормативных правовых актов (в том числе субъектами РФ), целевых программ (в том числе отраслевых) об улучшении условий и охране труда позволяет обеспечить систему нормативно-правового регулирования в данной сфере.

Основными документами по охране труда являются:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (Главы 33-36, статьи 209-231);

  • Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702);

  • Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

  • Совместное постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"; документ зарегистрирован в Минюсте РФ 12 февраля 2003 года N 4209 и вступил в силу с момента публикации в "Российской газете", т.е. с 22 февраля 2003 года.


Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими органами исполнительной власти (при обязательном согласовании и координации деятельности в области охраны труда с федеральным органом исполнительной власти по труду). Распределение полномочий в области охраны труда органами исполнительной власти осуществляется Правительством РФ. Государственное управление на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и территориальными органами субъектов РФ в пределах их полномочий.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда позволяет обеспечить соблюдение трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасный труд. Защита трудовых интересов является одной из основных задач органов федеральной инспекции труда.

Основные полномочия этих органов в области охраны труда отражены в Трудовом Кодексе (ст. 356 ТК РФ):

  • осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; анализ состояния и причин производственного травматизма и разработка предложений по его профилактике;

  • дают заключения по проектам строительных норм и правил о соответствии их требованиям трудового законодательства, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;

  • участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

  • принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников и др.

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

  • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

  • приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

  • направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

  • отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

  • запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты;

  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о возмещении вреда, причиненного здоровью работника на производстве.


Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора. Государственный инспектор при выявлении нарушения трудового законодательства имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, защита законных интересов работников, пострадавших от этих случаев и членов их семей на основе обязательного социального страхования являются важными составляющими в сфере охраны труда.

Расследуются и подлежат учету следующие несчастные случаи: травма (в том числе нанесенная другим лицом), острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Вышеперечисленные случаи подлежат расследованию и учету, если они произошли:

  • в течение рабочего времени на территории организации или вне ее (в том числе во время установленных перерывов);

  • в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды перед началом и после окончания работы;

  • при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и нерабочие праздничные дни;

  • при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем, либо на личном транспорте в случае использования его в производственных целях по распоряжению работодателя или по соглашению сторон трудового договора;

  • при следовании к месту служебной командировки и обратно;

  • при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;

  • при осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.


Несчастный случай является страховым случаем, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязанность расследования тяжелых, групповых несчастных случаев и случаев со смертельным исходом возложена на работодателя (ст. 227-231 ТК РФ). Работодатель должен создать комиссию, возглавляемую государственным инспектором труда. При выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы или заявления от пострадавшего государственный инспектор по охране труда проводит расследование независимо от срока давности несчастного случая. Такое расследование оформляется заключением государственного инспектора по охране труда.